Роль международного права в регулировании международных отношений

► Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: пер­вичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государ­ства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им на­ционального суверенитета. Государства признаются носителями меж­дународно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает воз­можность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты междуна­родного права, имеющие решающие средства воздействия на между­народные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного пра­ва считаются межправительственные организации, создаваемые пер­вичными субъектами международного права. Учреждая таковые, госу­дарства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей

250 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 1. Роль международного права в регулировании отношении 251



сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые ре­гламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемы­ми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые поли­тико-территориальные образования, например вольный город и город-государство. Вольный город — это самостоятельное территориально-политическое образование с правовым режимом, установленным до­говором и гарантированным государствами или международными ор­ганизациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — го­род-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписы­вает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характе­ризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объе­динение территориальных единиц, пользующихся определенной по­литико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это между­народно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В клас­сическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся:

♦ право на независимость и свободное осуществление своих закон­ных прав;

♦ право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, нахо­дящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международ­ным правом иммунитетов;

♦ равноправие с другими государствами;

♦ право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения.

В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства - его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государства­ми. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государствен­ные органы или отдельных лиц, а государство в целом. Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государ­ства. Государства как носители суверенитета равны между собой юри­дически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулиро­вании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм форми­рования и действия норм международного права носит межгосударст­венный, а не надгосударственный характер. В международных отно­шениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание ме­ждународного правопорядка с помощью созданных ими международ­но-правовых институтов. Международное право выполняет следую­щие функции:

♦ регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимо­отношений государств;

♦ обеспечительную, потому что побуждает государства следовать оп­ределенным правилам поведения;

♦ охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древ­нем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовер­шенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое мо­ре; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последовате-

252 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 253



лей положили начало формированию международного права как са­мостоятельной области науки.

После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качест­венно иных международных отношений и соответствующего им меж­дународного права. В международные отношения пришли идеи равен­ства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосно­венности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межго­сударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международ­ная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надеж­ным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта за­дача была возложена на Организацию Объединенных Наций, создан­ную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-право­вых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена рабо­та по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования меж­дународного права продвигается вперед благодаря активному между­народному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве су­ществуют и трудности, мешающие выработке новых норм междуна­родного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права

Неотъемлемыми элементами системы международного права служат международно-правовые нормы. Они группируются в относительно самостоятельные комплексы, называемые отраслями и институтами международного права.

Международно-правовой институт — это группа правовых норм, которая регулирует однородные международные отношения, связан­ные между собой общим объектом (например, институт территориального моря). Объектом отрасли является весь комплекс однород­ных международных отношений (например, международное воздуш­ное право). Существуют также отрасли и институты, общие для всего международного права. Это комплексы международно-правовых норм, касающиеся международно-правовой субъектности, ответственности. При этом границы между указанными отраслями и институтами до­вольно условны, что объясняется существенными изменениями, про­исходящими как в отдельных отраслях международного права, так и во всей его системе в целом.

Основной и главный источник международного права — междуна­родный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, изменение или прекра­щение их взаимных прав и обязанностей. Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный харак­тер, и данные договорные нормы международного права признаны по­давляющим большинством его субъектов.

Другим источником международного права выступает междуна­родный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведе­ния, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.

Решения и постановления международных организаций, не являясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой только в слу­чае ее признания участниками международного общения. Совет Безо­пасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принимает реше­ния, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действую­щих принципах и нормах международного права. Они представляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действу­ющих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.

Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нор­мативной силе действия — на императивные и диспозитивные.

Универсальные нормы международного права регулируют отно­шения всех его субъектов. Главные отличительные признаки этих

254 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 255



норм — глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участни­ков. Их основным источником становятся договоры, которые регули­руют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее международное право.

Действие региональных норм распространяется на субъекты меж­дународного нрава в пределах определенных регионов. В связи с раз­витием интеграционных процессов эти нормы обеспечивают потреб­ности государств в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).

К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, кон­кретные пределы определенного поведения. Субъекты международно­го нрава не могут по собственному усмотрению изменять объем и со­держание своих прав и обязанностей. Диспозитивными считаются нормы, в рамках которых субъекты международного права по взаим­ному соглашению могут сами в зависимости от обстоятельств опреде­лять свое поведение, права и обязанности.

Принципы международного права образуют его фундамент. Они об­ладают высшей юридической силой и представляют собой наиболее важные, системообразующие нормы международного права. Осталь­ные нормы и международные действия должны соответствовать им. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они имеют универсальный императивный характер и служат крите­риями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права взаимосвязаны, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на осно­ве обычая и договора.

