Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. в России и ее последствия

В январе 1905 г. в России началась революция. Она была порождена экономическим и политическим кризисом, охватившим Россию в начале XX в., тяготами непопулярной русско-японской войны, нежеланием самодержавия учесть назревшие потребности страны, принять действенные меры к преодо­лению кризиса.

Непосредственный толчок к началу революции дала деятельность петербургского священника Георгия Гапона. В 1904 г. с дозволения петербургских властей он организовал «Собрание фабрично-заводских рабочих Санкт-Петер­бурга». В начале января 1905 г. начались забастовки рабочих Петербурга с требованиями 8-часового рабочего дня и повышения зарплаты. Движение воз­главил Г. Гапон. Под его руководством рабочими была выработана петиция, включавшая требование созыва Учредительного собрания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам. В целом петиция но­сила царистский характер и могла стать поводом для «единения царя с наро­дом». В это время революцию еще можно было предотвратить относительно безболезненными уступками власти народу, проведением либеральных реформ, улучшением положения рабочих и крестьян. Но на эти шаги Николай II не решился.

9 января 1905 г. 150-тысячная демонстрация рабочих, руководимая Г. Гапоном, с пением псалмов и иконами в руках направилась к Зимнему дворцу. Их встретили оружейными залпами, погибло более 1200 человек, около 5 тыс. получили ранения. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье. В ответ забастовали рабочие многих городов России. В январе 1905 г. бастовало 440 тыс. человек, т. е. больше, чем за период 1895 — 1904 гг. Выступили студенты высших учебных заведений. Самым существенным итогом событий 9 янва­ря являлось то, что вера народа в царя была значительно подорвана.

В марте-апреле 1905 г. число забастовок несколько уменьшилось, но 1 мая произошел новый всплеск. Всего в мае бастовало 220 тыс. человек. Особенно крупная забастовка прошла в Иваново-Вознесенске. Для руководства стачкой был избран Совет уполномоченных депутатов. Вскоре Совет стал реальной властью в городе. С ним считался даже губернатор. Советы рабочих депутатов, возникшие входе революции и в других городах, были демократическими, народными организациями. Их возникновение связано с традициями общинного самоуправления, близкого и понятного большинству рабочих — вчерашних крестьян. В. И. Ленин увидел в Советах форму демократии, противопоставлял их буржуазному парламенту.

Весной 1905 г. усилилось крестьянское движение. Беспорядки вспыхнули в черноземных губерниях, на Украине и на Волге. Крестьяне захватывали и распахивали помещичьи земли, проводили незаконные порубки в государственных и частных лесах, отказывались от уплаты налогов. В январе-феврале 1905 г. произошло 126 крестьянских выступлений, в марте-апреле — 247, в мае-июне — уже 791. В 1905 г. российское крестьянство по-настоящему впервые заявило о своих правах и нуждах. Крестьяне стремились преодолеть стихийность своего движения, свою разобщенность, выйти за узкие рамки общины. С этой це­лью летом 1905 г. был создан Всероссийский крестьянский союз. Союз высту­пал за отмену частной собственности на землю, за передачу в общенародное достояние без выкупа монастырских, церковных и удельных земель. Помещи­чьи земли предлагалось изъять частично за выкуп, частично без него. Союз высказался и за созыв Учредительного собрания.

В крестьянском движении были и издержки, перехлесты. Это проявлялось и в разгромах помещичьих имений, и в требовании отменить повсеместно частную собственность на землю. Погромы помещичьих усадеб вызывали осуж­дение в образованном обществе. Только большевики и эсеры выступали в их поддержку. На III съезде РСДРП (принимали участие только большевики) в партийную программу было внесено требование конфискации всей помещичь­ей земли (вместо возвращения «отрезков»).

Рост революционного движения рабочих и крестьян, а также поражение в войне с Японией всколыхнули вооруженные силы. Ярким примером тому послужило восстание на броненосце «Князь Потемкин — Таврический» в июне 1905 г. Несколько недель спустя броненосец, находившийся до этого в одес­ском порту, вынужден был сдаться румынским властям в Констанце.

