Духовная жизнь советского общества в послевоенный период (1945-1953 годы)

Борьба с "западным влиянием" в культуре. "Демократический импульс" проявился и в развитии художественной культуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создавало возможности для расширения культурных контактов с ними. А это неизбежно вело к проникновению в советскую действительность элементов либерализма, в самой своей основе противоположного господствующей коммунистической идеологии. "Железный занавес" оказался прорван. В условиях начавшейся "холодной войны" это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против "западного влияния" и "низкопоклонства перед Западом". Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию.

Эта линия была еще более усилена в ходе начавшейся в 1948 г. кампании борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Литература. Главной темой литературных произведений первых послевоенных лет стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в "Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского "Дом у дороги", романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда".

Главный литературный герой этих лет прошел войну и возрождал мирную жизнь. Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы "Кружилиха" В. Ф. Пановой, "Дни нашей жизни" В. К. Кетлинской, "Первые радости" К. А. Федина. В популярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал роман о Сибири "Строговы". О неразрывной связи человека и природы писал в романе "Русский лес" Л. М. Леонов.

Яркие произведения были созданы писателями союзных и автономных республик СССР. В трилогии "Хлеб и соль", "Кровь людская - не водица", "Большая родня" украинский писатель М. А. Стельмах показал путь украинского крестьянства от революции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Белорусский поэт Я. Кол ас написал поэму "Хата рыбака". Начиналась яркая биография выдающихся национальных поэтов: Р. Г. Гамзатова (Дагестан), К. Ш. Кулиева (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Н. Кугультинова (Калмыкия) и др.

Усиливался партийный контроль за содержанием литературного творчества. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором резкой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова, названные "пошляками и подонками литературы". Журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство. Главным итогом "борьбы за чистоту литературы" явилось закрытие ряда журналов, запрещение многих произведений, репрессии против их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.

Театр и кино. Наметившееся в годы войны обращение к историческим традициям народов СССР, чувствам и переживаниям людей после ее окончания подвергалось критике. В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль" и потакание "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел… не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре".

Было приказано расширить количество пьес, "посвященных пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы "на заказ" было делом не простым и удач было не так много. Одним из ярких спектаклей послевоенной поры стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели постановки о только что окончившейся войне - "Молодая гвардия" (по роману А. А. Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.

В эти годы на сцене Большого театра в Москве блистательно танцевала Г. С. Уланова, начала выступать выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова "Молодая гвардия" (в котором дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), "Подвиг разведчика" Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), "Повесть о настоящем человеке" А. Б. Столпера. Пользовались популярностью комедии "Весна" Г. В. Александрова и "Сказание о земле Сибирской" И. А. Пырьева. Идиллическая, далекая от реальной жизни картина послевоенной сельской жизни предстала в фильме "Кубанские казаки" (режиссер И. А. Пырьев).

Как и другие произведения культуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в "безыдейности": "Большая жизнь" (2-я серия) Л. Д. Лукова, рассказывавший о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за "фальшивое изображение партийных работников"), "Адмирал Нахимов" В. И. Пудовкина, "Иван Грозный" (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

Музыка. В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра, "Семь красавиц" К. А. Караева и др.

Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение народными музыкальными традициями". В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где огонь критики был сосредоточен на Мурадели, Прокофьеве, Шостаковиче, Хачатуряне. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году.

Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства.

К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.

Научные "дискуссии". После войны развернулись оживленные творческие дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для""усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - и для сведения счетов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких "дискуссий" стало обсуждение проблем биологической науки на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 года. Т. Д. Лысенко, сделав головокружительную карьеру в 30-х гг. на критике "кулаков от науки", еще перед войной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал других крупнейших ученых-генетиков как "мухолюбов-человеконенавистников". В результате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью.

В исторической науке прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией сталинскими методами.

Лидеров национальных движений (в частности, Шамиля) клеймили как агентов зарубежных разведслужб. Зато полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор. Крупнейшие исторические деятели царской России были представлены в гротесковом виде. Оказались надолго "забыты" и многие имена крупнейших деятелей советского времени.

В ходе дискуссий философов, экономистов отвергался любой западный опыт - как изначально враждебный и неверный.

Наши рекомендации