Экспансия запада. русь, орда, литва
Нашествие, разгром Северо-Восточной, Южной, Юго-Западной Руси, образование Золотой Орды, чье владычество в той или иной форме распространялось на огромные территории русских земель, повлекли за собой дальнейшее их разъединение и прежде всего окончательный и долгий разрыв исторических судеб Северо-Восточной и остальной Руси.
Многие цивилизационные процессы, в частности центростремительные тенденции, оказались грубо подрезанными. Русь окончательно потеряла свободный выход на Волгу, утратила в пользу Орды свои вассальные владения в Окско-Волжском междуречье, Среднем и Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе.
Общее ослабление Руси привело к активизации ее противников на юго-западе - Венгрии и Польши, на северо-западе - Тевтонского ордена, Швеции, Дании, Литвы, которые методично и настойчиво оттесняли русские княжества от балтийского побережья.
Политика Владимиро-Суздальского княжества (позднее Великого княжества Владимирского) после монгольского нашествия строилась с учетом постоянного давления со стороны Золотой Орды. Великие князья владимирские, а позднее и московские прекрасно понимали историческую реальность второй половины XIII в. и всепобеждающую мощь Сарая, делали все для того, чтобы сохранить стабильные отношения с ордынскими владыками для упрочения своих позиций среди русских земель и для продвижения внешнеполитических интересов Руси на оставшихся в ее ведении западном и северо-западном направлениях.
Первыми это блестяще продемонстрировали Ярослав Всеволодович и особенно Александр Невский, чье истинное величие заключалось, может быть, не столько в его военных предприятиях как новгородского князя -замечательных победах над литовцами, шведами, немцами, сколько в осторожной, дальновидной, хитрой политике по отношению к Орде и достижении своих целей как в общерусской политике, так и во внешнеполитической сфере на западных и северо-западных рубежах.
Монголо-татарское нашествие и иго, безусловно, заметно ослабили все русские земли, и прежде всего Северо-Восточную Русь, а также Новгородскую землю, что вызвало заметную активизацию западного крестоносного мира по отношению к русским владениям в Прибалтике, Финляндии и непосредственно к русским территориям.
Первой пробой сил на северо-западных и западных русских границах в послемонгольский период стал натиск литовцев, которые в 1239 г. захватили Смоленск и готовили удар по Новгородской земле. Александр Ярославич, княживший в то время в Новгороде, поставил против Литвы оборонительные городки на реке Шелони, а его отец Ярослав Всеволодович выбил литовцев из Смоленска, тем самым предотвратил их поход на новгородские владения.
Затем последовал натиск шведов. В июле 1240 г. шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. Князь Александр Ярославич со своей дружиной скрыто подошел к лагерю шведов и ударил по ним, а небольшое новгородское ополчение отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли. Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранив за Русью выход к Балтийскому побережью.
Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили Изборск и Псков. Александр Невский внезапным ударом освободил захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, он перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра.
5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами.
В этой битве решалась не только судьба Новгородской и Псковской имель, но и дальнейшая судьба Северо-Восточной Руси. После разгрома крестоносцев на льду Чудского озера Орден отказался от своих завоеваний и 11овгородской земле, его военная мощь была ослаблена. Северо-Восточная Русь стала первым центром объединения русских земель.
После смерти Александра Невского его старшие сыновья (Дмитрий и Андрей) упорно боролись за великий Владимирский стол, а младшему (Даниилу) досталась в удел Москва с округой на западном пограничье Владимиро-Суздальской земли. В 70-х гг. XIII в. Москва становится собственно стольным градом небольшого княжества, а его правитель -основатель московской династии Даниловичей. Даниловичи (Иван Калита и его дети - Симеон Гордый, Иван Иванович Красный) продолжали рашивать отношения с Ордой на тех же принципах. Они скупают, присоединяют земли, наращивают демографический потенциал, материально-техническую базу власти. Московские князья собирают не только земли, власть светскую, но и духовную. Иван Калита сумел подружиться с митрополитом Петром, который часто бывал в Москве. После смерти Петра наследовавший митрополичью кафедру Феогност переселился в Москву, которая отныне становится и духовным центром объединения русских земель.
Возникшие связи между московскими властями и церковными, получили развитие в 1352 г., когда митрополитом стал сын московского боярина Федора Бяконта Алексей. Роль митрополита Алексея особенно несомо проявилась в годы малолетства князя Дмитрия Ивановича. Решительные действия главы русской православной церкви способствовали укреплению власти Московского князя. Духовенство не раз оказывало поддержку великим князьям, чья власть укрепляла позиции православия в Северо-Восточной Руси.