Роль психологических знаний в профессиональной деятельности государственного служащего
Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.
Каждому государственному служащему, независимо от сферы его деятельности, необходимы специальные знания и опыт вместе с умением распорядиться ими при исполнении своих функций, то есть то, что принято называть профессиональной компетентностью. Сегодня уже недостаточно просто освоить профессию и выполнять свои обязанности, сегодня от специалиста требуется высокий уровень профессионального развития, способность и стремление постоянно повышать образовательный и культурный уровень, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессией, и соответствовать запросам общества.
Профессиональная компетентность — весьма сложное и многоплановое образование, включающее в смысловое содержание несколько компонентов. Это, прежде всего, собственно специальные знания, эрудиция и опыт в какой-либо сфере деятельности (экономика, управление, финансы, здравоохранение, педагогика, право и т.д.). Следующая составляющая профессиональной компетентности — моральные принципы, убеждения, ценности, этические нормы, которым следует человек. Кроме того, без определенного объема знаний, умений и навыков, позволяющих работнику адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми, развитие профессиональной компетентности невозможно в принципе.
Перечисленные составляющие профессиональной компетентности не отражают полный перечень ее компонентов и характеристик, однако является важной основой не только профессионального развития, но и личностного роста специалиста. И особую значимость рассматриваемые профессиональные качества приобретают в системе государственного и муниципального управления.
В структуре профессиональной компетентности каждый компонент в равной степени влияет на эффективность деятельности и определяет успешность и конкурентоспособность специалиста. Вместе с тем, социально-психологический компонент занимает особое место в этой структуре, так как реализация личностного потенциала, развитие способностей, определение наиболее эффективных способов решения поставленных задач, организация общения и взаимодействия с коллегами, освоение новых знаний и видов деятельностиопределяется социально-психологическими характеристиками человека. В самом общем виде социально-психологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформированности умений и навыков, позволяющих человеку адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать себя и людей, осуществлять самоанализ и самоконтроль, прогнозировать поведение других, формировать необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий. Социально-психологическая компетентность предотвращает профессиональную деформацию и положительно воздействует на самооценку, регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше социально-психологическая неграмотность, тем выше вероятность деформации со всеми вытекающими последствиями.
Социально-психологическая компетентность представляет собой сложную по форме и содержанию структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных подструктур:
· социально-перцептивная (перцепция — восприятие) компетентность, проявляющаяся в психологическом портретировании. Ее основу составляют психологические знания о личностных и характерологических детерминантах и индикаторах, проявляющихся в деятельности, поведении, отношениях и общении. По сути — точности восприятия самого себя, других людей и общностей;
· коммуникативная компетентность, предполагающая владение сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ориентация в коммуникативных средствах, присущих данной профессии;
· социально-психологическая компетентность, выступающая как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений человека, включенного в профессиональную группу;
· аутопсихологическая компетентность как система знаний, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;
· психолого-педагогическая компетентность как система знаний о методах осуществления влияния на людей.
Все подструктуры взаимосвязаны, и поэтому развитие психологических свойств и характеристик одной подструктуры неизбежно приводит к изменениям в других. Например, освоение новых эффективных приемов делового общения может оказать влияние на самовосприятие человека и восприятие его окружающими людьми, что в свою очередь скажется и на отношениях в коллективе: снизится уровень тревоги, конфликтности, повысится продуктивность деятельности каждого сотрудника. Знание индивидуальных особенностей познавательной деятельности поможет специалисту наиболее оптимально организовать процесс освоения новой профессиональной информации, существенно снизив затраты времени и сил, укрепив уверенность в себе. Изучение психологических закономерностей жизнедеятельности коллектива, понимание особенностей этапов его развития позволит конструктивно разрешать конфликты и улучшить микроклимат.
Наличие у специалиста достаточно высокого уровня социально-психологической компетентности практически выражается в том, что он:
· в полной мере осознает собственные индивидуальные особенности, проявляющиеся в деятельности и общении;
· знает индивидуально-психологические особенности людей, т.е. правильно оценивает их намерения, текущее настроение и качества личности;
· имеет ясное представление о тех внутренних барьерах и заблуждениях, которые мешают ему адекватно воспринимать и оценивать себя и людей;
· умеет выбирать по отношению к каждому партнеру стиль общения с учетом его индивидуальных особенностей;
· владеет навыками самопознания, саморегуляции и самоконтроля.
Иными словами можно сказать, что социально-психологическая компетентность специалиста складывается из адекватного восприятия и оценки им самого себя, объектов профессионального интереса, своих коллег и руководства.
