Конституционное (государственное) право РФ

Начало есть более чем половина всего.

Аристотель

Понятие и источники конституционного права России.Конституционное право - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, связанные с основами конституционного строя, системой и порядком образования органов государственной власти, основами правового статуса человека и гражданина.Конституционное право занимает ведущее положение в системе права любого государства и является юридическим фундаментом для всех других отраслей права. Это определяется предметом правового регулирования конституционного права.Предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с устройством и деятельностью экономической и политической систем общества, устройством государства, взаимоотношением человека и гражданина с государством.Основной источник норм конституционного права - Конституция РФ 1993 года - Основной Закон государства. Это определяется следующими юридическими свойствами Конституции:1. Верховенство и высшая юридическая сила Конституции. Она является актом народного суверенитета и правовой базой существования государства. Поэтому она занимает ведущее место в иерархии нормативно-правовых актов. Все иные акты не должны противоречить положениям Конституции.2. Учредительный характер Конституции. Это означает, что ни одно из положений Конституции не может быть признано недействительным.3. Прямое действие Конституции. Когда нет нормы для упорядочения определенной ситуации или существует коллизия (столкновение) между нормами других законов, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.4. Конституция является, как уже указывалось в предыдущей главе, основой правовой системы государства. Ее нормы цементируют и обеспечивают единство и непротиворечивость российского законодательства. Текущие законы конкретизируют, детализируют предписания Конституции, обеспечивая тем самым их реализацию.Структура Конституции традиционна для конституций большинства государств. Она состоит из 9 глав:1. Основы конституционного строя2. Права и свободы человека и гражданина3. Федеративное устройство4. Президент РФ5. Федеральное собрание6. Правительство РФ7. Судебная власть8. Местное самоуправление9. Конституционные поправки и пересмотр КонституцииНаряду с Конституцией в качестве источников конституционного права выступают федеральные конституционные законы: о судебной системе, о Правительстве РФ, о Конституционном суде, о Верховном суде РФ, об арбитражных судах, о референдуме и другие.Основы конституционного строя РФ. Конституционный строй - это способ организации общественной и государственной жизни в РФ.В преамбуле и гл.1 Конституции закреплены принципы конституционного строя в РФ. В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:- идеологического и политического плюрализма;- светского характера государства;- свободы экономической деятельности;- многообразия и равноправия различных форм собственности.Идеологический плюрализм означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13). Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, существование политического многообразия, многопартийности. Светский характер государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Свобода экономической деятельности означает свободное перемещение товаров, услуг, финансов, поддержание конкуренции, что является основой рыночной экономики. При этом экономической основой РФ является частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Государство не только признает различные формы собственности, но и в равной мере их защищает.Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. "Российская Федерация, - говорится в ст. 7 Основного Закона, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Суть этого принципа в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.В основу организации государственной власти в РФ положены следующие принципы:- народовластия- федерализма- верховенства права- разделения властей- государственного суверенитета РФ- вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество.Народовластие характеризует РФ как демократическое государство и означает, что единственным источником власти является народ РФ (ст.3).РФ как федерация состоит из частей, имеющих статус субъектов государства (республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения). Каждый субъект имеет свои основные законы (Конституции, уставы). Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга, но при этом принцип федерализма подразумевает:ü государственную целостность РФ;ü единство системы государственной власти;ü разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;ü равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст.5).Конституции республик в составе РФ не могут противоречить федеральному Основному Закону. В случае, если такое несоответствие возникло, действует норма федеральной Конституции, а соответствующие положения конституции республики подлежат отмене органом, правомочным принимать и изменять республиканскую конституцию, либо признаются недействующими по решению Конституционного Суда РФ. Аналогично взаимоотношение Конституции РФ с уставами субъектов РФ, которые выполняют роль конституции для краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.По горизонтали власть делится на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.По вертикали власть делится между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. РФ является полноправным членом мирового сообщества, она - постоянный член Совета Безопасности ООН.В любом федеративном государстве выделяются три группы предметов ведения и полномочий: 1)полномочия и предметы исключительного федерального ведения;2)предметы и полномочия, составляющие сферу совместного влияния; 3)предметы полномочия, находящиеся в сфере исключительного ведения субъектов Федерации.В Конституции РФ (ст.71) к ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые, нося общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства. Прежде всего, это полномочия в области государственного строительства, принятие и изменение Конституции, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов и их формирование, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и некоторых др. отраслей законодательства. Сюда же могут быть отнесены регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина PФ, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.Значительные исключительные полномочия федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда могут быть, в частности, отнесены определение правового режима федеральной государственной собственности и управлению ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.Предметом исключительного ведения федерации являются внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа.