Порядок разработки, изменения и обновления стандартов
Работа по разработке стандартов осуществляется по определенной схеме, которая включает в себя определенные этапы.
Правила разработки представлены в ГОСТ Р 1.2–2004. Стандартизация в РФ. Правила
Разработки. Утверждения. Обновления и отмены.
Вначале осуществляется сбор заявок на разработку стандартов. Заявителями могут быть государственные органы, организации, предприятия, фирмы. В заявке обосновывается необходимость разработки нормативного документа в данной области деятельности общества. На
основании заявок национальный орган по стандартизации формирует программу разработки национальных стандартов.
Дальнейшая работа включает следующие этапы:
• Составление технического задания. Здесь устанавливаются сроки выполнения каждой стадии, содержание и структура будущего стандарта, составляется список заинтересованных сторон (в качестве таковых могут выступать и государственные органы, и фирмы, и предпри-
ятия, занимающиеся производством данной продукции или оказанием услуг, на которые разрабатывается стандарт).
• Разработка проекта. Проект в первой редакции рассматривается на специальном заседании национального органа по стандартизации, рассылается на отзыв заказчикам и заинтересованным организациям, затем анализируются отзывы, с учетом полученных замечаний проект дорабатывается и составляется окончательная редакция проекта, которая, в свою очередь, публично обсуждается.
• Принятие стандарта. Технический комитет по стандартизации организует проведение экспертизы данного проекта и направляет мотивированное предложение по принятию или отклонению проекта в национальный орган по стандартизации, который принимает решение. Затем стандарт регистрируется, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе.
Применение стандартов заключается в использовании нормативных документов в различных видах деятельности.
Рекомендуется два основных способа применения нормативных документов:
– непосредственное использование в соответствующей области (производстве, испытаниях, сертификации и т. д.);
– введение его в другой нормативный документ.
Последнее предполагает включение полного текста или части данного нормативного документа в другой нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии,
либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандарте, включаются в стандарт предприятия.
Помимо применения стандартов в ходе развития общества возникает необходимость в их пересмотре или отмене.
Технические комитеты, как правило, ведут обратную связь с предприятиями, предпринимателями, научно-техническими и другими общественными объединениями, которые, в свою очередь, вносят предложения по обновлению стандартов. С учетом поступающих предложений технические комитеты разрабатывают проекты изменений к стандарту или предложения по отмене стандарта.
Изменения в стандарты вносятся в том случае, если вводятся более новые прогрессивные технологии и требования к продукции, работам и услугам. Проекты изменения к стандарту направляются для принятия в национальный орган по стандартизации. Каждому изменению
присваивается порядковый номер и устанавливается дата введения изменения в действие. Информация об изменениях и текст изменений публикуются в информационном указателе.
Обновление стандарта предусмотрено в случае, если все более новые прогрессивные требования к продукции и услугам приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, или когда происходит изменение
основных показателей качества продукции.
При этом происходит отмена действующего стандарта, а в новом указывается, взамен какого стандарта он разработан, и ему присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.
Отмена стандарта предусмотрена в следующих случаях:
– в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ, оказания услуг, осуществлявшихся по данному стандарту;
– при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;
– в других обоснованных случаях.
Национальный орган по стандартизации публикует информацию об отмене стандарта.
Данный порядок разработки, изменения и обновления стандартов действует на всей территории Российской Федерации.
Информационное обеспечение стандартизации
Национальный орган по стандартизации обладает исключительным правом опубликования государственных стандартов. Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИ-ИКИ РФ) ведет фонд отечественных, международных, региональных и зарубежных стандартов, имеет автоматизированные банки данных.
Правительством РФ в 2003 г. было утверждено Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Данный фонд является государственным информационным ресурсом.
Основные виды документов, комплектующих данный фонд, – это:
• нормативные акты РФ относительно вопросов стандартизации и сертификации;
• государственные реестры;
• государственные стандарты и их проекты;
• стандарты отраслей и информация о стандартах научно-технических и других общественных организаций;
• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
• нормативные документы, принятые международными, региональными, национальными организациями зарубежных стран.
Количественный состав Федерального информационного фонда
(по состоянию на 01 января 2014 г.)
Документы национальной системы стандартизации | Всего |
Технические регламенты | |
Национальные стандарты | 26 681 |
Общероссийские классификаторы | |
Правила и рекомендации по стандартизации | 1 199 |
Своды правил | |
Итого: | 28 104 |