Необходимо отметить , что для достижения организационных целей руководители всех уровней должны обладать высоким уровнем социально-психологической компетентности, проявляющейся в способности организовывать эффективное взаимодействие с подчиненными в системе деловых и личностных отношений, в решении проблемы оптимизации управленческой деятельности. Социально-психологическая компетентность руководителя в ее развернутой, конкретной, продуктивной форме базируется не столько на особенностях личности, сколько на специфике его взаимодействия с подчиненными. Она проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения как в предметную, так и в коммуникативную деятельность, в психологической атмосфере, характеризующей состояние его межличностных отношений в коллективе.Учитывая многоплановость и содержательную сложность социально-психологической компетентности, становимся на ключевых характеристиках:
· самопознание,
· самооценка,
· саморегуляция.
Развитие социально-психологической компетентности следует начинать с самопознания.
Внимательное, заинтересованное отношение к себе, своим желаниям, чувствам, мыслям и поступкам первый шаг в самопознании. Вторым шагом является самоисследование, которое может быть проведено, например, с использованием психологических методов, кроме того, обобщение результатов самонаблюдения, а также обдумывание возможных перспектив своего развития. Ответ на вопрос: «Каким я хочу увидеть себя в будущем?» — третий шаг в самопознании.
Через самопознание человек приходит к определенному знанию о себе, хотя этот процесс никогда не приводит к конечному, абсолютному, завершенному знанию. Самопознание непрерывно, оно может постоянно расширяться, уточняться, углубляться, возможности его неисчерпаемы благодаря наличию у каждого человека огромных познавательных ресурсов.
Успешность профессионала во многом определяется тем, как человек оценивает себя. Именно самооценкаявляется важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, для формирования уровня притязаний. Являясь механизмом саморегуляции, самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека: в любой конкретной деятельности, в поведении, познании и общении. Как человек интерпретирует собственный опыт и взаимодействие с миром, воспринимает самого себя и окружающих людей, определяет перспективы собственного развития и отношения с окружающими —показатель самооценки.
Выделяют заниженную, завышенную и адекватную (еще ее называют реалистично высокой) самооценки. Достаточно высокая, устойчивая и вместе с тем вполне реалистичная (адекватная) самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретенного опыта, оценок окружающих, смены критериев, и т.п.) является оптимальной для развития и продуктивной деятельности и свойственна гармонично развитой, зрелой личности. Адекватная самооценка выражается в достаточно объективном оценивании своих способностей, возможностей, реализме ожиданий, и наоборот, отрицательное влияние на человека оказывает как заниженная, так и завышенная самооценка.
Очень важно осознавать уровень собственной самооценки. Формируясь в процессе оценивания окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе, самооценка становится для человека привычной. С этим связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. игнорирование факта своего неуспеха и стремление сохранить сложившуюся высокую самооценку). обенности нашей культуры общения и взаимодействия способствуют формированию в большинстве случаев заниженной самооценки.
Для сохранения самоуважения люди пытаются поднять самооценку, прибегая к неэтичным способам и приемам. Приукрашивая и представляя в выгодном для себя свете свои намерения или поступки, демонстрируя окружающим неуважение, можно действительно на какой-то момент поднять самооценку, однако в дальнейшем это оборачивается ухудшением отношений, конфликтами и даже одиночеством.
В выработке взвешенной и по возможности объективной оценки самого себя могут помочь, помимо благоразумия и житейской мудрости, чуткое реагирование на сигналы со стороны коллег и близких, а также консультация психолога, в том числе и с использованием психологических методов.
Надежность профессионала, активность, продуктивность, способность и умение достигать высоких стандартов качества напрямую зависит от степени сформированности у него саморегуляции. Ее сущность сводится к двум основным умениям человека — активизировать, мобилизовать свою психику, личностные ресурсы для достижения результата, преодоления трудной или напряженной ситуации и расслабиться, освободиться от чрезмерного психического напряжения, «успокоить» себя после ее преодоления. Саморегуляция быстро снимает различные отрицательные эмоции и переживания. Владение навыками саморегуляция дает возможность не только интенсивно восстановить силы, но и поможет эффективно настроиться на предстоящую деятельность. С помощью саморегуляции психика и организм без труда переключаются с одного вида деятельности на другой, быстрее нейтрализуя следовые реакции предыдущих событий. Владеть навыками саморегуляции — значит заботиться о себе, сохранять и поддерживать физическое и психологическое здоровье, создавать условия для личностного и профессионального развития, повышать качество жизни. Высокий уровень развития саморегулирования поведения, объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих и эмоциональных реакций, поступков, общения и соответствует зрелой личности.
Все понимают, как важно уметь управлять собой, своим настроением, самочувствием, поведением, но далеко не каждый знает, как этого добиться практически. Изучение специальной литературы, посещение семинаров-тренингов поможет овладеть методами, которые в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям каждого, и будут способствовать развитию творческого потенциала, способности к обучению, уверенности в себе, а также умению эффективно расслабляться, справляться со стрессами, повышать работоспособность и активность.