Правоприменительные акты органов внутренних дел

Правоприменительные акты органов внутренних дел, как и все акты при­менения права, индивидуальны, имеют властный характер, обязательны для ис­полнения, строго подзаконны, вызывают определенные юридические последст­вия. Вместе с тем они обладают и некоторыми особенностями, обусловленны­ми спецификой конкретных задач и своеобразием деятельности органов внут­ренних дел.

Классификация видов правоприменитель­ных актов органов внутренних дел.

I. По субъектам совершения актов применения права. Этот критерий клас­сификации в известной мере произволен от систематизации видов органов го­сударственного управления и отражает содержание и характер компетенции тех или иных звеньев исполнительно-распорядительного аппарата, в частности, та­кого звена государственного управления, как система Министерства внутрен­них дел РФ. Кроме того, он выражает иерархичность структурных подразделе­ний, входящих в систему этих органов, и, следовательно, юридическую силу индивидуальных правовых актов, совершаемых данными органами.

На основании указанного классификационного признака правопримени­тельные акты органов внутренних дел подразделяются:

1) на акты Министерст­ва внутренних дел РФ;

2) акты министерства внутренних дел республик; акты ГУВД краев, областей, городов федерального значения и автономных округов;

3) акты городских и районных органов внутренних дел.

Характеризуя юридическую природу правоприменительных актов МВД РФ, необходимо отметить, что они в большинстве случаев адресуются работни­кам центрального аппарата Министерства, а также министерствам внутренних дел республик; ГУВД краев, областей, городов федерального значения, авто­номных округов и касаются решения организационных и кадровых вопросов. В некоторых случаях акты применения правовых норм могут быть обращены и к отдельным гражданам. Например, приказ Министра внутренних дел РФ о по­ощрении гражданина за активное участие в охране общественного порядка.

Акты применения права министерств внутренних дел республик, ГУВД краев, областей, городов федерального значения и автономных округов изда­ются по значительно более широкому кругу вопросов. Это прежде всего прика­зы и указания министров внутренних дел и начальников управлений, посредст­вом которых решается целый ряд внутриорганизационных вопросов: работа с кадрами, распоряжение материальными и денежными средствами, улучшение работы отдельных служб и подразделений и др. Вместе с тем ряд должностных лиц этих органов в процессе своей деятельности разрабатывает множество пра­воприменительных актов, обращенных к субъектам, не находящимся в их ве­домственном подчинении: акты применения норм права паспортно-визовой и разрешительной систем, так называемые акты-разрешения.

Деятельность городских и районных отделов внутренних дел более тесно и непосредственно связана с практическим осуществлением функции охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Поэтому основная масса правоприменительных актов, издаваемых этими субъектами, обращена к граж­данам, а также должностным лицам учреждений, предприятий, объединений и организаций других министерств и ведомств. В данном случае речь идет о раз­нообразных видах правоприменительных актов: это административные прото­колы, административные юрисдикционные акты (постановления), контрольно-надзорные акты, акты предупредительно-профилактического характера и др.

Кроме того, в процессе внутриорганизационной деятельности руководите­ли этих органов издают приказы и дают указания, обращенные к должностным лицам и сотрудникам, находящимся в их служебном подчинении.

II. По предметно-отраслевому признаку, то есть в соответствии с тем, к ка­кой отрасли права относятся применяемые юридические нормы, правоприме­нительные акты органов внутренних дел подразделяются:

1) на акты примене­ния норм административного права;

2) акты применения норм уголовно-процессуального и административно-процессуального права;

3) акты примене­ния норм трудового права.

Наиболее широкое распространение в деятельности органов внутренних дел получили акты применения норм административного права. Объясняется это тем, что именно административно-правовыми нормами закреплен общест­венный порядок в узком смысле слова, охрана которого непосредственно возла­гается на органы внутренних дел, а также установлены обязанности граждан по соблюдению правопорядка и административная ответственность за его нару­шение. Этими же нормами конкретизируются обязанности и права, предостав­ленные милиции, по применению различных правовых институтов охраны об­щественного порядка, а также полномочия, обеспечивающие реализацию важ­нейших направлений деятельности органов милиции.

В процессе осуществления дознания и предварительного следствия, а так­же административного производства органы внутренних дел и их должностные лица применяют нормы уголовно-процессуального и административно-процессуального права. Актами применения права здесь являются, например, протокол следственного действия, протокол, фиксирующий нарушение правил торговли, и т. д.

