Особенности государственного устройства Великобритании
Статус Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
В состав Великобритании входят Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, ряд других территорий. Исторически Великобритания сложилась как уния, отсюда и ее полное название - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Особенности современного государственного устройства коренятся именно в этом. Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к расширению их автономии, что именуется деволюцией. Решения об этом были приняты на референдумах. Содержание автономии в этих территориальных образованиях также различно.
Шотландия всегда обладала собственной правовой и судебной системой, но несколько столетий не обладала автономией в вопросах государственного управления. Однако 11 сентября 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, в результате которого большинство высказалось за расширение самостоятельности Шотландии. После референдума соответствующий Закон был принят в 1998 г. В итоге были проведены выборы (в 1999 г., затем в 2003 г.) в шотландский парламент. Парламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на четыре года: 73 человека - по мажоритарной системе, 56 - по пропорциональной. Он обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, социального обеспечения и пр. Иные полномочия остаются в ведении британского парламента. Исполнительная власть осуществляется правительством Шотландии, формируемым на тех же принципах, что и британское правительство, и находящимся в таких же отношениях с парламентом.
Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее на референдуме 18 сентября 1997 г. была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем в Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа выступает Ассамблея Уэльса, в которую избираются 60 депутатов, из них 40 человек - по мажоритарной системе, а 20 - по партийным спискам. Она не наделяется законодательными полномочиями, но имеет право расширительного толкования законов, принятых британским парламентом, применительно к особенностям регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, просвещения и ряду других.
До 1972 г. в Северной Ирландии был свой парламент, формировалось ответственное перед ним правительство. Затем автономия в связи с обострением политического конфликта была упразднена-вплоть до 1998 г., когда были достигнуты соглашения в Белфасте, получившие позже закрепление в Законе о Северной Ирландии. Была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие соответствующие полномочия, причем полномочия этих органов Северной Ирландии шире полномочий аналогичных органов в Шотландии. Ассамблея действует с 29 ноября 1999 г., состоит из 108 членов - по шесть от каждого из 18 избирательных округов. Первый министр и его заместитель избираются вместе, что заставляет политические партии действовать согласованно. Высшие исполнительные органы Северной Ирландии формируются на основе представленности партий по формуле д'Ондта. 11 февраля 2000 г. основе Закона о Северной Ирландии 2000 г. была приостановлена деятельность Ассамблеи и исполнительных органов Северной Ирландии до 30 мая 2000 г., чем де-факто было установлено прямое управление регионом. В дальнейшем еще дважды приостанавливалась его деятельность приказом министра внутренних дел на 24 часа для разрешения кризисных ситуаций: 10 августа и 22 сентября 2001 г. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано.
В правительстве Великобритании предусмотрено наличие Должности государственных секретарей по вопросам Шотландни, Уэльса и Северной Ирландии. Они обеспечивают, с одной стороны, учет интересов соответствующих территорий, с дру гой - осуществляют административный надзор за их органами власти.
Что касается Англии, то она в настоящее время разделена на 4 региона по чисто географическому принципу. После реформ 1990-х годов в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии Англия осталась единственной из составных частей Великобритании, не имеющей собственного парламента и правительства. Функции парламента Англии исполняет парламент Великобритании, функции правительства — правительство Великобритании. Существует движение в поддержку создания самостоятельного парламента и правительства Англии.
Территории с особым статусом.
Территориями с особым статусом являются островные территории (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории, или "заморские владения" (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и др.). Различия между ними состоят, во-первых, в истории и основаниях попадания под британский суверенитет, во-вторых, в степени унификации системы власти. Так, островные территории имеют собственные судебные системы, а зависимые территории - нет; в каждой зависимой территории есть представляющий монарха губернатор, хотя он и занимает разное положение, но само наличие поста губернатора в определенной степени унифицирует систему власти, а на островных территориях власть не унифицирована. Но эти различия все же не имеют принципиального характера.
Административно-территориальные единицы в Великобритании.
Вся территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии разделена на графства. В Англии 45 графств. Графства, в свою очередь, состоят из 296 округов. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территориальной единицей выступает приход. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон, который состоит из 32 городских районов и Сити. Территория Уэльса также состоит из 22 графств, из них 11 городов-графств. В сельской местности графства делятся на общины. Территория Северной Ирландии состоит из шести графств, которые делятся на 26 округов. В Шотландии территориальными единицами верхнего уровня; являются 32 территориальные так называемые единицы местного управления, в том числе три островные территории. Низовой территориальной единицей выступает община.
