Хронология присоединения государств к Европейскому Союзу 2
Июль 1990 г. Март-апрель 1994 г Июнь-декабрь 1995 г. Январь 1996 г. Март 1998 г. Декабрь 1999 г. 17 декабря 2005 г. 28 апреля 2008 г. 1972, 1994 гг. 1985 году. | Мальта и Кипр подали на рассмотрение ЕС заявку о вступлении. Польша и Венгрия заявили о желании вступить в Евросоюз. Словакия, Эстония, Литва, Латвия, Румыния, Болгария подали свои заявления о вступлении в ЕС. Словения и Чехия выразили желание вступить в Европейский Союз. Начало переговоров с Кипром, Польшей, Венгрией, Словенией, Эстонией и Чешской Республикой - кандидатами на членство в Евросоюзе. Европейским Советом в г. Хельсинки (Финляндия) было принято решение начать переговоры по вступлению в ЕС Румынии, Словакии, Латвии, Литвы, Болгарии и Мальты. Македония кандидатом на вступление в ЕС. Обозначен срок начала переговоров с Хорватией о вступлении в Евросоюз. Официальное заявление на вступление в Евросоюз подала Албания. Дважды проводились референдумы о вступлении в Евросоюз в Норвегии. Первый референдум провалился из-за опасений, повязанных с ограничением независимости, второй — с сельским хозяйством. Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами Евросоюза, но входят в Шенгенскую зону. Гренландия вышла из состава Европейского Союза |
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.
В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.
Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры.
Карликовые государства Европы: Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.
4. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ В СОЮЗ.
Порядок присоединения новых государств к ЕС после амстердамских изменений регламентируется учредительным документом Союза. Маастрихтский договор о ЕС 1992 г. закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов. Государство, которое желает стать членом Евросоюза, должно соответствовать Копенга́генским крите́риям.
Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Европейский Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное боль-шинство депутатов Парламента.
Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждой страны, их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС.
Условия и дата вступления, а также, в случае необходимости, длительность переходного периода и необходимые изменения и дополнения в основополагающие для ЕС договоры должны быть согласованы в виде договора о вступлении, заключаемого между государством-кандидатом и государствами ЕС.
На практике процедура вступления не происходит автоматически, поскольку зависит от конкретной ситуации в каждом государстве-кандидате. Существует этап подготовки к вступлению, который отличается для всех стран. Во время этого предварительного периода государства-кандидаты адаптируют свои институции, стандарты и инфраструктуру к требованиям, предъявляемым к государствам-членам после вступления в ЕС.
Процедура вступления включает следующие стадии:
- Представление в Совет Европейского Союза заявления о членстве; - Обращение Совета к Комиссии с просьбой подготовить Заключение относительно заявления; - Вручение Комиссией Раде Заключения; - Решение Совета (единогласное) относительно начала переговоров о вступлении; - Начало переговоров между государствами-членами и государством-заявителем; - Принятие Радой (единогласное) по предложению Комиссии общей позиции на переговорах с государством-претендентом на вступление; - Заключение отдельного соглашения между ЕС и государством, вступающим в отношении проекта Договора о вступлении. - Представление Договора о вступлении в Совет и в Европарламент. - Подготовка Комиссией заключения Договора о вступлении. - Предоставление согласия (абсолютным большинством) Европарламентом. - Одобрение Договора Советом ЕС (единогласное). - Заключение Договора между Европейским Союзом и вступающей страной; - Ратификация Договора сторонами; - Вступления Договора в силу с определенной даты. |
Процесс вступления Великобритании, Ирландии и Дании длился более 11 лет: переговоры начались после заявлений этих стран о присоединении в 1961 p., но в 1963 г. они были блокированы Францией (так называемое первое вето де Голля) не только по политическим причинам, но и по поводу нежелания Великобритании адаптировать acquis communitare. Вступление Испании и Португалии занял более восьми лет. Стадию подготовке Заключения Комиссии относительно заявления о вступлении Австрии было растянуто на 24 месяца. Отсутствие связи между датой подачи заявления о вступлении и датой вступления свидетельствует о том, что политика ЕС по расширению базировалась на приоритете внутреннего развития сообществ.
Переговоры о вступлении (Accession negotiations) являются основным инструментом содействия стране-кандидату на пути вступления в Союз и определения степени ее готовности к этому вступлению. Страны-кандидаты оцениваются на основании достигнутых результатов в отношении соответствия Критериям вступления. С помощью переговоров оказывается содействие странам-претендентам в их подготовке к принятию на себя обязательств, связанных с членством. Одновременно переговоры помогают Европейскому Союзу подготовиться к расширению с точки зрения создания возможностей для включения нового участника. В ходе переговоров обуславливается применение и соответствие Критериям вступления, происходит это под наблюдением Комиссии. Критерии разделены на главы. Количество глав определяется числом областей, в которых необходимо достичь прогресса. Эти области определяются при помощи Критериев вступления в отношении каждой страны. Делается это с помощью Программы технической поддержки и обмена информацией (TAIEX). Переговоры ведутся по каждой из глав Критериев по отдельности с учетом используемых измеряемых критериев для определения начала или окончания таких переговоров. Переговоры проходят в рамках двусторонних правительственных конференций между государствами-участниками и соответствующей страной-кандидатом. По результатам переговоров (включая результаты политического и экономического диалога) составляется проект договора о вступлении, если переговоры закончены по всем главам. При необходимости, переговоры могут завершиться принятием комплекса переходных мер, даже в случае, если страна-кандидат не в полной мере соответствует Критериям вступления.
Каждая страна, намеревающаяся получить членство в Европейском Союзе (ЕС), должна отвечать условиям или Копенга́генские крите́рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы:
- Политический критерий: в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе), институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, а также уважения и защиты прав меньшинств.
- Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза.
- Принятие правил (Acquis) Сообщества: способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза (принятие «acquis communautaire», или правовых актов Сообщества).
Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с тремя документами:
1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) — географические и общие политические критерии
2. Декларация Европейского совета июня 1993 в Копенгагене, то есть Копенгагенские критерии — более детальное описание общей политики
политические
экономические
законодательные