Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус
Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.
Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
19. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
- рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Первый этап является обязательным.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.
20. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.
В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ).
Для реализации возложенных задач Роструд имеет право:
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
- применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК).
Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.
21. Понятие и виды процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Трудовые процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, т.е. это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со сторонами и другими участниками спора.
Два вида правоотношений по рассмотрению трудовых споров:
- трудовые процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров КТС, примирительной комиссией, с участием посредника, трудовым арбитражем);
- гражданские процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров районным или городским судом).
Также процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров следует подразделять на правоотношения, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, и правоотношения, возникающие при рассмотрении коллективных трудовых споров.
22. Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Субъекты правоотношений – это физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров иные, чем в трудовом правоотношении. Обязательным участником процессуальных правоотношений является юрисдикционный орган, представляющий стороны трудового правоотношения (например, КТС, формируемая из равного числа представителей работников и работодателей), или государство (например, суд). Другими участниками процессуальных правоотношений могут выступать представители работников (профессиональные союзы в лице их органов и иные представители работников) и работодателей (руководители организаций и др.), что не характерно для трудового правоотношения, предполагающего личное выполнение работником трудовой функции.
Трудовая процессуальная правоспособность является составной частью трудовой правосубъектности и представляет собой признаваемую нормами трудового законодательства способность и возможность обращаться за защитой нарушенного трудового права или законного интереса в юрисдикционный орган.
23. Основания возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают и прекращаются на основании определенных юридических фактов.
Основанием возникновения процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров является поступившее в соответствующий юрисдикционный орган заявление о рассмотрении и разрешении того или иного трудового спора.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора выступает обращение заинтересованного работника (потенциального, настоящего, бывшего) с иском (заявлением) в КТС или суд для защиты нарушенного, по его мнению, права или законного интереса, если работник и работодатель не урегулировали возникшие между ними разногласия путем непосредственных переговоров.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора может быть также обращение заинтересованного работодателя в суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению коллективного трудового спора служит надлежаще оформленное обращение уполномоченного представителя коллектива работников в примирительную комиссию как обязательную первичную инстанцию по рассмотрению коллективного трудового спора.
Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношения по рассмотрению трудовых споров, является, как правило, вступление в законную силу решения органа, рассмотревшего и разрешившего трудовой спор, либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора, рассмотренного примирительной комиссией или трудовым арбитражем.