Роль международного права в регулировании международных отношений
► Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.
Существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).
К первичным субъектам международного права относятся государства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета. Государства признаются носителями международно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает возможность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты международного права, имеющие решающие средства воздействия на международные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.
Производными (несуверенными) субъектами международного права считаются межправительственные организации, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей
250 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 1. Роль международного права в регулировании отношении 251
сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования, например вольный город и город-государство. Вольный город — это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным договором и гарантированным государствами или международными организациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — город-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписывает международные договоры.
Государство как основной субъект международного права характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это международно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В классическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.
Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся:
♦ право на независимость и свободное осуществление своих законных прав;
♦ право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
♦ равноправие с другими государствами;
♦ право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.
В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.
Основной признак любого государства - его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государственные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государства. Государства как носители суверенитета равны между собой юридически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.
Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции:
♦ регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств;
♦ обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения;
♦ охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.
Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древнем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовершенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое море; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последовате-
252 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 253
лей положили начало формированию международного права как самостоятельной области науки.
После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качественно иных международных отношений и соответствующего им международного права. В международные отношения пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.
По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межгосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования международного права продвигается вперед благодаря активному международному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве существуют и трудности, мешающие выработке новых норм международного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права
Неотъемлемыми элементами системы международного права служат международно-правовые нормы. Они группируются в относительно самостоятельные комплексы, называемые отраслями и институтами международного права.
Международно-правовой институт — это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связанные между собой общим объектом (например, институт территориального моря). Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений (например, международное воздушное право). Существуют также отрасли и институты, общие для всего международного права. Это комплексы международно-правовых норм, касающиеся международно-правовой субъектности, ответственности. При этом границы между указанными отраслями и институтами довольно условны, что объясняется существенными изменениями, происходящими как в отдельных отраслях международного права, так и во всей его системе в целом.
Основной и главный источник международного права — международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы международного права признаны подавляющим большинством его субъектов.
Другим источником международного права выступает международный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведения, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.
Решения и постановления международных организаций, не являясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой только в случае ее признания участниками международного общения. Совет Безопасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принимает решения, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действующих принципах и нормах международного права. Они представляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действующих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.
Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нормативной силе действия — на императивные и диспозитивные.
Универсальные нормы международного права регулируют отношения всех его субъектов. Главные отличительные признаки этих
254 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 255
норм — глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.
Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участников. Их основным источником становятся договоры, которые регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее международное право.
Действие региональных норм распространяется на субъекты международного нрава в пределах определенных регионов. В связи с развитием интеграционных процессов эти нормы обеспечивают потребности государств в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).
К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного нрава не могут по собственному усмотрению изменять объем и содержание своих прав и обязанностей. Диспозитивными считаются нормы, в рамках которых субъекты международного права по взаимному соглашению могут сами в зависимости от обстоятельств определять свое поведение, права и обязанности.
Принципы международного права образуют его фундамент. Они обладают высшей юридической силой и представляют собой наиболее важные, системообразующие нормы международного права. Остальные нормы и международные действия должны соответствовать им. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они имеют универсальный императивный характер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права взаимосвязаны, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.
Первоначально принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе принципы международного права изложены еще в прежней форме, требующей более детального их раскрытия. В 1960-е гг. в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с целью развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами. В Декларации представлены все семь основных принципов:
1) принцип неприменения силы и угрозы силой;
2) принцип мирного разрешения споров;
3) принцип суверенного равенства государств;
4) принцип невмешательства;
5) принцип самоопределения народов;
6) принцип сотрудничества;
7) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
К Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: нерушимость границ, территориальная целостность государств и уважение прав человека, его основных свобод.
Все принципы международного права можно разделить на две группы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и поддержания всеобщей безопасности: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; нерушимости границ.
Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы силой. В соответствии с ним запрещаются любые виды прямых или косвенных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую территорию и ее оккупация, бомбардировки и обстрелы, установление морской и воздушной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т. д. Государство — жертва агрессии получает право на индивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.
Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостности и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных международным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то принцип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к другим.
Вторая группа включает такие общие принципы:
♦ суверенного равенства государств;
♦ невмешательства;
256 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 257
♦ равноправия и самоопределения народов;
♦ сотрудничества государств;
♦ уважения прав человека;
♦ добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип суверенного равенства означает:
♦ каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;
♦ каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;
♦ каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
♦ все государства юридически равны независимо от различий их экономических, социальных и политических систем;
♦ каждое государство становится субъектом международного права с момента возникновения;
♦ каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы;
♦ каждое государство на международных конференциях и в международных организациях обладает одним голосом;
♦ государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.
