Конкретный анализ ситуаций (казусов)

Актуализировать полученные знания поможет решение рабо­чих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.

При анализе ситуации необходимо прежде всего четко опре­делить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом предлагали урегулировать аналогичные ситуации.

Саксонское зерцало

После смерти жены барона фон Хельке ее родственники потребовали передачи им имущества покойной — земельного участка и драгоценностей. В свою очередь барон заявил, что его супруга подарила ему все, чем она владела в день рождения их первенца.

Как следует разрешить данный казус в соответствии с нормами Саксонского зерцала?

1. Проанализируйте структуру Саксонского зерцала и определите:

1) регулированию каких правоотношений посвящен данный источник права?

2) чем различаются земское право и ленное право?

3) имеются ли в земском и ленном праве случаи обращения к одним и тем же вопросам, чем можно объяснить такие факты?

4) установите, отличается ли правовое регулирование земским и ленным правом в случаях обращения к аналогичным ситуациям.

2. На основе положений Саксонского зерцала составьте ие­рархию сословной структуры феодального общества средневеко­вой Германии. Как она соотносится с политической организаци­ей Германии XII в.

3. На основе анализа Саксонского зерцала:

1) установите структуру судебной системы и составьте ее схему;

2) определите подсудность и подведомственность судебных спо­ров;

3) установите порядок возбуждения судебного разбирательст­ва;

4) смоделируйте процедуру рассмотрения дела и вынесения решения судом;

5) определите, была ли возможность обжалования судебных ре­шений;

6) установите систему наказаний, применяемых немецким правом, возможность смягчения или освобождения от наказа­ния.

4. На основе положения Саксонского зерцала дайте опреде­ление и толкование терминов:

1) доктрина двух мечей;

2) семь военных щитов;

3) шеффены;

4) чинш (чиншевики);

5) духовный князь;

6) утренний дар;

7) лен;

8) имперские князья;

9) шультгейс;

10) женская доля.

5. Распределите, что из ниже перечисленного будет относится к наследству, а что включено в имущество, которое жена может получить после смерти мужа:

1) земельный надел;

2) рабочие лошади;

3) домашняя птица;

4) откормленные свиньи;

5) золотые украшения;

6) постельное белье;

7) доспехи;

8) денежные средства;

9) съестные припасы;

10) материя в отрезах;

11) книги.

Каролина

5. Жительница города Бремена Марта Мюллер была уличена сводничестве.

Какое наказание ожидает женщину согласно «Каролине»?

6. Курт Анхель, подозреваемый в совершении кражи священ­ных предметов из церкви, на основании действующего законодательства был подвергнут пытке.

Какие улики и доказательства послужили основанием для допроса под пыткой?

Подлежат ли ответственности, согласно «Каролине», судья и истец, подозревавший Анхеля и подавший на него донос, если последний не признается в краже?

7. В 1542 г. в немецком городе Виттенберге два местных бюрге­ра были втянуты в имущественную тяжбу, касающуюся го­родской постройки. За день до суда ответчик по иску был найден мертвым неподалеку от своего дома. Подозрение пало на истца, поскольку было известно, что он публично оскорблял убитого и угрожал ему расправой. Кроме того, он был замечен в обществе подозрительных людей и имел при себе оружие.

Может ли судья, в соответствии с предписаниями «Кароли­ны», взять истца под стражу как подозреваемого в убийстве и применить пытку?

Может ли быть вынесен обвинительный приговор при упор­ном запирательстве подозреваемого, включая неоднократный допрос под пыткой?

8. Двенадцатилетний Фридрих Маер совершил кражу булки. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом. Какие смягчающие вину обстоятельства будут приняты во

внимание и какое наказание ожидает Фридриха Маера по «Ка­ролине»?

9. Ганс Цимерман, выйдя из тюрьмы, где он отбывал наказа­ние за кражу, в состоянии опьянения угрожал своему соседу поджечь дом.

Какое наказание к Гансу Цимерману может быть примене­но на основании «Каролины»?

Вопросы для обсуждения.

Вопрос 1. При ответе на данный вопрос необходимо ос­ветить историческую обстановку в Германии накануне принятия «Каролины», дать характеристику правовой системы и источни­ков, которые действовали до принятия уложения. Далее следует осветить историю создания и принятия этого документа. Опре­делить, какие цели провозглашала и преследовала император­ская власть, создавая уложение, почему в условиях политической раздробленности Германии удалось создать и ввести в действие общеимперское законодательство. Необходимо выявить, какие источники оказали влияние на содержание «Каролины», прин­ципы взаимодействия с существующими источниками, как пред­полагалось разрешать проблемы коллизии правовых норм, про­белов в праве.

В рамках этого же вопроса дать характеристику уровня юри­дической техники, формы изложения правовых норм (казуистичность, абстрактный характер), связь с религией, степень формализма, определить структуру и логику изложения.

Вопрос 2. При подготовке данного вопроса необходимо прежде всего дать понятие преступления по «Каролине», вы­явить виды преступлений (поскольку они рассредоточены по разным статьям) и попытаться их классифицировать. Особое вни­мание следует уделить факторам, влияющим на квалификацию преступлений: формам вины, видам соучастия, рецидиву, спосо­бам и обстоятельствам совершения преступления, стадиям совер­шения преступления, личности потерпевшего и преступника.

При характеристике наказаний следует определить их цель, виды наказаний, принципы уголовной ответственности, значе­ние неопределенных санкций. Необходимо выявить факторы отягчающие, смягчающие или устраняющие уголовную ответст­венность.

Вопрос 3. Отвечая на данный вопрос, необходимо опре­делить органы правосудия, их структуру и состав, роль шеффенов в осуществлении правосудия. Далее следует рассмотреть сущность инквизиционного процесса, его отличия от состяза­тельного. Для этого установить основания возбуждения судебно­го процесса, выявить его стадии, роль судей в расследовании дела, методы досудебного и судебного расследований, положе­ние подозреваемого, основания и процессуальные правила при­менения пытки, виды и способы оценки доказательств, требова­ния к свидетелям, ответственность за ложное обвинение, лже­свидетельство, неправомерное применение пытки, процедуру подготовки и вынесения приговора. Особое внимание следует обратить на возможность подачи апелляции и пересмотра судеб­ного решения.

В заключение определить, какую роль в развитии и реализа­ции принципов уголовного процесса в Германии сыграла «Каро­лина».

Наши рекомендации