41. Политические партии и партийная система Великобритании и Северной Ирландии.
В Великобритании утвердилась двухпартийная политическая система, основанная на конкуренции и взаимодействии буржуазной консервативной и левоцентристской лейбористской партий. На общенациональном уровне действует также около десяти партий.
Важное место в общественно-политической жизни занимаетлейбористская партия. Это левоцентристская, социал-демократическая организация с богатой историей. Одна из задач, поставленная при ее создании, – представительство и защита лиц наемного труда в парламенте, других органах государственной власти. С этого времени лейбористы неоднократно побеждали на выборах и формировали правительство. Сейчас лейбористы защищают интересы не только рабочих, но и мелких предпринимателей и служащих, т. е. постепенно превращаются в народную политическую организацию, раздвигая социальные барьеры и стереотипы. Идейно-теоретическая основа партии – идеология демократического социализма.
В партийном руководстве до сих пор сильные позиции принадлежат самому крупному профцентру – Британскому конгрессу тред-юнионов.
Лейбористская партия в организационном отношении представляет собой некую федерацию, состоящую как из коллективных членов, так и лиц, состоящих в этой организации на основе индивидуального членства. Последние представляют меньшинство в общем составе партии.
Решающая роль в формировании и проведении партийной политики принадлежит лейбористской фракции в Палате общин британского парламента. Рабочий орган партии – национальный исполком, избираемый на ежегодной осенней партконференции. Однако реальная власть сосредоточена в руках лидера партии, который в случае победы на выборах становится главой правительства.
Основными соперниками лейбористов являютсяконсерваторы. Они организационно оформились в 1867 г., хотя какие-то элементы партийной структуры и идеологии существовали еще с конца XVIII в. Это респектабельная и влиятельная партия в минувшем столетии стояла у власти чаще и более продолжительный период, чем какая-либо другая. Первоначально консервативная партия выражала интересы крупных землевладельцев и духовенства, а впоследствии – буржуазии. Она проповедует традиционные правоконсервативные идеалы и ценности, но учитывая при этом «британскую специфику». Консерваторы имеют сильные позиции в парламенте, региональных органах власти и в муниципалитетах, пользуются поддержкой крупного капитала. Внутри партии имеется несколько политических течений, но в целом партия выступает за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию экономики за счет сокращения неэффективных производств, сокращение государственных субсидий, денационализацию некоторых отраслей, за параллельные с государственными альтернативными частные объекты в целях повышения эффективности первых.
Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом реорганизована в 1988 г. В 1988 г. создана Партия социал-либеральных демократов. По своим экономическим требованиям обе они вопреки своим названиям центристские, ближе к консерваторам, в политике требуют усиления роли Парламента. Общегосударственными партиями являются мелкие объединения двух коммунистических партий, Социал-демократическая лейбористская партия, Партия зеленых, не представленные в Парламенте.
Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии действует Шотландская национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе – Уэльсская рациональная партия (Плайд Камри). В Северной Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная юнионистская партия Ольстера и др.
42. Правовой статус британского парламента.
Парламент Великобритании.
Структура и формирование парламента.
Британский Парламент является классическим примером так называемой "вестминстерской модели" (собственно, он и дал этой модели наименование) и состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.
Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. Кандидатура спикера одобряется монархом, но это в большей степени символический акт. Спикер формально избирается на срок полномочий Палаты, но если он остается депутатом после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают спикера на новый срок. Спикер имеет полномочия как по представлению Палаты общин вовне (обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой лордов, Правительством), так и по руководству работой Палаты. В последней сфере он обладает особенно существенными полномочиями, в частности определяет вид законопроекта (финансовый он или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений, назначает председателей постоянных комитетов и т. д. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он обязан вести себя политически беспристрастно. Ему даже не предоставлено право голосовать и участвовать в дебатах, однако при равенстве голосов депутатов он обязан проголосовать, и тогда его голос становится решающим.
Другими ответственными должностными лицами Палаты общин являются заместители спикера (один из них - первый), лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты) и клерк - должностное лицо, не являющееся парламентарием, назначаемое монархом (на деле - Палатой) без ограничения срока полномочий. Клерк руководит аппаратом Палаты и является советником спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Порядок в Палате общин поддерживает пристав. Коллегиальный руководящий орган в Палате не создается. В то же время создается Комитет Палаты общин в составе спикера, лидера Палаты (он представляет правящую партию), члена Палаты, назначенного лидером оппозиции, трех членов Палаты, не являющихся министрами. Комитет Палаты общин назначает персонал служб Палаты, устанавливает их заработную плату, осуществляет надзор за работой служащих.