При приеме на работу, организации труда, принятии мер по укреплению дисциплины, увольнении рабочих и служащих (вольнонаемный состав) дея­тельность органов внутренних дел связана с изданием актов применения норм трудового права (приказ о зачислении на работу, поощрении, взыскании и др.).

III. По форме правоприменительной деятельности можно выделить опера­тивно-исполнительные, оперативно-распорядительные и правоохранительные акты применения права.

1) Оперативно-исполнительная форма - это властная оперативно-исполни­тельная деятельность органов внутренних дел и их должностных лиц, осущест­вляемая на основе применяемой правовой нормы и с непосредственной целью ее реализации. В данном случае применяется диспозиция нормы права, которая имеет не запрещающее, а дозволяющее содержание и выражается посредством издания оперативно-исполнительных актов. Такими свойствами обладают ин­дивидуальные правовые акты, регламентирующие, например, выдачу пропуска в пограничную зону, лицензии на охранную деятельность и т. д.

2) В правоприменительной деятельности органов внутренних дел важное ме­сто занимают оперативно-распорядительные акты, которые совершаются по отношению конкретных лиц при отсутствии с их стороны правонарушений, вследствие чего служат преимущественно профилактическим целям, не явля­ются средством наказания, что особенно характерно для правоохранительных актов применения права. Так, инспектор дорожного надзора, останавливая транспортные средства, может обратить внимание водителей на особо опасные участки дороги, требующие повышенного внимания и осторожности, проверить наличие документов на право управления транспортным средством, путевого листа, накладных на перевозимый груз и др. Эти меры не являются наказанием, а служат важным профилактическим средством, применяемым в интересах обеспечения безопасности движения и выявления совершаемых преступлений (хищения, угона автотранспорта и др.).

3) Издание правоохранительных актов в деятельности органов внутренних дел связано преимущественно с реализацией правовых санкций за совершенные правонарушения, а также с принятием специальных мер по их предупрежде­нию. Это, к примеру, постановление следователя об избрании меры пресечения, постановление о наложении административного штрафа и т. п.

IV. По функциональному признаку. Как известно, в механизме правового регу­лирования деятельность по применению права носит не пассивный, а активно-властный характер. Ее цель - организовать осуществление предписаний норм права в реальной действительности, в поведении субъектов права. Сообразно этому акты применения права, осуществляемые органами внутренних дел, можно разделить на два вида: акты-регламентаторы и правообеспечитвльные акты.

1) К актам-регламентаторам следует отнести акты применения норм пра­ва, которые определяют субъектов конкретного отношения - адресатов при­меняемой нормы; указывают объем их субъективных прав и юридических обя­занностей; предусматривают момент возникновения конкретного правоотно­шения, условия его развития и прекращения. Их назначение — упорядочить определенные общественные отношения (например, индивидуально-правовые акты, разрешающие подследственным свидание с родственниками, получение передач, и т. д.).

2) Существенная особенность правоприменительной деятельности органов внутренних дел состоит в том, что большое место в ней занимают и правообес-печительные акты, совершаемые в процессе охраны общественного порядка. Они направлены на обеспечение выполнения обязанности соблюдать общест­венный порядок, возлагаемой нормами права на граждан и должностных лиц других ведомств. Правообеспечительные акты могут быть совершены в виде требований об устранении нарушений общественного порядка, предъявляемых к нарушителям в процессе осуществления административного надзора. Они мо­гут выражаться в виде мер принуждения в целях наказания виновного, пресече­ния правонарушения и т. д.

По своему юридическому значению правообеспечительные акты могут быть подразделены на две группы: основные и вспомогательные. В отличие от основных актов (в частности, юрисдикционных), содержащих завершенное ре­шение относительно применяемой правовой нормы, вспомогательными счита­ются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов или же направленные на их осуществление (таково, например, большинство актов надзора и контроля, процедурно-процессуальных и испол­нительных актов).

V. По характеру индивидуально юридического решения. По данному основа­нию правоприменительные акты органов внутренних дел подразделяются на обязывающие, запрещающие, управомочивающие, поощрительные, удостове­ряющие и т. п.

1) Обязывающие акты применения права предписывают субъектам, которым они адресованы, совершение определенных действий (уплатить администра­тивный штраф, выполнить предписанные мероприятия, обеспечивающие безо­пасность эксплуатации объекта и др.).