Первоначально принципы международного права выступали в фор­ме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе прин­ципы международного права изложены еще в прежней форме, требую­щей более детального их раскрытия. В 1960-е гг. в ООН была проведе­на работа по кодификации основных принципов Устава, которая за­вершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с це­лью развития дружеских отношений и сотрудничества между государ­ствами. В Декларации представлены все семь основных принципов:

1) принцип неприменения силы и угрозы силой;

2) принцип мирного разрешения споров;

3) принцип суверенного равенства государств;

4) принцип невмешательства;

5) принцип самоопределения народов;

6) принцип сотрудничества;

7) принцип добросовестного выполнения международных обяза­тельств.

К Заключительному акту Хельсинкского совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: неруши­мость границ, территориальная целостность государств и уважение прав человека, его основных свобод.

Все принципы международного права можно разделить на две группы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и под­держания всеобщей безопасности: неприменения силы или угрозы си­лой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; нерушимости границ.

Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы си­лой. В соответствии с ним запрещаются любые виды прямых или кос­венных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую террито­рию и ее оккупация, бомбардировки и обстрелы, установление мор­ской и воздушной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т. д. Государство — жертва агрессии получает право на индивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.

Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостно­сти и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных меж­дународным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то прин­цип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к дру­гим.

Вторая группа включает такие общие принципы:

♦ суверенного равенства государств;

♦ невмешательства;

256 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 257



♦ равноправия и самоопределения народов;

♦ сотрудничества государств;

♦ уважения прав человека;

♦ добросовестного выполнения международных обязательств. Принцип суверенного равенства означает:

♦ каждое государство обязано уважать суверенитет других госу­дарств;

♦ каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;

♦ каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

♦ все государства юридически равны независимо от различий их экономических, социальных и политических систем;

♦ каждое государство становится субъектом международного права с момента возникновения;

♦ каждое государство имеет право участвовать в разрешении между­народных вопросов, затрагивающих его интересы;

♦ каждое государство на международных конференциях и в между­народных организациях обладает одним голосом;

♦ государства создают нормы международного права путем соглаше­ния на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Принцип невмешательства связан с понятием государственного суверенитета. Если государства признают суверенитет друг друга, ес­ли они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к внутренней компетенции властей других государств.

Принцип самоопределения народов первоначально был сформули­рован как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во 2-й половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково:

♦ все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое,
социальное и культурное развитие;

♦ все государства обязаны уважать это право;

♦ все государства обязаны содействовать осуществлению пародами права на самоопределение;

♦ все государства обязаны воздерживаться от насильственных дейст­вий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

♦ в своей борьбе за самоопределение колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

♦ запрещается подчинение народа иностранному господству.
Параллельно с принципом самоопределения утвердился и прин­цип уважения и соблюдения прав человека.

Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наи­более ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы междуна­родных отношений.

Соблюдение норм и принципов международного права — одна из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Однако приме­нение этих принципов и норм в реальном политическом процессе не так просто. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого последнего времени. Нередко ме­ждународные нормы и принципы реализуются в условиях политиче­ской борьбы, несовпадения национальных интересов и целей различ­ных государств. Одним из примеров сложностей, возникающих на пути реализации норм и принципов международного права, служит проблема защиты и обеспечения прав и свобод человека.

В период холодной войны вопрос о правах человека был сильно идеологизирован и политизирован. Казалось бы, после ее окончания никаких проблем с международной охраной прав человека быть боль­ше не должно, ведь, согласно формуле Ф. Фукуямы, наступил «конец истории», который ознаменовался полной победой либеральных цен­ностей. Однако на практике ситуация с правами человека во многих странах не улучшилась, а ухудшилась. На смену нарушениям прав че­ловека по идеологическим и политическим причинам пришло нару­шение этих прав по причинам религиозного или этнического характе­ра. Так же, как в годы холодной войны, вопросы прав человека актив­но используются во внешней политике отдельных государств в целях, весьма далеких от осуществления самих этих прав. Двойные стандар­ты в этой сфере, пожалуй, даже усилились по сравнению с прошлым.





258 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 2. Источники, нормы и принципы международного права 259



Нарушение прав человека, особенно в результате этнонолитических конфликтов, стало предлогом для выдвижения концепции «гумани­тарной интервенции», опирающейся, в свою очередь, на неолибераль­ные концепции «ограниченного суверенитета» и «приоритета безопас­ности личности над безопасностью государства». Практическим во­площением такого подхода стали действия НАТО против Югославии в 1999 г.