В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например по промышленности и торговле, по транспорту; в основном имеющие контрольные функции относительно соответствующих направлений деятельности правительства и министерств) и неспециализированные (обозначаются литерами А, В, С и т. д. - всего восемь; в основном имеют функции работы с законопроектами без их отраслевой привязки). К постоянным можно также отнести сессионные комитеты, формально создаваемые в начале каждой сессии Палаты на время до ее завершения для решения вопросов организации работы (комиссии по Регламенту, по привилегиям, по процедуре и ряд других), но воссоздаваемые на каждую новую сессию в прежнем виде, поэтому они реально не временные, а постоянные.
Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Временными комитетами можно также назвать комитеты всей Палаты, которые представляют собой Палату общин в полном составе. Эта форма работы Палаты общин используется при обсуждении значимых (в основном финансовых и имеющих конституционное по сути значение) законопроектов для упрощения традиционной процедуры. Заседание проводится под председательством не спикера, а специального временного председателя.
Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты). Есть категория наследственных лордов (пэров) - - в последнее время их число было законодательно сокращено, а также пожизненных лордов (пэров), назначаемых монархом по рекомендации премьер-министра за заслуги перед Великобританией. По закону, одобренному Палатой общин в 2000 г., Палата лордов вскоре вообще не будет включать наследственных пэров.
Итак, сейчас действует Закон о епископате 1878 г., устанавливающий список из 26 духовных лордов - членов Палаты лордов ех officio (по должности). Реформа Палаты лордов, проведенная одноименным Законом 1999 г., исключила из членов верхней палаты Вестминстерского парламента наследственных лордов. На переходный период в палате пожизненно оставлены 92 из 758 (на 1 ноября 1999 г.) наследственных лордов. К ним отнесены: Граф-маршал (главный церемонимейстер и председатель Геральдической палаты Великобритании) и Лорд обер-гофмейстер ex officio и 90 избранных наследственных лордов. Из числа последних 75 избраны четырьмя парламентскими группами пропорционально их представ-ленности: 42 консерватора, 28 независимых демократа, три либеральных демократа и два лейбориста. Остальные 15 выбраны всей палатой для исполнения функций вице-спикера и иных должностных лиц палаты. Из них девять консерваторов и по два представителя других парламентских групп: независимых, либеральных демократов и лейбористов. Теперь все наследственные лорды, за исключением оставшихся в Палате лордов, имеют право баллотироваться на выборах, в том числе и в Палату общин.
Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти: лорд-канцлер является главным советником правительства по вопросам правосудия, возглавляет судебную власть, является председателем высших судебных органов, играет важную роль при назначении судей. У лорда-канцлера имеются два заместителя. Однако в 2003 г. правительство приняло решение ликвидировать в ближайшем будущем существующую должность лорда-канцлера и принять закон об учреждении нового института для осуществления функций, ныне выполнемых лордом-канцлером. Кроме того, вновь назначенный в 2003 г. лорд-канцлер выступил с заявлением, что как судья он не будет заседать в Палате лордов, а также не будет исполнять обязанности государственного секретаря по конституционным делам и, таким образом, перестанет совмещать должности судьи и министра. Новый государственный секретарь по конституционным делам не будет в дальнейшем председательствовать в верхней палате парламента.
Предусматривается должность лидера палаты. Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями. В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка примерно с таким же, как и в Палате общин, статусом. Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам, например Комитет по науке и технологиям, Комитет по вопросам Европейского Союза и другие. Такие комитеты могут действовать как постоянные и как временные. Возможно образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.
В обеих Палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие "кнутов" - назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают, как уже отмечалось, голосование и поведение членов фракции в интересах партии.
Полномочия Парламента.
Основное полномочие - законодательствование. Полномочия парламента по принятию законов фактически неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последние годы сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере правительству. Возможности парламента по решению законом любого, по существу, вопроса подтверждаются тем, что законопроекты (билли), принимаемые в парламенте, могут быть публичными (призванными регулировать отношения, представляющие общий интерес) и частными (затрагивают интересы определенных лиц, группы лиц или территории). Иногда выделяют смешанные билли, объединяющие эти признаки. Заметим, что законы в Великобритании могут не только собственно регулировать общественные отношения, но и определять направления политики правительства и решать конкретные вопросы.
