Социальное страхование. В настоящее время правовой статус Фонда социального страхования РФ определяется
В настоящее время правовой статус Фонда социального страхования РФ определяется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий и других социальных выплат; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.
Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот ( пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений ( возмещаемых страхователем расходов, не принятых к расчету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий повременной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и др.). Порядок начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования регулируется Инструкцией, утвержденной Фондом социального страхования РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ от 2 октября 1996г. № 162/2/87/07-1-07 по согласованию с Центральным банком РФ. Постановлении Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765 установлен перечень выплат, на которые не
начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования. Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о
расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно- курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию. Размеры страховых взносов тарифов устанавливаются дифференцирование по группам отраслей (под отраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска определяется Фондом социального страхования
РФ в соответствии с Правилами отнесения отраслей (под отраслей) экономики к классу профессионального риска. Размеры страховых тарифов установлены Федеральным законом от 2 января 2000 г.
«О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.» дифференцировано по группам отраслей от 0,2 по 1 классу до 10,7 по 14 классу. Общероссийские общественные организации инвалидов, а также некоторые другие организации, в которых работают инвалиды, уплачивают страховые взносы в меньшем размере.
Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.
Появление системы социального страхования в России связано с принятием новых законов "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
О занятости населения в Российской Федерации", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и Постановлений Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердившие новые положения о них. Новый пенсионный закон утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. [5]
Пенсия по возрасту устанавливается:
для мужчин — в возрасте 60 лет с общим трудовым стажем 25 лет; для женщин — в возрасте 55 лет с общим трудовым стажем 20 лет.
Данная пенсия устанавливается на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для мужчин) и свыше 20 лет (для женщин). Уровень такой пенсии не может быть выше 75% заработка. Минимальный уровень данной пенсии равен минимальной заработной плате. Максимальный уровень пенсии по возрасту равен трем минимальным пенсиям, а для пенсий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда, — 3,5 минимальным пенсиям. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досрочная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачивается им в случае трудоустройства.
Пенсия по нетрудоспособности устанавливается для инвалидов первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы.
Социальная пенсия в новом пенсионном законе устанавливается: для инвалидов первой-третьей групп, включая детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; для детей, потерявших своих родителей;( социальное страхование Москва. государственное социальное страхование. социальное страхование России. виды социального страхования.)Для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию. Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом.
Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.
Государственные гарантии для безработных граждан включают: бесплатные профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период: компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице, возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах, бесплатные медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу. Направлении на обучение, оплату периода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости не свыше 30 календарных дней в течение года безработицы или всего периода обучения в размере пособия или стипендии.
Согласно закону, с целью реализации политики занятости государство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позволяет образовывать негосударственные институты помощи в трудоустройстве граждан на лицензионной основе.
По новому закону о занятости, Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной политики занятости и не являющимся юридическим лицом. Государственная служба занятости управляет и распоряжается средствами данного фонда.
Все виды пособий и других платежей безработным должны индексироваться согласно закону. Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости, устанавливаются в следующем порядке.
Для граждан, уволенных в течение года до начала безработицы и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте, для граждан, потерявших работу в результате производственной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя). Для остальных граждан — на уровне государственной стипендии в образовательных учреждениях.
Уровень пособия по безработице определяется в процентах к средней зарплате в течение 3 последних месяцев, если безработный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них.
Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по безработице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:
первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка за 3 месяца на последнем рабочем месте; последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем месте.
Далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зарплата в соответствующем регионе страны.
Закон предполагает, что безработные граждане, которые имеют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению государственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до назначения полной пенсии.
В законе установлено, что члены семьи безработного (его иждивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.
Следующий новый страховой закон, связанный с реформой здравоохранения в РФ, — закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1991 г.). Данный Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья в течение переходного периода. Законом введено добровольное медицинское страхование (с 1991 г.) и обязательное медицинское страхование (с 1993 г.) в России. Он ориентирован на переход от государственной бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения. Попытки реформирования централизованного государственного здравоохранения в России на принципах децентрализации управления, формирования внутреннего рынка, конкуренции и нормативной экономики в рамках бюджетной системы здравоохранения в стране в 1988-1991 гг. не имели успеха в условиях острого бюджетного кризиса.
Новый страховой закон должен помочь здравоохранению РФ преодолеть финансовый кризис и обеспечить его развитие на социально-рыночной основе.
Обязательное медицинское страхование в России является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).
Страхователями в системе обязательного медицинского страхования являются:
для неработающего населения — государство и местные власти;
для работающего населения — предприятия и организации (работодатели).
Страховщики, медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи в системе медицинского страхования должны иметь лицензию. Согласно закону, граждане России имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование.
Выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача. Право на медицинскую помощь на всей территории России, на предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закону, включает следующие составляющие:
-государственная и муниципальная системы медицинского обслуживания;
-государственная система обязательного медицинского страхования.
Негосударственные медицинские учреждения и страховые компании, частнопрактикующие врачи.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
-финансирования целевых программ (федеральных, региональных, местных);
-обеспечения профессионального образования медицинского персонала;
-финансирования исследовательских программ и проектов;
-развития материально-технической базы медицинских учреждений;
-субсидий регионам на улучшение условий медицинского обслуживания;
-оплаты катастрофических медицинских расходов;
-финансирования медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;
-медицинской помощи в случаях массовых заболеваний, в регионах, где происходят чрезвычайные ситуации и катастрофы.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования образуются за счет страховых медицинских взносов и бюджетных субсидий. Закон определил, что для реализации государственной политики обязательного медицинского страхования образуются Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования как автономные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. [6]
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения. Если принимать во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.
Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.
Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь.
Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации. Поскольку, система социального обеспечения умелым регулированием пропорциями социальных взносов и налогов может добиться экономической стабилизации, предотвращая тем самым, такие социальные опасности как инфляция и финансовые проблемы государства
Организационно-правовые формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.
Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.
Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.
В результате этого возрастает роль органов социального обеспечения, которые имея четкое представление о возможностях и ресурсах государства по решению социальных вопросов, могут и должны в инициативном порядке выступать выразителями интересов населения, и своевременно информировать органы власти о существующих и прогнозируемых потребностях граждан, а также вносить предложения по их удовлетворению.
Список используемой литературы