Конституционное право в условиях тоталитарного социализма
25 октября 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет о власти, оформивший государственный переворот. Согласно Декрету, вся власть в центре и на местах переходила к Советам, избираемым трудящимися (рабочими, крестьянами, солдатами и т. д.). Были также приняты декреты о земле (отказ от частной собственности на землю), о национализации банков, о запрете оппозиционных большевикам политических партий и др.
В 1918 году Всероссийский съезд Советов принял первую в истории России Конституцию РСФСР. Эта конституция имела следующие особенности.
Во-первых, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития. Эта Конституция полностью перечеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России.
Во-вторых, она была очень идеологизирована и имела ярко выраженный классовый характер. В ней полностью отрицалась концепция о народе как источнике власти. Власть утверждалась за Советами и прямо закреплялась диктатура пролетариата. Некоторые слои общества (дворянство, духовенство и др.) лишались ряда прав.
В-третьих, ее положения выходили за рамки внутригосударственного регулирования и были ориентированны на все мировое сообщество, так как большевиками предполагалось ввергнуть и другие страны в борьбу за победу социализма.
В-четвертых, Конституция открыто признавала применение насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. К примеру, ст. 3 закрепляла возможность уничтожения паразитических слоев общества, беспощадное подавление эксплуататоров.
В 1925 году была принята вторая Конституция РСФСР. Причиной замены Конституции 1918 года новой Конституцией явились объединение в 1922 году РСФСР с другими республиками в СССР и принятие в 1924 году Конституции СССР. Преемственность Конституцией РСФСР 1925 года положений Конституции 1918 года значительна. В отдельных случаях она как бы пролонгировала действия норм Конституции 1918 года. Однако, оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года значительно смягчила формулировки о насилии, исключила положения о мировой революции. В новой Конституции отражен факт вхождения РСФСР в СССР. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия в отношении них федерации (Конституция 1918 года провозглашала Россию федерацией, но отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в тексте).
Следующая Конституция РСФСР 1937 года была принята после появления Конституции СССР 1936 года. Конституция 1937 года, как и прежние, сохранила классовую сущность и диктатуру пролетариата. Конституция отменила лишение политических прав по социальному признаку, вводила всеобщее избирательное право, закрепляла принцип равноправия граждан независимо от их национальности и расы. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за Россией права выхода из СССР. Также Конституция 1937 года детализировала федеративное устройство республики.
Последняя Конституция РСФСР 1978 года была принята на основе Конституции СССР 1977 года. В Конституции 1978 года впервые было введено понятие «народ», что должно было означать превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное. Однако, классовую сущность новая Конституция не утратила, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Сохранилась государственная идеология, ст. 6 Конституции закрепляла руководящую и направляющую роль коммунистической партии. Сфера провозглашаемых прав человека неуклонно расширялась.
Однако, все конституции советского периода были фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами провозглашенных прав и свобод и др.
Учитывая фиктивность всех конституций советского типа, необходимо упомянуть, как в реальности обстояли дела с реализацией прав человека. Так, во время действия Конституции СССР 1924 года и Конституции РСФСР 1925 года осуществлялась насильственная коллективизация и раскулачивание в деревнях. Введенной паспортизацией только для городского населения, крестьяне были лишены возможности покидать деревни, в городах установился институт разрешительной прописки, миллионы людей становились полностью зависимыми от воли диктатора и не могли распоряжаться своей судьбой. Конституция РСФСР 1937 года являлась достаточно прогрессивным документом, по объему закрепляемых прав и их гарантий опережавшим многие европейские конституции, но то же самое время в СССР проводились массовые репрессии, государственный террор внушил атмосферу тотального страха и полного бесправия жителей России и других республик, попавших под гнет СССР. Государство запрещало браки с иностранными гражданами и свободный выезд из страны. На фоне голодомора в Украине, Казахстане, России и др. регионах, вызвавшего трупоедство и людоедство, людей жестоко карали за несколько срезанных с колхозного поля колосков. Сталинизм обусловил появление в Конституции раздела об основах общественного строя, то есть юридического навязывания определенной идеологии. С 1936 года на конституционном уровне закреплялась руководящая роль коммунистической партии. В Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года эта роль усиливалась. Расширялся перечень прав граждан, однако права (особенно политические) предоставлялись только в целях укрепления социалистической системы. Попытки инакомыслия карались как антисоветская агитация. На фоне провозглашения права на труд устанавливалась уголовная ответственность за паразитический образ жизни – так называемое тунеядство (к примеру, поэт И. А. Бродский был привлечен к уголовной ответственности именно по этой статье) и т. д.
Подавление личной свободы граждан строилось на законах, то есть носило не волюнтаристский, а организованный характер. Включение в Уголовный кодекс РСФСР многогранной 58 статьи и последующие ее широкие трактовки давали возможность отправлять в ГУЛАГ практически любого человека. Никто не был защищен от государства. Общий подход к государству советского периода – плод классовой теории, закреплял государственное руководство обществом. В Конституциях права были гарантированны, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, так как действовал принудительный коллективизм, а государство рассматривалось как выразитель общих интересов.