Идеологи «гуманитарного вмешательства» исходят из того, что принцип уважения прав человека выше принципов неприменения си­лы и угрозы силой, невмешательства, суверенного равенства государств. Здесь имеет место фундаментальное противоречие между принципом соблюдения и уважения прав человека и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Вопрос о соблюдении прав че­ловека неизбежно сталкивается со сферой внутренней политики суве­ренных государств. Следовательно, необходимо делать выбор между одним и другим принципом.

Подобная же коллизия возникает и тогда, когда принцип- самооп­ределения наций сталкивается с принципом территориальной целост­ности государств. На принцип самоопределения активно ссылались в начале 60-х гг. XX в. для обоснования осуществлявшегося тогда про­цесса деколонизации. Когда большинство колоний получили незави­симость, на пути реализации этого принципа стали возникать препят­ствия.

Сложная ситуация сложилась в начале 1970-х гг. в связи с самооп­ределением населения Восточной Бенгалии. Эта территория в 1948 г. была включена в состав Пакистана, созданного искусственно, по рели­гиозному принципу. Территория нового государства состояла из двух частей, разделенных между собой географически и не имевших ничего общего, кроме того, что подавляющее большинство населения Восточ­ного и Западного Пакистана были мусульманами. Самой многочис­ленной этнической группой Исламской республики Пакистан оказа­лись бенгальцы, проживавшие в восточной части страны, а админист­ративные, политические и экономические центры находились в ее западной части. Среди правящей элиты Пакистана преобладали пенд­жабцы, пуштуны и представители других народов, населявших запад­ные провинции. Бенгальцы же были в меньшинстве, на их долю при­ходилось только 10 % руководящих постов в государственном аппара­те и командных должностей в армии.

Такое положение создавало напряженность между двумя частями Пакистана. Л в начале 1970-х гг. эта напряженность переросла в от-

крытый этнополитический конфликт. Ситуация осложнялась еще и тем, что немалое число бенгальцев, исповедовавших индуистскую рели­гию, проживало в Индии, с которой Пакистан с первых лет независи­мости находился в конфронтации. Весной 1971 г. лидеры победившей на выборах партии Авами лиг (Народная лига) призвали население Восточного Пакистана к борьбе за независимость и провозгласили создание Народной Республики Бангладеш. В ответ на эти действия пакистанские власти применили оружие, что, в свою очередь, вызвало вмешательство Индии, первой заявившей о признании независимости Бангладеш. Когда эта конфликтная ситуация рассматривалась в Орга­низации Объединенных Наций, обнаружилось, что существуют раз­ные мнения по поводу путей ее урегулирования. Индия, Советский Союз и еще ряд государств выступили за признание независимости Народной Республики Бангладеш, ссылаясь на принцип самоопреде­ления народов. США и КНР поддержали Пакистан, оправдывавший вооруженное насилие необходимостью защитить свою территориаль­ную целостность.

Все стороны апеллировали к Уставу ООН и содержащимся в нем принципам международного права, однако ни Совет Безопасности, ни Генеральная Ассамблея так и не смогли принять однозначного реше­ния по обсуждавшемуся вопросу. Ситуация была урегулирована под воздействием скорее политических и военно-политических, а не пра­вовых факторов. Пакистанские вооруженные силы потерпели пораже­ние и фактически вынуждены были уйти с территории Восточной Бенгалии. Далее последовало признание Народной Республики Банг­ладеш большинством государств мира, с этим вынуждены были согла­ситься Соединенные Штаты и Китай.

В этом случае восторжествовал принцип самоопределения, но од­новременно в другой точке «третьего мира», в африканской стране Нигерии при схожей ситуации был реализован принцип территори­альной целостности государств. Там население одной из провинций, недовольное своим положением в рамках сложного по составу федера­тивного государства, также попыталось отделиться и провозгласить республику Биафра. Самопровозглашенная республика обращалась с просьбой о своем признании и к африканским странам, и к Соединен­ным Штатам, и к государствам Западной Европы, и к Советскому Союзу, но везде получила отказ. В итоге движение, названное сепара­тистским, было подавлено с не меньшей жестокостью, чем та, которую демонстрировали пакистанские власти в борьбе против национально-освободительного движения Восточной Бенгалии. Но мировое сооб-



260 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 261



щество в этом случае предпочло закрыть глаза, поскольку территори­альные изменения могли стать опасным прецедентом на африканском континенте, где почти все границы были проведены еще в колониаль­ные времена искусственным образом, без учета этнических, экономи­ческих и физико-географических реалий.

