Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВФ РАНХиГС
Факультет Международно-правовой
Специальность/направление подготовки Юриспруденция
Специализация/профиль Уголовно-правовой
Кафедра Уголовного права и криминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Амнистия и помилование: условия и особенности применения»
Автор работы:
студент 3 курса, 2 группы
очной формы обучения
Ф.И.О. Пономаренко Д.А.
Подпись___________
Руководитель работы:
Заведующий кафедры, к.ю.н., доцент
Ф.И.О. Двойменный Игорь Алексеевич
Оценка
Подпись _________
«___» ______________20___г.
Воронеж 2014г.
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Амнистия и помилование-как институты уголовного права РФ.
1.1. Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии………………………….…....5
1.2. Уголовно-правовое понятие права на помилование………………. .11
Глава 2. Проблемы применения амнистии и помилования в России.
2.1. Актуальные вопросы амнистии и помилование в современных условиях…………………………..........................................................13
2.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства …………..…………………………... .16
Заключение………………………………………………………………..... 24
Список использованных источников литературы…………….……….26
Введение
Проблема, решению которой посвящена данная курсовая работа, посвящена тому, что анализ исследований ученных-правоведов уголовного права, чей научный интерес направлен на применении таких понятий, как амнистии и помиловании, позволяет говорить о том, что их тематика несколько мала. Авторы или выборочно сужают тему исследования, либо изучают общие моменты указанных институтов.
Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступным элементом.[1] Да, недостатка внимания ученых к разумению данной проблемы не испытывалось никогда, включая с трудов советского периода и заканчивая исследованиями новейшего времени. Вместе с тем, изменение научных знаний не привела ученых к устоявшемуся теоретическому стандарту применения амнистии и помилования.
Объектом исследования - анализ условий "Амнистия и помилование: условия и особенности применения". Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач.
Данному вопросу посвятили свои работы многие ученые. Например, Дурманов Н.Д., Аликперов Х.Д., Утевский Б.С, Егоров В.С., Васильева И.А., Зельдов О.С., Михлин А.С. и др.
Цель исследования: дать основную характеристику применения амнистии и помилования в современном уголовном праве Российской Федерации.
Поставленная цель обусловила надобность решения следующих задач:
1) теоретически обосновать понятие «освобождение от уголовной ответственности» в уголовном праве;
2) исследования основания и цели освобождения от уголовной ответственности;
3) рассмотреть правовую природу и порядок применения амнистии;
4) предположить пути решения проблемы «Амнистии и помилования»
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы:
- сравнение, анализ, синтез;
- анализ и изучение научной литературы и другие.
Глава 1. Амнистия и помилование-как институты уголовного права РФ
Уголовно-правовые понятие амнистии, акта об амнистии. Эффективность применения амнистии
В УК РФ 1996г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993г. имеет нижняя палата российского парламента - Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии нет указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, мужчинам старше 60 лет, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к инвалидам I или II группы и т.д. При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность дает отличие амнистии от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.
Итак, объявление амнистий отнесено к ведению Государственной Думы ФС РФ и осуществляется путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения.[2]
Ставшим актом высшего органа государственной власти, амнистии обладают нормативным характером. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц. Вопрос о правовой природе актов амнистии остается так же дискуссионным. Так, И. Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», потому что первые не отменяют и не изменяют норм права и даже не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».[3] Не нормативный характер актов амнистии, именно к такому выводу привело такое суждение автора.
В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечал, что к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия.[4]
Действие актов амнистии связывается с событиями различного характера.
Во-первых, это могут быть сведения, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но рассматривается в процессе назначения наказания и освобождения от него. К примеру, в силу Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 г "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" подлежали освобождению от наказания, свободно от назначенного срока, с учетом предусмотренных исключений, осужденные, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества либо проходившие службу в составе действующей армии; награжденные орденами или медалями СССР либо РФ; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и некоторые другие категории лиц.[5] Сюда так же можно отнести Постановление Государственной Думы РФ от 18.12.2013 г. «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ» подлежат освобождению от наказания в частности, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет; от 16 до 18 лет, ранее не отбывавших наказание в воспитательных колониях; до 18 лет, отбывшие не менее половины назначенного срока наказания.[6]
Во-вторых, критерием отнесения к числу лиц, подпадающих под амнистию, часто выступает факт совершения преступления впервые, а также вид и размер назначенного наказания. Так, тем же постановлением от 26 мая 2000 г. амнистия была распространена на впервые осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно.
В-третьих, попадаются комплексные критерии, когда амнистия распространяется на лиц, обладающих определенным социальным и/или физиологическим статусом, наказанных тем или иным видом и размером наказания и при этом отбывших часть его либо ранее не отбывавших наказание в том или ином учреждении уголовно-исполнительной системы. Например, в силу Постановления Государственной Думы от 19. 04. 2006 г. "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России" подлежат освобождению от наказания осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях; осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.[7]
Амнистия может распространяться на лиц, совершивших преступления в определенное время и в определенной обстановке. Так, в соответствии с Постановлением Государственной Думы "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики" от 6 июня 2003 г. под амнистию подпадали лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР.[8]
Указанные признаки характерны для амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом. Этот правовой спор был разрешен постановлением Конституционного суда от 05.07.2001 года № 11-П, который аргументировано, определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…».[9]
Имеет место так же сказать, что акт амнистии может освобождать не только от уголовной, но и от административной ответственности. Помимо акта амнистии Государственная Дума издает постановление о порядке применения амнистии, преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, объеме и формах его применения. В связи с победой над гитлеровской Германией и резкое изменение социально-политической обстановки в стране вызвало необходимость принятия акта амнистии от 07.06.1945 года.
Так же можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии провозглашается гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, женщин, больных, несовершеннолетних.
Так, акт амнистии от 24.12.1997 г. начинается словами: «Руководствуясь принципом гуманизма…».[10]
Завершая рассмотрение поставленного вопроса, можно отметить, что, конечно, акт амнистии - специфический правовой документ. В первую очередь, его особенности связаны с порядком действия данного акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, вообще, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии сужено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. И такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.
Суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.[11]
Важное теоретическое и практическое значение имеет правильное определение юридической природы амнистии, так как оно помогает раскрыть сущность этого института и лучше выявлять основания и условия его применения.
Эффективность в юридической литературе трактуют как: правильность, обоснованность правовых норм[12]; полное достижение цели[13] и т.д. В действительности, под эффективностью наказания почасту понимают успешность достижения его целей. Выходить, эффективность норм актов об амнистии – это отношение между той социальной целью, для достижения которой был принят акт амнистии и фактическим результатом, наступившим после амнистирования. Качественной состояние - критерий эффективности, характеризующее достижение цели.
При принятии акта об амнистии, конечно же, происходят проблемы социальной обоснованности и законодательного прогнозирования на ступени правотворчества, где законодатель должен подвергнуть анализу, по возможности, все социальные явление, которые по возможности могут оказать влияние на эффективность амнистии. Поэтому, критериев (признаком) эффективности амнистирования является исправление, а также общая и частная превенция, и социальная адаптация. «В последнее время, - пишет И.Л. Марогузова, - отдельные акты по амнистии носят откровенно «разгрузочный» характер и преследуют одну – единственную цель – ввиду чрезмерной переполненности исправительных учреждений освободить из них как можно большее количество осужденных…»[14]