Информационное взаимодействие при ведении ГКН

ЛЕКЦИЯ № 3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ

План:

Источники информации, обеспечивающие создание ГКН

Информационное взаимодействие при ведении ГКН

Источники информации, обеспечивающие создание ГКН

Источниками информации для государственного кадастра недвижимости являются информационные системы различных федеральных и региональных ведомств, которые осуществляют сбор, накопление и ведение специальных данных, используемых для создания ГКН.

Основными системами являются:

- государственный мониторинг земель (Росреестр);

- государственный земельный контроль (надзор) (Росреестр);

- земельный баланс (Росеестр);

- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (Росреестр);

- лесной реестр (Рослесхоз);

- информационная система Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

- информационная система федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

- информационная система МСХ РФ по государственному регулированию обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- информационная система государственной статистики (Росстат);

- единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, её загрязнения (Минприроды РФ);

- другие источники, которые будут включаться в процесс выполнения дополнительных функций, возлагаемых на ГКН в перспективе.

По значимости источники информации можно условно представить следующим образом:

К основным источникам можно отнести данные мониторинга земель. Эта информация собирается в процессе проведения:

§ агрохимического обследования почв, оценки состояния земель, загрязнения окружающей среды и почв тяжёлыми металлами и серой;

§ геоботанического обследования оленьих пастбищ;

§ изучение процессов эрозии почв, исследования методов реабилитации загрязнённых и деградированных сельскохозяйственных земель;

§ ландшафтно-экологическое районирование;

§ оценки воздействия антропогенных и природных факторов на земельные угодья; оценка негативных процессов; оценка потенциального плодородия почв;

§ почвенного обследования: установление эффективности использования пашни и степени её зарастания.

Важным источником информации являются также материалы, содержащие данные Государственного земельного кадастра о состоянии и использовании земельного фонда, которые хранятся в территориальных органах Росреестра и федеральных государственных бюджетных учреждениях «Кадастровая палата».

Кроме материалов почвенных, геоботанических и иных обследований источником информации о состоянии и использовании земель является Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Основным недостатком материалов, хранящихся в этом Фонде, является их разобщенность и фрагментарность. К тому же с 1 ноября 2008 года кадастровые инженеры не сдают в фонд данных материалы землеустройства и межевания.

Важным источником информации являются сведения, содержащиеся в отчётах о наличии и распределении земель, которые позволяют отследить динамику изменения категорий земельного фонда, видов и подвидов угодий (в том числе и по предприятиям, занимающимся сельскохозяйственным производством).

Информационное взаимодействие при ведении ГКН

Систему Государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель следует рассматривать в тесной взаимосвязи, так как, с одной стороны, мониторинг является информационной основой ведения ГКН, с другой стороны, сведения ГКН являются основой, на которую должны накладываться сведения мониторинга земель.

На качество и своевременность информационного обеспечения ГКН и системы управления земельными ресурсами страны в целом негативно сказывается сложившаяся к настоящему времени ведомственная разобщенность, на преодоление которой потребуется немалое время.

Для преодоления такого недостатка в 2008 году 19 января Правительством РФ постановлением № 30 утверждён Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (с изменениями и дополнениями 11 ноября 2005 г., 15 октября 2007 г., 21 февраля, 28 марта 2008 г., 10 марта, 15 июня, 5 октября, 30 ноября 2009 г., 24 мая, 24 сентября 2010 г., 16, 19 августа 2011 г., 1, 6 сентября 2012 г., 26 декабря 2014 г., 30 января, 3 апреля, 27 августа 2015 г.) в соответствии с которым при осуществлении своих полномочий федеральные органы непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На решение этой проблемы направлено также Постановление Правительства РФ № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2009 г., 5 октября 2010 г.).

Особую роль в межведомственном взаимодействии и, в том числе при ведении ГКН играет закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. С помощью этого закона регулируются межведомственные отношения между федеральными органами государственной власти как при оказании ими государственных услуг, так и при ведении базовых информационных ресурсов.

Постановлением правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах» утверждён перечень таких ресурсов, куда вошли ГКН, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), Федеральная информационная адресная система (ФИАС) и т.д.

Важно особо подчеркнуть, что орган, осуществляющий Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан представлять в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения:

- о зарегистрированных правах и об обладателях этих прав, а так же о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав объект недвижимости и лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения);

- об объектах недвижимости с условными номерами (описание этих объектах и местоположения их границ).

Подробнее рассмотрим – какие органы и какую информацию предоставляют в орган, уполномоченный осуществлять кадастровый учёт документов ГКН:

а) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учёта копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).

б) Орган местного самоуправления представляет, а орган кадастрового учёта следующие документы:

- выписка из утверждённого городского плана (для населённых пунктов, находящихся на межселенной территории,- выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населённого пункта и перечень координат характерных точек границы населённого пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населённого пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населённых пунктов);

- выписка из разделов правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён.

в) Орган государственной власти или орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учёта принятые пределах их компетенции решения, в связи с которыми требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости:

- адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населённый пункт и тому подобное);

- категория земель, к которой отнесён земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;

- разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок;

- назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание;

- назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение, указанное в пунктах 7, 13-16 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

г) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учёта выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны, либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

д) Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший лесохозяйственный регламент, представляет в органы кадастрового учёта выписку из раздела лесохозяйственного регламента, определяющего виды разрешённого использования лесов (земельных участков).

е) Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, представляет в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения о лесах на земельном (лесном) участке, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного земельному этому земельному участку;

б) наименований лесничества и лесопарка, номеров лесных кварталов, к которым относится указанный участок (если такие номера имеются);

в) целевого назначения лесов – защитные леса (категория защитных лесов), эксплуатационные леса и резервные леса.

ж) Орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, на основании сведений, полученных в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения, представляет в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения о поверхностных водных объектах общего пользования, находящегося на землях водного фонда, с указанием:

а) кадастрового номера, присвоенного земельному участку на котором находится водный объект;

б) вида водного объекта;

в) наименования водного объекта (если оно имеется).

Вопросы для повторения:

1. Цель и задачи создания единого информационного пространства Российской Федерации.

2. Чем вызвана необходимость создания такого информационного пространства?

3. Что представляют собой информационные ресурсы? Назовите государственные и негосударственные информационные ресурсы и как ими пользуются.

4. Место и роль ГКН в создаваемой единой информационной системе страны.

Наши рекомендации