Чрезвычайное положение и его правовой режим
Чрезвычайное положение – это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой конституционный режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения применятся исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение (ЧП) является временной мерой, объявляемой в соответствии с законодательными актами в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положениевводится при наличии следующих оснований:
а.) попытки насильственного изменения Конституционного строя, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, региональные, межнациональные конфликты и др.;
б.) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.;
Чрезвычайное положениевводится Указом Президента РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
В Указе должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Данный указ подлежит немедленному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также немедленному опубликованию.
Срок действия Ч.П., вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях – 60 суток. Данные сроки могут быть продлены Указом Президента РФ.
Меры и временные ограничения, применяемые при введении Ч.П.(ст.11. общие ограничения):
1)полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федераций, а также органов местного самоуправления;
2)установление ограничений на свободу передвижения по территории, а также особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё;
3)усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирования транспорта;
4)установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово – экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
5)установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
6)запрещение или ограничение проведения массовых мероприятии;
7)запрещение забастовок;
8)ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
9)приостановление деятельности опасных производств и организации, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и опасные биологические вещества;
10)эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств указанных в пункте «а» (ст.12):
1)введение комендантского часа;
2)ограничение свободы печати и др. средств массовой информации, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники;
3)приостановление деятельности политических партии и иных общественных объединений;
4)проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
5)ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;
6)выдворение в установленном порядке лиц, нарушивших режим Ч.П. и не проживающих на территории, на которой введено Ч.П., за её пределы за их счет.
Меры и временные ограничения, применяемые в условиях Ч.П., введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» (ст.13):
1)временное отселение жителей в безопасные районы;
2)введение карантина, проведение санитарно – противоэпидемических, ветеринарных и др. мероприятии;
3)отстранение от работы на период действия Ч.П. руководителей государственных организации в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначение др. лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
4)в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно – спасательных и др. неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.
Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.