Статья 72 Конституции России устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государственного строительства, например, это обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции и федеральным законам России. В социально-экономической сфере - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних сношений и обороны страны - координация международных внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров РФ.В Конституции РФ не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации.В настоящее время все субъекты Федерации обладают законодательной, исполнительной и судебной властью, управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции. Если же нормативный акт субъекта Федерации принят в рамках его компетенции, то он действует и в тех случаях, когда вступает в противоречие с федеральным законом (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).Конституционный статус человека и гражданина в РФ. Правовой статус человека и гражданина - это совокупность всех прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепленных в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах.Основы правового статуса человека и гражданина, закрепленные в Конституции, называются конституционным статусом. Они образуют относительно небольшую часть всех прав, свобод и обязанностей.Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях права (гражданском, трудовом, семейном и др.).Конституционный статус определяет положение человека и гражданина в государстве и обществе. Структурно он включает права и свободы; обязанности.Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах деятельности (имущественной, трудовой, семейной и т.п.) Конституционный статус основывается на следующих основных принципах:Ø человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства;Ø граждане от рождения имеют равные права и свободы (ст. 6);Ø осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст.17);Ø основные права и свободы гарантированы государством (ст.45). Гарантии конституционного статуса человека и гражданина - это такие условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на государство и всю систему государственных органов (ст.45, ст.80).Ст.18 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что все законы, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы человека и гражданина, исходить из них, обеспечивать и защищать эти права и свободы.Сам человек вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законами, вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ст.46).Различают общие (политические, социально-экономические) и юридические гарантии. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.Конституционные права и свободы. Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека. Гражданство - это определенное политико-правовое состояние человека, выражающее его юридическую принадлежность к конкретному государству (см. Федеральный Закон «О гражданстве РФ»).Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей юридической обязанности со стороны органов власти и других субъектов права (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище и т.п.).Конституционные свободы - это такие юридически признанные возможности человека и гражданина, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод предполагает лишь невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти (свобода слова, вероисповедание и т.п.).Правами и свободами пользуются по желанию. Нежелание ими пользоваться по закону не преследуется.Конституционные обязанности - это предписанный и закрепленный в Конституции определенный вид и мера должного поведения. За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены юридические санкции. Так, гражданин России имеет обязанность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу, а обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.Классификация конституционных прав и свобод.Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.Первую, самую многочисленную, образуют личные конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.Личные конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территории России.Основное назначение политических прав и свобод - обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.Основное назначение этого блока прав человека и гражданина - обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.Система органов государственной власти в РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение преследует следующие цели:1. Специализации органов государственной власти по функциям (разработка законов, их исполнение, разрешение правовых споров);2. Предотвращения концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом государственной власти;3. Уравновешивания, сдерживания друг друга различными ветвями власти.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Главой государства является Президент Российской Федерации. Термин "президент" происходит от латинского слова "praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ. Она реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Конституции РФ), а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).Президент имеет обширные полномочия по назначению членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, федеральных министров. При этом согласия Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.Глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от занимаемой должности. Благодаря конституционному праву председательствовать на заседании Правительства Президент в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственные поручения и указания всем членам Правительства. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности как орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Однако в настоящее время такого рода представители есть во всех краях, областях, автономных округах, городах федерального значения, а также в ряде республик и составе РФ.Президент РФ располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность. Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания Федеральному Собранию об основных направлениях внешней политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.В качестве руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации. В соответствии с нормами международного права Президенту России не требуется подтверждения соответствующих полномочий на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной, они органически присущи ему как главе государства.Кроме того, Конституция предоставляет главе государства право принимать решение о назначении референдума, решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставлении политического убежища. Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания РФ. Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к Президенту с соответствующим ходатайством. Полномочия Президента реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер.Государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти - это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регламентируется правом.Классификация органов государственной власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти и принадлежности к тому или иному уровню власти (федеральному или субъекта РФ).Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Санкт-Петербургское городское собрание, Государственный совет Республики Татарстан и т.п.).Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.Совет Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от каждого субъекта: один от представительного органа власти субъекта РФ, второй - от исполнительного органа власти субъекта РФ (всего 176 депутатов от 88 субъектов РФ). К ведению СФ отнесены три группы вопросов:1. Исключительные полномочия, определенные ст.102 Конституции.2. Законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой (ГД).3. Полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее 2/3 из числа депутатов должны быть «за».Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Полномочия ГД делятся на исключительные (ст. 103); законодательные, реализуемые в форме принятия законов; полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ - правительства субъектов РФ.Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, Указами Президента РФ.Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Государственная Дума может выразить недоверие Председателю Правительства РФ. После чего Президент может согласиться с решением ГД и объявить об отставке правительства, либо не согласиться. Правительство РФ исполняет все государственные функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет, осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др.Наряду с Правительством, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции: министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы РФ и иные органы исполнительной власти.На уровне субъектов РФ исполнительную власть наряду с правительствами субъектов осуществляют департаменты, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти.Глава 7 Конституции РФ полностью посвящена судебной власти. Статья 118 Конституции гласит, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.Особенности судебной власти:ü самостоятельность судебной власти, ее независимость от других ветвей власти. Независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей;ü осуществление правосудия только судом;ü состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве;ü гласность судебного разбирательства.Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией и Федеральным Конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации».Структура судебной системы РФ:1. Федеральные суды;2. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, специализированные суды. Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных судов[82].Местное самоуправление в Российской Федерации.Местное самоуправление представляет собой систему организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов Российской Федерации, законодательных актов ее субъектов.Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ конституционного строя России. Согласно ст. 3 Конституции РФ местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовластия. Часть 2 этой статьи устанавливает, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Признание местного самоуправления в качестве одной из самостоятельных форм народовластия дополняется конституционным положением о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции). Однако местное самоуправление не должно противостоять государственной власти. Оно должно действовать в рамках законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов Российской Федерации. Следует также учитывать, что многие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеют властный характер (установление налогов и сборов, издание общеобязательных нормативных актов, применение мер государственного принуждения; в их ведении находится муниципальная милиция, другие органы, правомочные применять административные санкции). Все это во многом сближает органы государственной власти и местного самоуправления. Наконец, по ряду вопросов государственные органы вправе осуществлять контроль и надзор за функционированием органов местного самоуправления.Участие гражданина в местном самоуправлении гарантируется правом: выбирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления, участвовать в непосредственном (путем референдума или схода) решении вопросов местного значения; состоять на муниципальной службе; получать информацию о деятельности органов местного самоуправления; защищать в судебном порядке право на участие в местном самоуправлении.Глава 8 Конституции "Местное самоуправление" закрепляет основные параметры организации и деятельности системы местного самоуправления. Дается характеристика субъектов местного самоуправления, а также его гарантий (ст. 130 - 133 Конституции).Субъектом местного самоуправления является гражданин России, постоянно проживающий на территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление. Непосредственный объект местного самоуправления составляют вопросы местного значения (ст. 130 Конституции РФ).Механизм местного самоуправления представляет собой органически взаимосвязанную совокупность институтов и организационных структур, обеспечивающих решение населением вопросов местного значения. Конституция и федеральное законодательство России указывают на четыре основных блока механизма местного самоуправления в Российской Федерации:1)институты непосредственной демократии (местные референдумы, сходы, выборы различных органов самоуправления);2)представительные (выборные) органы местного самоуправления;3)исполнительно-распорядительные и контрольные органы местного самоуправления;4)органы общественного самоуправления населения.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение предмета конституционного права РФ.2. Перечислите основные источники конституционного права РФ.3. В чем отличие Конституции Российской Федерации от обычных федеральных законов?4. Какие принципы положены в основу организации государственной власти в РФ?5. Охарактеризуйте основные конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ.6. Как реализуется на практике принцип разделения власти в РФ?7. Какими полномочиями Конституция РФ наделяет Президента Российской Федерации?8. Сформулируйте принципы, на которых основывается местное самоуправление в Российской Федерации.

Наши рекомендации