Принцип невмешательства связан с понятием государственного суверенитета. Если государства признают суверенитет друг друга, если они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к внутренней компетенции властей других государств.
Принцип самоопределения народов первоначально был сформулирован как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во 2-й половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково:
♦ все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое,
социальное и культурное развитие;
♦ все государства обязаны уважать это право;
♦ все государства обязаны содействовать осуществлению пародами права на самоопределение;
♦ все государства обязаны воздерживаться от насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
♦ в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
♦ запрещается подчинение народа иностранному господству.
Параллельно с принципом самоопределения утвердился и принцип уважения и соблюдения прав человека.
Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наиболее ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы международных отношений.
Соблюдение норм и принципов международного права — одна из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Однако применение этих принципов и норм в реальном политическом процессе не так просто. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого последнего времени. Нередко международные нормы и принципы реализуются в условиях политической борьбы, несовпадения национальных интересов и целей различных государств. Одним из примеров сложностей, возникающих на пути реализации норм и принципов международного права, служит проблема защиты и обеспечения прав и свобод человека.
В период холодной войны вопрос о правах человека был сильно идеологизирован и политизирован. Казалось бы, после ее окончания никаких проблем с международной охраной прав человека быть больше не должно, ведь, согласно формуле Ф. Фукуямы, наступил «конец истории», который ознаменовался полной победой либеральных ценностей. Однако на практике ситуация с правами человека во многих странах не улучшилась, а ухудшилась. На смену нарушениям прав человека по идеологическим и политическим причинам пришло нарушение этих прав по причинам религиозного или этнического характера. Так же, как в годы холодной войны, вопросы прав человека активно используются во внешней политике отдельных государств в целях, весьма далеких от осуществления самих этих прав. Двойные стандарты в этой сфере, пожалуй, даже усилились по сравнению с прошлым.
258 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 259
Нарушение прав человека, особенно в результате этнонолитических конфликтов, стало предлогом для выдвижения концепции «гуманитарной интервенции», опирающейся, в свою очередь, на неолиберальные концепции «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопасности личности над безопасностью государства». Практическим воплощением такого подхода стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.
Идеологи «гуманитарного вмешательства» исходят из того, что принцип уважения прав человека выше принципов неприменения силы и угрозы силой, невмешательства, суверенного равенства государств. Здесь имеет место фундаментальное противоречие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Вопрос о соблюдении прав человека неизбежно сталкивается со сферой внутренней политики суверенных государств. Следовательно, необходимо делать выбор между одним и другим принципом.
Подобная же коллизия возникает и тогда, когда принцип- самоопределения наций сталкивается с принципом территориальной целостности государств. На принцип самоопределения активно ссылались в начале 60-х гг. XX в. для обоснования осуществлявшегося тогда процесса деколонизации. Когда большинство колоний получили независимость, на пути реализации этого принципа стали возникать препятствия.
Сложная ситуация сложилась в начале 1970-х гг. в связи с самоопределением населения Восточной Бенгалии. Эта территория в 1948 г. была включена в состав Пакистана, созданного искусственно, по религиозному принципу. Территория нового государства состояла из двух частей, разделенных между собой географически и не имевших ничего общего, кроме того, что подавляющее большинство населения Восточного и Западного Пакистана были мусульманами. Самой многочисленной этнической группой Исламской республики Пакистан оказались бенгальцы, проживавшие в восточной части страны, а административные, политические и экономические центры находились в ее западной части. Среди правящей элиты Пакистана преобладали пенджабцы, пуштуны и представители других народов, населявших западные провинции. Бенгальцы же были в меньшинстве, на их долю приходилось только 10 % руководящих постов в государственном аппарате и командных должностей в армии.
Такое положение создавало напряженность между двумя частями Пакистана. Л в начале 1970-х гг. эта напряженность переросла в от-
крытый этнополитический конфликт. Ситуация осложнялась еще и тем, что немалое число бенгальцев, исповедовавших индуистскую религию, проживало в Индии, с которой Пакистан с первых лет независимости находился в конфронтации. Весной 1971 г. лидеры победившей на выборах партии Авами лиг (Народная лига) призвали население Восточного Пакистана к борьбе за независимость и провозгласили создание Народной Республики Бангладеш. В ответ на эти действия пакистанские власти применили оружие, что, в свою очередь, вызвало вмешательство Индии, первой заявившей о признании независимости Бангладеш. Когда эта конфликтная ситуация рассматривалась в Организации Объединенных Наций, обнаружилось, что существуют разные мнения по поводу путей ее урегулирования. Индия, Советский Союз и еще ряд государств выступили за признание независимости Народной Республики Бангладеш, ссылаясь на принцип самоопределения народов. США и КНР поддержали Пакистан, оправдывавший вооруженное насилие необходимостью защитить свою территориальную целостность.
