Функции управления в области использования и охраны земель

Тема 5. Понятие и общая характеристика государственного управления в сфере использования и охраны земель (организационный механизм в сфере использования и охраны земель)


1. Понятие, особенности и цели управления в сфере использования и охраны земель и охраны земель. Общая характеристика функций государственного управления земельным фондом РФ.
2. Система органов государственного управления земельным фондом. Специально уполномоченные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы в области использования и охраны земель.
3. Государственный кадастр объектов недвижимости. Сведения о земельных участках в ГКН. Порядок ведения ГКН. Кадастровое деление территории Российской Федерации. Кадастровый номер земельного участка. Предоставление сведений ГКН.
4. Планирование и территориальное зонирование. Планирование мероприятий по использованию и охране земель. Зонирование. Правовой режим зон, где установлены ограничения на использование территорий (санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и другие).
5. Мониторинг земель и других природных ресурсов. Понятие мониторинга. Основные задачи мониторинга земель. Виды мониторинга земель.


1. Понятие, особенности и цели управления в сфере использования и охраны земель и охраны земель. Общая характеристика функций государственного управления земельным фондом РФ.

Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель

Введение

Существует несколько видов (форм) управления. К ним можно отнести:

1. государственное;

2. муниципальное;

3. общественное;

4. внутрихозяйственное.

Ведущей формой управления в области регулирования общественных отношений, в том числе и в сфере землепользования, является государственное управление.

Вместе с тем в этой сфере возникла и развивается вторая форма управления — муниципальная. Она позволяет избавиться от существовавшей ранее излишней централизации при решении управленческих проблем организации землепользования, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и отдельных хозяйств.

Земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законов о рациональном использовании земель и охране природной среды.

Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органовисполнительной власти

, направленную на создание эффективных условий для использования и охраны земель всеми субъектами возникающих правоотношений независимо от форм собственности.

Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:

1. создание правовых, экономических и организационных предпосылок функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования;

2. повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов государства;

3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий.

Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов). Важная роль государства проявляется при создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.).

Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:

· управление государства-собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление);

· управление государства-органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

Подробнее

Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного кадастра, выявлении правонарушений и т. п.).

Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.).

Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект хозяйственной деятельности. Отсюда различия в методах регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления властных функций государства и по поводу хозяйственных отношений, связанных с использованием и охраной земель.

В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой императив. Во втором — метод, не допускающий, как правило, императива, который выражается в согласованиях и учете волеизъявления землепользователя при формировании тех или иных решений органа государственного управления земельными ресурсами.

Однако наблюдение государства — собственника земли в лице его компетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «хозяйственной свободы», может смениться методом правового императива. Так, в силу права государственной собственности на землю отвод земли для хозяйственных потребностей производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Следовательно, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Но в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами, «управляющего государственным земельным имуществом», а не как «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельно-хозяйственные, а не как административные (властные).

В этих действиях проявляется «власть» собственника над своим имуществом, а не власть государства-суверена.

Функции управления в области использования и охраны земель

Они сводятся в основном к следующим видам (направлениям) деятельности:

· планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов;

· резервирование и зонирование земель;

· распределение и перераспределение (предоставление, отвод, изъятие, выкуп) земель;

· государственная регистрация прав на землю, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования;

· планировка и правила застройки земель поселений, ведение государственного земельного кадастра;

· мониторинг земель;

· охрана земель и контроль за правильным их использованием, а также охрана земельных правграждан и юридических лиц;

· организация платы за землю и др.

Таким образом, деятельность органов государства и других владельцев земли по управлению и организации землепользования широка и многогранна. Практическое значение имеет разграничение их правомочий, ибо в разных функциях управления, в том или ином их сочетании по-разному проявляются методы управления.

2. Система органов государственного управления земельным фондом. Специально уполномоченные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы в области использования и охраны земель.

3. Государственный кадастр объектов недвижимости. Сведения о земельных участках в ГКН. Порядок ведения ГКН. Кадастровое деление территории Российской Федерации. Кадастровый номер земельного участка. Предоставление сведений ГКН.

4. Планирование и территориальное зонирование. Планирование мероприятий по использованию и охране земель. Зонирование. Правовой режим зон, где установлены ограничения на использование территорий (санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и другие).

5. Мониторинг земель и других природных ресурсов. Понятие мониторинга. Основные задачи мониторинга земель. Виды мониторинга земель.

Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель. Мониторинг (лат.) – предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий. Мониторинг земель выполняет базовую, связующую роль всех иных мониторингов и кадастров природных ресурсов.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ. Мониторинг земель включает непрерывное наблюдение за использованием земель в соответствии с категориями и целевым назначением земель.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ.

Цели мониторинга земель – выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Задачами мониторинга земель являются:

1. своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Принципы ведения мониторинга земель:

· достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

· единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

· взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

· централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

· наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Содержание мониторинга земель – систематическое наблюдение за состоянием земель, выявление изменений и оценка: состояния землепользований; плодородия почв, зарастания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель; состояния береговых линий водоемов, гидротехнических сооружений; образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений; состояния земель поселений, объектов неф-те– и газодобычи, очистных сооружений, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, захоронения промышленных отходов.

Наши рекомендации