Осенью 1905 г. забастовочное движение снова пошло на подъем. Особого накала события достигли во время Всероссийской октябрьской политической стачки, охватившей 120 городов России и сотни поселков. Прекратили работы промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины, не работал телеграф, перестали выходить газеты, прекратились занятия в университетах и гимназиях, закрылись театры. Предприниматели, подчеркивая свою солидарность с обществом, оплачивали рабочим забастовочные дни. С самого начала в забастовке преобладали политические лозунги — установление демократических свобод, созыв Учредительного собра­ния и др. По существу, это было общенациональное движение протеста против самодержавия и засилия бюрократии. Страна была парализована. Настроения в верхах были близки к панике. Всероссийская октябрьская стачка, таким обра­зом, явилась кульминационным пунктом развития первой русской революции.

В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки. 17 октября 1905 г. он подписал подготовленный С.Ю. Витте Манифест о даровании народу «незыблемых основ гражданской свободы» — неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; о предоставлении всеобщего избира­тельного права; о создании законодательной Государственной Думы. Одновременно Николай II издал указ с создании Совета министров, который должен был объединить деятельность всех ведомств. Председателем Совета министров стал С. Ю. Витте.

Манифест 17 октября стал крупной политической уступкой царизма революционному движению. Он на какое-то время разрядил обстановку. На следу­ющий же день забастовки пошли на убыль и вскоре закончились. Но, несмотря на явную тенденцию к спаду, до конца 1905 г. продолжалось стачечное движение в столицах и на периферии.

В последние месяцы 1905 г. возобновилось крестьянское движение. За октябрь-декабрь было зарегистрировано 1590 крестьянских выступлений, почти столько же, сколько за первые девять месяцев 1905 г. Правительство вынуж­дено было пойти на существенные уступки: манифестом царя от 3 ноября 1905 г. с 1 января 1906 г. выкупные платежи были уменьшены наполовину, а с 1 января 1907 г. полностью отменены.

Осенью 1905 г. вновь произошли восстания на флоте. Одним из самых крупных выступлений оказалось восстание матросов и солдат 11 — 16 ноября в Cевастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. На сторону восставших перешли 12 боевых кораблей, а на берегу их поддержали 4 тыс. восставших матросов и солдат. Но в связи с тем, что силы были неравные, восставшие потерпели поражение. П. П. Шмидт и трое матросов были расстреляны.

Курс на вооруженное восстание взял Московский Совет рабочих депутатов, в котором с ноября 1905 г. преобладали большевики. Были созданы так назы­ваемые «боевые дружины», насчитывавшие до 1 тыс. человек в начале декабря. Использовав волнение солдат Московского гарнизона, Совет назначил на 7 декабря всеобщую политическую забастовку, с тем чтобы перейди к вооружен­ному восстанию. Произошелряд столкновений боевых дружин рабочих с поли­цией и войсками. Несмотря на большое число бастующих, Совету не удалось, как в октябре, остановить работу важных отраслей экономики, в частности, железнодорожного транспорта. Плохая подготовка, отсутствие единого руковод­ства и ожидавшейся поддержки Петербурга, а главное, постепенное измене­ние ситуации в стране после Манифеста 17 октября привели к быстрому пора­жению восставших. 19 декабря силами Семеновского и Ладожского полков вос­стание было подавлено.

В том же месяце вооруженные восстания произошли и в ряде других горо­дов. Все они были жестоко подавлены. Декабрьские восстания, несмотря на героизм их участников, принесли мало пользы. Царизм, одержав легкую побе­ду, воспрянул духом. Ужасы гражданской войны оттолкнули от революции и освободительного движения многих их сторонников. И, наконец, декабрьские поражения создали перелом в настроении народа. Революционное движение, миновав свою высшую точку, постепенно пошло на спад.

Так, если в 1905 г. в стачках участвовало свыше 2,8 млн. рабочих, то в 1906 г. — 1,1 млн., а в 1907 г. — 740 тыс.

К началу 1906 г. в центре политической жизни встал вопрос о созыве Госу­дарственной думы. Избирательный закон устанавливал четыре курии: дворянскую, городскую, крестьянскую и рабочую. По положению о выборах один голос дворянина приравнивался к трем голосам мещан, 15 крестьян и 45 рабочих. Был также подготовлен проект организационной структуры будущего российс­кого парламента. Государственный Совет был преобразован в верхнюю зако­нодательную палату. Половина членов Госсовета назначалась императором, половина избиралась на 9 лет. Крестьяне и рабочие к выборам не допуска­лись. Законопроект, разработанный Думой, должен был поступать в Госсовет и только после его одобрения передавался на рассмотрение царю. Государствен­ный совет, сохранив свой аристократически чиновничий характер, призван был играть роль фильтра, не пропускавшего законопроекты, которые проходили через Думу, но являлись нежелательными царизму. Дума лишалась права рассматривать некоторые статьи бюджета, не имела законодательной инициативы. Исключительным правом царя оставались: почин пересмотра «Основных законов», высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование вооруженными силами, военное законодательство, объявление местности на военном или исключительном положении, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

В марте-апреле 1906 г. Россия впервые в своей истории вступала в предвыборную кампанию. За голоса избирателей боролись многие партии.