Все стороны апеллировали к Уставу ООН и содержащимся в нем принципам международного права, однако ни Совет Безопасности, ни Генеральная Ассамблея так и не смогли принять однозначного решения по обсуждавшемуся вопросу. Ситуация была урегулирована под воздействием скорее политических и военно-политических, а не правовых факторов. Пакистанские вооруженные силы потерпели поражение и фактически вынуждены были уйти с территории Восточной Бенгалии. Далее последовало признание Народной Республики Бангладеш большинством государств мира, с этим вынуждены были согласиться Соединенные Штаты и Китай.
В этом случае восторжествовал принцип самоопределения, но одновременно в другой точке «третьего мира», в африканской стране Нигерии при схожей ситуации был реализован принцип территориальной целостности государств. Там население одной из провинций, недовольное своим положением в рамках сложного по составу федеративного государства, также попыталось отделиться и провозгласить республику Биафра. Самопровозглашенная республика обращалась с просьбой о своем признании и к африканским странам, и к Соединенным Штатам, и к государствам Западной Европы, и к Советскому Союзу, но везде получила отказ. В итоге движение, названное сепаратистским, было подавлено с не меньшей жестокостью, чем та, которую демонстрировали пакистанские власти в борьбе против национально-освободительного движения Восточной Бенгалии. Но мировое сооб-
260 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 261
щество в этом случае предпочло закрыть глаза, поскольку территориальные изменения могли стать опасным прецедентом на африканском континенте, где почти все границы были проведены еще в колониальные времена искусственным образом, без учета этнических, экономических и физико-географических реалий.
После завершения деколонизации только еще один исторический период стал периодом интенсивного образования новых государств на основе реализации принципа равноправия и самоопределения народов. На рубеже 80-90-х гг. XX в. в условиях кризиса и краха коммунистических режимов распались ЧССР, СФРЮ и СССР. Бывшие союзные республики, входившие в состав этих государств, беспрепятственно получили международно-правовое признание. Но дальнейшее дробление вновь возникших независимых государств было признано международным сообществом нецелесообразным. Сложился неформальный консенсус, в соответствии с которым все самопровозглашенные республики на территории бывших Югославии и Советского Союза не могли быть признаны официально. Этот консенсус действовал в Чеченской республике во времена правления Д. Дудаева и А. Масхадова и действует в ситуации с сербскими «крайнами» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Нагорным Карабахом в Азербайджане, Приднестровьем в Молдавии, Абхазией и Южной Осетией в Грузии.
Если сербский край Косово, находившийся в последнее время фактически под международным протекторатом, получит полную независимость и будет признан суверенным государством, возникнет опасный международно-правовой прецедент. Может резко обостриться ситуация во многих конфликтных регионах современного мира. Непризнанные государственные образования также станут претендовать на полный суверенитет, что чревато непредсказуемыми последствиями для всей системы международных отношений.
В последние годы игнорирование рядом государств, в том числе и единственной оставшейся сверхдержавой — США, норм и принципов международного права породило мнения о его «смерти». Однако нарушение водителями и пешеходами правил дорожного движения не свидетельствует о том, что их вовсе не существует. Международное право имеет целый ряд серьезных недостатков, бывают и коллизии между его нормами и принципами. Но эти недостатки постепенно преодолеваются благодаря усилиям мирового сообщества, которые оно прикладывает к прогрессивному развитию международного права. Иного инструмента сохранения мира и поддержания безопасности человечество пока не выработало.
§ 3, Правовые средства мирного урегулирования международных конфликтов
Международно-правовой запрет на применение силы и угрозы силой в отношениях между суверенными государствами и международно-правовой принцип мирного разрешения международных споров предполагает наличие механизмов для реализации мирной альтернативы. В современном международном праве предусмотрен целый ряд мирных способов улаживания конфликтных ситуаций. В их число входят международные переговоры, предоставление добрых услуг и посредничество (см. главы XIII и XIV). Эти способы используются в практике международных отношений на основе складывавшихся на протяжении длительного времени обычаев. Иными словами, в их основе лежат обычные нормы международного права. Эти же нормы поначалу определяли и порядок проведения консультаций, в ходе которых спорящие стороны периодически обмениваются мнениями по интересующим их вопросам, для того чтобы в итоге реализовать достигнутые соглашения по урегулированию конфликта между ними. Сегодня обычными нормами предусматриваются факультативные консультации, а порядок проведения обязательных консультаций отражен в некоторых международных договорах и нормативных актах международных организаций.