Билли могут вноситься в любую палату парламента, кроме финансовых законопроектов, вносимых только в Палату общин. На самом деле рассмотрение всегда начинается в Палате общин. Там билли принимаются, как правило, в трех чтениях. Закон принимается большинством голосов, после чего направляется в Палату лордов, которая может согласиться или не согласиться с Палатой общин. В случае несогласия может быть выработан и принят компромиссный вариант закона (методом "челнока"). Если согласия и та ким образом достичь не удается, то вступление в силу закона откладывается на год. По прошествии года Палата общин может принять закон в той же редакции, и он .вступит в силу. Вступление в силу законов по финансовым вопросам откладывается только на один месяц, причем их повторного принятия не требуется. Если обе палаты принимают закон (или Палата общин преодолевает несогласие Палаты лордов с ним), он направляется монарху и после его подписи и опубликования обретает юридическую силу.
В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров).
У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном большинстве они сосредоточены в Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или временные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства - это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий является вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в дрверии правительству. Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: а) вопросов министрам правительства; б) создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.
Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.
Процедура деятельности парламента.
Процедура деятельности британского парламента имеет ряд особенностей. Во-первых, отсутствуют регламенты работы палат как единые писаные акты. Порядок работы определяется в основном обычаями и парламентскими традициями. Во-вторых, очень низок кворум - 40 человек для Палаты общин и три человека для Палаты лордов. В-третьих, голосование, как правило, открытое, причем применяются такие его способы, как разделение (парламентарии выходят через разные двери в зависимости от поддерживаемого ими решения) и аккламация (решение принимается в зависимости от громкости криков сторонников того или иного варианта). В-четвертых, развита система ограничения прений. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в парламенте применяются различные способы ограничения прений ("гильотина", "кенгуру", просто прекращение дебатов по требованию 100 парламентариев и ряд других). Наконец, вся процедура деятельности Палаты общин, даже своеобразная рассадка парламентариев (друг напротив друга), отражает наличие правящей (правительственной) и оппозиционной партий и построена вокруг такой расстановки сил.
Роспуск Палаты общин.
Формально монарх имеет фактически неограниченное право роспуска Палаты общин. Однако в соответствии с обычаями оно может быть реализовано только по инициативе премьер-министра и только как альтернатива отставке правительства после выражения ему недоверия или отказа в доверии.
Статус парламентария.
Характеризуется применительно к Палате общин прежде всего свободным мандатом. Однако депутат при голосовании, как правило, связан фракционной принадлежностью. Депутат работает на постоянной основе, получая за работу вознаграждение. Депутатский мандат несовместим с предпринимательской деятельностью, но совместим с занятием ключевых должностей в сфере исполнительной власти. Для британского парламента характерен крайне ограниченный депутатский иммунитет. Он состоит в том, что парламентарий не может быть привлечен к ответственности за выступление в парламенте (но не в другом месте). В иных случаях основанием для начала уголовно-процессуальных процедур служит согласие спикера.
43. Правовой статус монарха и Кабинета в Великобритании.
Великобритания является старейшей парламентарной монархией. При анализе статуса монарха следует учитывать, что организация и функционирование государственной власти не строятся на буквальном понимании принципа разделения властей. Монарх в силу своих прерогатив и исторических традиций рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной власти.
Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства помимо Великобритании еще в 17 странах Содружества.
Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии (1701 г.) и важнейшими судебными прецедентами, устанавливающими принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти.
В стране закреплена кастильская система престолонаследования, согласно которой трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам («младший брат исключает старшую сестру»).
Прерогативы британского монарха, под которыми понимают комплекс его полномочий по общему праву, подразделяют на личные и политические. Первые обозначают право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корона, мантия, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монарха и семьи и, наконец, цивильный лист. Кроме того, в качестве личной прерогативы выступает правило «монарх не может поступать неправильно», означающее его судебный личный иммунитет. Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и приучастии соответствующих членов Кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами:
— законодательной (являясь частью Парламента, монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых этим органом, право абсолютного вето);
— управленческой (право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов и т. д.);
— судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования);
— внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; назначения дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).
С конца XVII в. утвердилось правило, согласно которому принятие Парламентом закона по предмету, относящемуся к королевской прерогативе, означает изъятие этого предмета ведения из нее.
44. Политические прерогативы, «спящие» полномочия британского монарха.