Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема – необходимость борьбы с воздушным терроризмом.
В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.
К числу таких мероприятий относится:
- принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
- заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;
- введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полётов в гражданской авиации;
- введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
- создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий. Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма.
Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом.
Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:
1. Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;
2. Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС:
3. Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию).
Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят около 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 год (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 г.) - 37 таких случая, что составляет примерно 20 % от АНВ предыдущего периода.
Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.
К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.
Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен Гурион» считается самой эффективной и надежной.
Ежегодно Израиль тратит примерно 3 млрд. долларов на безопасность 2-х аэропортов страны.
В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.
Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета.
Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.
В 1989г. Совет Безопасности ООН и Генеральная ассамблея ООН призвали все государства сотрудничать в выработке и осуществлении мер по предотвращению актов международного терроризма, направленных против гражданской авиации.
Федеральный акт США 1990 года по авиационной безопасности, явившийся следствием катастрофы самолета Боинг-747 авиакомпании «PAN AM», определил курс и запланировал дальнейшее развитие авиационной безопасности. Это событие послужило причиной для тщательного пересмотра основных подходов к проблеме авиационной безопасности.
Катастрофа над Атлантикой, вылетевшего 17.07.96 из аэропорта Нью-Йорк воздушного судна "Боинг-747" американской авиакомпании «TWA», в которой погибло 230 пассажиров и экипаж, заставила Президента и Правительство США принять дополнительные меры.
Эти меры способствовали повышению безопасности полетов и авиационной безопасности американских авиакомпаний, ускорили внедрение во всех аэропортах США повышенных мер безопасности, предусмотренных новым Федеральным актом по авиационной безопасности. Как заявил в своей речи в международном аэропорту Кеннеди (Нью-Йорк) Президент США Клинтон: "Безопасность полетов и авиационная безопасность американских граждан должна стать самой главной нашей задачей и США срочно предпримут самые решительные меры, чтобы остановить терроризм".
Была создана комиссия под председательством вице-президента США Гора. Комиссия отметила (несмотря на существующий высокий уровень обеспечения авиационной безопасности в США):
- неудовлетворительное состояние уровня безопасности в американских аэропортах;
- несоответствие уровня безопасности вызовам современного терроризма.
Комиссия выделила для реализации три основных блока проблем: организационный, финансовый и научно-технический.
Организационный блок:
- пересмотр (совершенствование) существующих норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности без снижения эффективной деятельности аэропортов и авиакомпаний;
- разработка и внедрение программ авиационной безопасности во всех аэропортах страны;
- введение обязательного предполетного досмотра самолетов;
- введение более тщательной проверки багажа и грузов на международных и внутренних авиалиниях;
- введение новых правил фото идентификации всех пассажиров старше 18 лет;
- личный досмотр подозрительных пассажиров, особенно прибывающих или направляющихся в определенные страны (Иран, Ливия, Северная Корея, Судан, Сирия и др.);
- подготовка высокопрофессионального персонала служб авиационной безопасности, способного: обеспечить соблюдение повышенных мер авиационной безопасности и эффективно использовать новые автоматизированные системы авиационной безопасности. Поддержание постоянной бдительности операторов рентгеновских установок на необходимом уровне считается наиболее трудным звеном во всей системе обеспечения авиационной безопасности.
- оснащение всех аэропортов США новым высокотехнологичным, более чувствительным досмотровым оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ (в том числе пластиковых). В настоящее время в США действуют 3 такие установки (одна в а/п Сан- Франциско и две в а/п Атланта).
Финансовый блок:
- финансирование реализации организационного блока проблем;
- финансирование научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования, способного обнаруживать взрывчатые вещества, в том числе пластиковые;
- оснащение аэропортов техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, внедрение новейших систем обеспечения авиационной безопасности в существующую систему (технологию, процедуру) обработки пассажиропотока, багажа и грузов. Стоимость комплекта такого оборудования колеблется в пределах 200 тысяч - 1 млн. долларов США.
Научно-технический блок:
- проведение научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования;
- разработка высоких технологий в области авиационной безопасности, которые ФАУ США считает крайне необходимыми. Многие авиакомпании США, а также некоторые иностранные авиакомпании, уже предприняли шаги к повышению безопасности.
Так например, израильская авиакомпания «Эль-Аль» срочно заказала новую автоматическую систему CTX-5000 для поиска бомб и взрывных устройств стоимостью в 1 миллион долларов для установки на своем терминале в нью-йоркском международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди, а ещё 3 такие же системы она уже установила на своих терминалах в Израиле.
Системы по обнаружению ВВ будут установлены в США повсеместно, в том числе и в зарубежных аэропортах после достижения договоренности об этом. США уже объявили о том, что они вводят у себя нормы авиационной безопасности, которые во многих случаях выше стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и не будут разрешать иностранным авиакомпаниям летать в США, если их программы безопасности не соответствуют нормам США. Отмечается, что предстоящие затраты США на АБ колоссальны, но обязательны.
Существующие в США проблемы повышения уровня авиационной безопасности, соответствуют проблемам авиационной безопасности Российской Федерации.
К числу основных проблем обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации следует отнести:
1. Необходимость технического переоснащения авиапредприятий аппаратурой обнаружения оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, отвечающей современным международным требованиям.
2. Реорганизация к 2000 году системы предполетного обслуживания авиапассажиров в международных аэропортах для обеспечения 100 % досмотра багажа.
3. Разработка и организация серийного выпуска отечественной аппаратуры досмотра, отвечающей требованиям мировых стандартов, в целях экономии валютных средств, расходуемых в настоящее время на приобретение зарубежного оборудования.
4. Проведение комплекса работ по техническому обеспечению Монреальской конвенции "О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения".
5. Обучение, переподготовка и сертификация сотрудников служб авиационной безопасности и другого персонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов).
Цели обеспечения защиты деятельности ГА:
- предупреждение нападения;
- сведение к минимуму ущерба при нападении;
- поддержание системы общей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных систем и т.п.).
Меры обеспечения авиационной безопасности:
- составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта);
- планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА;
- подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности;
- обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;
- ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;
- оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);
- охрана аэропорта и жизненно важных объектов;
- организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов;
- специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;
- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;
- производство специальной досмотровой техники, проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники;
- создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны.
Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС.
В настоящее время борьба с воздушным терроризмом приобретает все большее значение в деятельности мирового сообщества.
Во многих странах мира созданы высокопрофессиональные подразделения по борьбе с терроризмом. Международные совещания по борьбе с терроризмом, прошедшие в 1996 году на уровне глав правительств, министров иностранных и внутренних дел в Египте и во Франции (в Лионе и в Париже) будут продолжены - проблемы авиационной безопасности будут по-прежнему одним из главных вопросов повестки дня. Высказываются мнения о создании единой всемирной системы АБ.