Устав ООН предусматривает возможность создания международных следственных комиссий, которые учреждаются на основании особого соглашения между конфликтующими сторонами. Следственные комиссии расследуют обстоятельства возникновения инцидента и конфликтной ситуации между соответствующимигосударствами. Международные следственные комиссии не обязаны определять степень вины или ответственности какой-либо из сторон, они должны лишь восстановить картину происшедшего. Конфликтующие стороны находят мирный вариант решения спорных вопросов, опираясь на выводы международной следственной комиссии либо самостоятельно; кроме того, спор может рассматриваться международной инстанцией в политическом или юридическом порядке.
В некоторых международных договорах предусмотрено создание примирительных комиссий. Порядок формирования и работы таких комиссий указан в ст. 85 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями. При-
262 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 263
мирительные комиссии создаются в соответствии с этой конвенцией тогда, когда консультации между участниками спора не привели к его решению. В комиссию входят три члена, двое из которых представляют спорящие стороны, а третий избирается первыми двумя председателем комиссии из числа лиц, пользующихся их доверием. Если представители конфликтующих сторон в течение месяца не могут избрать председателя, его назначает главное должностное лицо той организации, при которой рассматривается спор. В таком случае председатель должен обладать высокой юридической квалификацией и при этом не быть гражданином конфликтующих государств или должностным лицом организации, учреждающей примирительную комиссию. В отличие от следственных комиссий примирительные комиссии должны давать толкование фактов, характеризующих суть конфликтной ситуации, и вырабатывать рекомендации по ее преодолению.
Способы разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций непосредственно органами международных организаций описаны как в их уставных документах, так и в международно-правовых актах более общего характера. Порядок рассмотрения споров внутри Организации Объединенных Наций отражен в отдельных положениях ее Устава, а также в принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах универсального характера. Таковы, например, «Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области» (1988 г.), «Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности» (1991 г.). В соответствии с данными нормативными документами государства, втянутые в спорные, конфликтные ситуации, должны учитывать возможность обращения в соответствующие органы ООН для получения советов и рекомендаций по использованию превентивных мер урегулирования разногласий.
Непосредственным участникам конфликтов и государствам, чьи интересы так или иначе им затронуты, рекомендуется обращаться в Совет Безопасности ООН на более ранней стадии конфликта. В ходе консультаций, которые проводятся Советом Безопасности по обсуждаемой спорной проблеме, этот орган может напомнить государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу ООН и в соответствии с нормами и принципами международного права. Совет Безопасности может обращаться к заинтересованным государствам с призывом воздержаться от действий, способствующих эскалации напряженности, и принять меры по преодолению спора мирными средствами. Сам Совет Безопасности должен разрабатывать и предлагать конфликтующим сторонам процедуры преодоления спора. В случае необходимости Совет Безопасности может уже на ранней стадии развития конфликта направить туда специальную комиссию для сбора информации, а также предоставить спорящим сторонам добрые услуги. Если возникает потребность в использовании силовых ресурсов для обеспечения мирного выхода из конфликтной ситуации, Совет Безопасности вправе принимать решение о направлении в зону конфликта военных наблюдателей или сил по поддержанию мира (см. главу XVII). В соответствии с Уставом ООН кроме Совета Безопасности в разрешении международных споров в рамках своей компетенции могут принимать участие Генеральная Ассамблея и другие структуры Организации Объединенных Наций, а также лично Генеральный
секретарь ООН.
Правовые основы для решения региональных международных споров дает ст. V Пакта Лиги арабских государств от 1945 г. Эта статья гласит, что в случае, если два государства — члена ЛАГ обратятся в Совет Лиги для разрешения возникшего между ними спора, то решение Совета по этому вопросу будет окончательным и обязательным для всех участников организации. Кроме того, Совет Лиги арабских государств имеет право предлагать свои добрые услуги по урегулированию конфликтных ситуаций, которые могут стать причиной войны между государствами — членами Лиги, либо между ними и третьими государствами.
Один из способов мирного урегулирования международных конфликтов — обращение к третейскому суду (см. главы VI, IX, XIII). Сегодня высший арбитражный орган в мире — Палата третейского суда в Гааге, существующая с 1899 г. В соответствии с «Конвенцией о мирном разрешении международных столкновений» (1907 г.) каждое государство — участник этой Конвенции может назначить в качестве третейских судей не более четырех человек, обладающих соответствующей международно-правовой подготовкой и желающих выполнять арбитражные функции. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок, причем их полномочия могут возобновляться.
Правом обращения в палату третейского суда обладают не только государства — участники Конвенции 1907 г., но и государства, не участвующие в ней. Стороны конфликта выбирают по согласию третейских судей из общего списка членов Палаты, которые и выносят затем
264 Глава XV. Международное право и международные конфликты
§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 265
арбитражное решение, а также составляют так называемую третейскую запись, где оговариваются условия арбитража. После согласовани