После завершения деколонизации только еще один исторический период стал периодом интенсивного образования новых государств на основе реализации принципа равноправия и самоопределения наро­дов. На рубеже 80-90-х гг. XX в. в условиях кризиса и краха коммуни­стических режимов распались ЧССР, СФРЮ и СССР. Бывшие союз­ные республики, входившие в состав этих государств, беспрепятственно получили международно-правовое признание. Но дальнейшее дробле­ние вновь возникших независимых государств было признано между­народным сообществом нецелесообразным. Сложился неформальный консенсус, в соответствии с которым все самопровозглашенные рес­публики на территории бывших Югославии и Советского Союза не могли быть признаны официально. Этот консенсус действовал в Че­ченской республике во времена правления Д. Дудаева и А. Масхадова и действует в ситуации с сербскими «крайнами» в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Нагорным Карабахом в Азербайджане, Приднестровьем в Молдавии, Абхазией и Южной Осетией в Грузии.

Если сербский край Косово, находившийся в последнее время фак­тически под международным протекторатом, получит полную незави­симость и будет признан суверенным государством, возникнет опас­ный международно-правовой прецедент. Может резко обостриться ситуация во многих конфликтных регионах современного мира. Не­признанные государственные образования также станут претендовать на полный суверенитет, что чревато непредсказуемыми последствия­ми для всей системы международных отношений.

В последние годы игнорирование рядом государств, в том числе и единственной оставшейся сверхдержавой — США, норм и принципов международного права породило мнения о его «смерти». Однако нару­шение водителями и пешеходами правил дорожного движения не сви­детельствует о том, что их вовсе не существует. Международное право имеет целый ряд серьезных недостатков, бывают и коллизии между его нормами и принципами. Но эти недостатки постепенно преодоле­ваются благодаря усилиям мирового сообщества, которые оно прикла­дывает к прогрессивному развитию международного права. Иного ин­струмента сохранения мира и поддержания безопасности человечест­во пока не выработало.

§ 3, Правовые средства мирного урегулирования международных конфликтов

Международно-правовой запрет на применение силы и угрозы силой в отношениях между суверенными государствами и международно-правовой принцип мирного разрешения международных споров пред­полагает наличие механизмов для реализации мирной альтернативы. В современном международном праве предусмотрен целый ряд мир­ных способов улаживания конфликтных ситуаций. В их число входят международные переговоры, предоставление добрых услуг и посредни­чество (см. главы XIII и XIV). Эти способы используются в практике международных отношений на основе складывавшихся на протяже­нии длительного времени обычаев. Иными словами, в их основе лежат обычные нормы международного права. Эти же нормы поначалу опре­деляли и порядок проведения консультаций, в ходе которых спорящие стороны периодически обмениваются мнениями по интересующим их вопросам, для того чтобы в итоге реализовать достигнутые соглаше­ния по урегулированию конфликта между ними. Сегодня обычными нормами предусматриваются факультативные консультации, а поря­док проведения обязательных консультаций отражен в некоторых ме­ждународных договорах и нормативных актах международных орга­низаций.

Устав ООН предусматривает возможность создания международ­ных следственных комиссий, которые учреждаются на основании осо­бого соглашения между конфликтующими сторонами. Следственные комиссии расследуют обстоятельства возникновения инцидента и конфликтной ситуации между соответствующимигосударствами. Ме­ждународные следственные комиссии не обязаны определять степень вины или ответственности какой-либо из сторон, они должны лишь восстановить картину происшедшего. Конфликтующие стороны нахо­дят мирный вариант решения спорных вопросов, опираясь на выводы международной следственной комиссии либо самостоятельно; кроме того, спор может рассматриваться международной инстанцией в поли­тическом или юридическом порядке.