На правом фланге российской партийной системы находились монархические партии. Крупнейшей из них был «Союз русского народа», руководимый доктором А. М. Дубровиным и помещиком В. М. Пуришкевичем. Возникшие в ответ на революционные события 1905 г. монархические партии взяли на вооружение лозунг «Самодержавие, православие, народность». Ими не призна­вались права других национальностей, проповедовался открытый антисеми­тизм. Они выступали за защиту неограниченной власти царя и господствующего положения православной церкви. Для организации террористической деятельности монархисты создавали «черные сотни» — боевые дружины для убийств и погромов.

Центристские позиции в партийной структуре занимали две крупные либеральные партии: Союз 17 октября (октябристы) и Конституционно-демократи­ческая партия народной свободы (кадеты). Обе партии организационно офор­мились в октябре-ноябре 1905 г.

Правоцентристские позиции занимали октябристы. Это была партия круп­ной торгово-промышленной буржуазии и помещиков-предпринимателей. Воз­главлял ее московский промышленник А.И. Гучков. Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Государственное устройство они представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Выступая за «сильную монархическую власть», они считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу бур­жуазному предпринимательству. В программе предусматривались также сво­бода печати, собраний, союзов, вероисповедования. Признавалась законность стачек, но только с экономическими требованиями и на предприятиях, «не име­ющих государственного значения». Октябристы выступали за «единую и неде­лимую» Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но от­вергая ее для Польши. Выступали за разрушение крестьянской общины, воз­вращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение части помещичьих земель за вознаграждение из казны.

Позиции «левого центра» занимали кадеты, лидером которых был известный историк П. Н. Милюков. В ней состояли главным образом преподаватели вузов, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, но также и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии; в свои ряды партия привлекала даже немногих рабочих и крестьян.

Главной целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Идеалом их была конституционная монархия английского типа. Они выступали за разделение властей, всеобщее избирательное право, свобо­ду слова, печати, собраний, союзов. В программе содержались пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши в составе России и о культурной автономии других народов. Кадеты выступали за введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на соци­альное страхование и охрану труда.

Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную Думу. Черносотенные организации в Думу не прошли. Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составляли относительное большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты (34%). По партийному составу I Дума была левоцентристской, либеральной и оппозиционной по отношению к самодержавию.

Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. С первых же дней между ней и правительством возникли резкие противоречия, прежде всего, по aгpapному вопросу. Особенно решительно в аграрном вопросе были настроены трудовики. Осуществление их проекта означало бы полную, безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения в пользу крестьян. По аграрному вопросу в Думе разгорелись жаркие споры между трудовиками и кадетами. 9 июля 1906 г. царь распустил Думу, обвинив ее в «разжигании смуты».

В феврале 1907 г. собралась II Дума. Большинство в ней было за левыми силами, что сразу же сказалось в обсуждении аграрного вопроса. Дума отказалась публично осудить революционный терроризм и выступила против «незаконных действий» полиции. 3 июня Николай II объявил о роспуске Думы и назначил очередной созыв на 1 ноября 1907 г. Был также изменен избирательный закон таким образом, чтобы превратить новую III Думу в послушный орган. Все это означало окончание революции.

Революция 1905-1907 гг. имела большое историческое значение. Она была важным шагом на пути превращения России в буржуазную державу. Правитель­ство стало проводить либеральную политику в крестьянском вопросе, что дало толчок дальнейшему развитию капитализма в экономике. Получен первый опыт буржуазного парламентаризма. Революция способствовала становлению мно­гопартийной системы в стране, что служило свидетельством возрастания по­литической активности и грамотности населения. Революция ярко выявила новую поднимающуюся социальную силу — пролетариат и его способность вли­ять на политическую жизнь. Повысился жизненный уровень рабочих. В деревне были отменены выкупные платежи.

Однако революция не ликвидировала всех тех проблем, которыми была порождена. Сохранение «полусамодержавной» монархии и помещичьего землевладения, систематическое урезание достигнутых прав и свобод оставляли значительную часть оппозиции неудовлетворенной.

Наши рекомендации