2) Запрещающие правоприменительные акты близки по своей сути к обязы­вающим, так как запрет есть не что иное, как обязанность не совершать опреде­ленные действия. Но именно по этому пассивному характеру предписываемого поведения можно отграничить запрещающие акты от обязывающих. Подобным свойством обладает целая группа дорожных знаков, запрещающих, например, проезд через перекресток без предварительной остановки перед ним, велоси­педное движение на отдельных участках, подачу звукового сигнала и т. д.

3) Управомочивающие акты применения права имеют главным содержанием наделение их адресатов правом совершать определенные действия. Например, постановлением квалификационной комиссии Государственной инспекции безопасности дорожного движения предоставляется право на управление автомототранспортом; разрешением компетентного должностного лица органа внутренних дел - право на приобретение огнестрельного оружия и т. п.

4) Поощрительные индивидуальные правовые акты тесно примыкают к управомочиваюшим. На основании этих актов у адресатов также возникают права, до того не существовавшие. Это индивидуальные правовые акты о распределе­нии материальных и финансовых ресурсов, награждении, премировании и др.

5) Особую группу правоприменительных актов этого класса составляют удостоверительные акты органов внутренних дел, фиксирующие факты и обстоя­тельства, имеющие юридическое значение. К ним относятся, например, акты регистрации в органах милиции автотранспорта, оружия и других предметов. В основе таких актов содержатся различные по характеру индивидуальные юридические веления: в одних случаях - обязывающие, в других - управо­мочивающие.

Удостоверение факта, имеющего юридическое значение, являясь актом применения нормы права, создает возможность определенного поведения соот­ветствующего лица. В нашем примере, в частности, это выражается в удостове­рении юридического признания факта законности в приобретении гражданином регистрируемого транспорта и предоставлении ему правовой возможности ис­пользовать данный транспорт на основе права личной собственности для удо­стоверения своих законных интересов.

VII. По форме внешнего выражения. Форма акта имеет важное значение для любого правового акта, поскольку она выражает конкретное содержание и представляет определенную ценность, ибо не может быть содержания вне формы, без которой ее нельзя видеть, осязать и т. д.

Форма выражения государственной воли, содержащейся в правопримени­тельном акте, может быть самой разнообразной. По форме правоприменитель­ные акты органов внутренних дел можно подразделить на акты-документы и акты-действия.

1) Правоприменительный акт-документ - это надлежаще оформленное ре­шение компетентного органа или должностного лица по конкретной юридической ситуации. Такие акты применения права издаются в письменной форме, так как во многих случаях требуется строгая определенность в фиксации выра­женной в них воли правоприменителя, например, при подборе и расстановке кадров, фиксации фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер административного взыскания и т. д. письменная форма позволяет точно установить содержание акта и проверить законность и обоснованность его из­дания.

Правоприменительные акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменяюших субъектов и значением рассмат­риваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия. По структуре их можно разделить на акты-документы: а) включаю­щие все четыре его части - вводную, описательную (констатирующую), моти­вировочную и резолютивную (например, постановление следователя о предъ­явлении обвинения); б) состоящие из трех частей - вводной, описательной и резолютивной, что характерно для следственных и административных протоко­лов; в) состоящие из двух частей - вводной и резолютивной (акты-разрешения на перевозку оружия, на въезд в пограничную зону и др.); г) не имеющие ука­занных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвер­дить», «оплатить», «исполнить» и т. п., наложенные должностными лицами на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы делятся на по­становления, приказы, указания, протоколы, решения, разрешения, предупреж­дения, предписания, представления.

2) Наряду с актами-документами органами внутренних дел и их должност­ными лицами в процессе оперативного решения вопросов управления совер­шаются правоприменительные акты-действия. Их можно разделить на словес­ные и конклюдентные.

Словесные акты применения права-действия - это, к примеру, устные распоряжения дежурного по органу внутренних дел, отдаваемые несущим службу патрульным и постовым нарядам по селекторной, радио- или телефон­ной связи; предъявление сотрудниками милиции требований к гражданам о прекращении нарушений порядка и т. д. Как и письменные, устные правопри­менительные акты-действия влекут юридические последствия. Отказ от выпол­нения или ненадлежащее выполнение устного акта может повлечь дисципли­нарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

Конклюдентные правоприменительные акты-действия совершаются по­средством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных дейст­вий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права, напри­мер, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов.

Рассмотренные особенности правоприменительных актов, основанных на изучении практики органов внутренних дел, в большей части характерны и для деятельности других правоохранительных органов Российского государства.

Наши рекомендации