В некоторых международных договорах предусмотрено создание примирительных комиссий. Порядок формирования и работы таких комиссий указан в ст. 85 Венской конвенции о представительстве го­сударств в их отношениях с международными организациями. При-

262 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 263



мирительные комиссии создаются в соответствии с этой конвенцией тогда, когда консультации между участниками спора не привели к его решению. В комиссию входят три члена, двое из которых представля­ют спорящие стороны, а третий избирается первыми двумя председа­телем комиссии из числа лиц, пользующихся их доверием. Если пред­ставители конфликтующих сторон в течение месяца не могут избрать председателя, его назначает главное должностное лицо той организа­ции, при которой рассматривается спор. В таком случае председатель должен обладать высокой юридической квалификацией и при этом не быть гражданином конфликтующих государств или должностным ли­цом организации, учреждающей примирительную комиссию. В отли­чие от следственных комиссий примирительные комиссии должны давать толкование фактов, характеризующих суть конфликтной си­туации, и вырабатывать рекомендации по ее преодолению.

Способы разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций непосредственно органами международных организаций описаны как в их уставных документах, так и в международно-правовых актах бо­лее общего характера. Порядок рассмотрения споров внутри Органи­зации Объединенных Наций отражен в отдельных положениях ее Ус­тава, а также в принятых Генеральной Ассамблеей ООН документах универсального характера. Таковы, например, «Декларация о предот­вращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области» (1988 г.), «Декларация об установлении фактов Организацией Объе­диненных Наций в области поддержания международного мира и безопасности» (1991 г.). В соответствии с данными нормативными до­кументами государства, втянутые в спорные, конфликтные ситуации, должны учитывать возможность обращения в соответствующие орга­ны ООН для получения советов и рекомендаций по использованию превентивных мер урегулирования разногласий.

Непосредственным участникам конфликтов и государствам, чьи интересы так или иначе им затронуты, рекомендуется обращаться в Совет Безопасности ООН на более ранней стадии конфликта. В ходе консультаций, которые проводятся Советом Безопасности по обсуж­даемой спорной проблеме, этот орган может напомнить государствам о необходимости соблюдать свои обязательства по Уставу ООН и в соответствии с нормами и принципами международного права. Совет Безопасности может обращаться к заинтересованным государствам с призывом воздержаться от действий, способствующих эскалации напряженности, и принять меры по преодолению спора мирными сред­ствами. Сам Совет Безопасности должен разрабатывать и предлагать конфликтующим сторонам процедуры преодоления спора. В случае необходимости Совет Безопасности может уже на ранней стадии раз­вития конфликта направить туда специальную комиссию для сбора информации, а также предоставить спорящим сторонам добрые услу­ги. Если возникает потребность в использовании силовых ресурсов для обеспечения мирного выхода из конфликтной ситуации, Совет Безопасности вправе принимать решение о направлении в зону кон­фликта военных наблюдателей или сил по поддержанию мира (см. главу XVII). В соответствии с Уставом ООН кроме Совета Безопасно­сти в разрешении международных споров в рамках своей компетен­ции могут принимать участие Генеральная Ассамблея и другие струк­туры Организации Объединенных Наций, а также лично Генеральный

секретарь ООН.

Правовые основы для решения региональных международных спо­ров дает ст. V Пакта Лиги арабских государств от 1945 г. Эта статья гласит, что в случае, если два государства — члена ЛАГ обратятся в Совет Лиги для разрешения возникшего между ними спора, то реше­ние Совета по этому вопросу будет окончательным и обязательным для всех участников организации. Кроме того, Совет Лиги арабских государств имеет право предлагать свои добрые услуги по урегулиро­ванию конфликтных ситуаций, которые могут стать причиной войны между государствами — членами Лиги, либо между ними и третьими государствами.

Один из способов мирного урегулирования международных кон­фликтов — обращение к третейскому суду (см. главы VI, IX, XIII). Се­годня высший арбитражный орган в мире — Палата третейского суда в Гааге, существующая с 1899 г. В соответствии с «Конвенцией о мир­ном разрешении международных столкновений» (1907 г.) каждое го­сударство — участник этой Конвенции может назначить в качестве третейских судей не более четырех человек, обладающих соответст­вующей международно-правовой подготовкой и желающих выполнять арбитражные функции. Члены Палаты назначаются на шестилетний срок, причем их полномочия могут возобновляться.

Правом обращения в палату третейского суда обладают не только государства — участники Конвенции 1907 г., но и государства, не уча­ствующие в ней. Стороны конфликта выбирают по согласию третей­ских судей из общего списка членов Палаты, которые и выносят затем

264 Глава XV. Международное право и международные конфликты

§ 3. Правовые средства мирного урегулирования конфликтов 265



арбитражное решение, а также составляют так называемую третей­скую запись, где оговариваются условия арбитража. После согласова­ни

Наши рекомендации