Таможенное право ЕАЭС в структуре права. Предмет, методы, принципы таможенного права ЕАЭС
Перечень контрольных вопросов к зачету
Предмет таможенного права – общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основной метод таможенного права – императивный (метод властных предписаний), также используется диспозитивный метод – используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
К общим принципам таможенного права относятся:
Законность — действия, как таможенных органов, так и подконтрольных им субъектов (физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу) должны строго соответствовать положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов (в том числе конституционных) и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно части 2 ст. 12 ТК РФ, должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством.
Равноправие — одна из характеристик демократического общества. В области таможенного дела, согласно части 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.
Разделение властей — существование и функционирование трех ветвей власти сказывается и на правовом регулировании таможенного дела. Федеральное Собрание Российской Федерации как орган законодательной власти принимает законы, направленные, в частности, на регулирование отношений в области таможенного дела. Непосредственную их реализацию обеспечивают органы исполнительной власти — в данном случае таможенные органы. В рамках правосудия разрешаются таможенные споры, привлекаются к уголовной ответственности виновные лица.
Федерализм выражается в строгом подчинении нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Во главе таможенных органов, которые являются федеральными органами государственной власти, находится Федеральная таможенная служба Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 401 ТК РФ органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
Сочетание публичных и частных интересов — преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы, усиление борьбы с неправомерными деяниями в области таможенного дела), органы государственной власти должны ориентироваться и на частноправовые начала. В современных условиях приоритетные направления деятельности таможенных органов состоят в содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации таможенных процедур. Это свидетельствует о стремлении государства к достижению оптимального баланса между публичными и частными интересами, что позволит добиться максимальной эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Характерные черты отрасли таможенного права выражены в его специальных принципах, в качестве которых выступают:
Федеральное таможенное регулирование — начало, установленное Конституцией России, развивается в части 1 ст. 1 ТК РФ, где подтверждается, что регулирование отношений в области таможенного дела находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Охрана интересов государства и его граждан. Нормой статьи 13 ТК РФ предусмотрена обязательность вывоза товаров, запрещенных в соответствии с российским законодательством к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации. Такой запрет может устанавливаться, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов. Так, таможенные органы пресекают попытки незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, оружия, ядовитых веществ и других «нежелательных» товаров. Защита экономической безопасностиРоссии — сохранение суверенитета страны в этом ракурсе предполагает установление обоснованных ограничений на перемещение некоторых видов товаров через таможенную границу. Такие ограничения включаются в предмет таможенного регулирования и устанавливаются законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ч. 1, 2 ст. 1 ТК РФ). Они могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости защиты внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов. Обоснованность и минимальная необходимость требований таможенных органов. Учитывая нацеленность таможенных органов на содействие развитию внешней торговли, их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, в соответствии с частью 3 ст. 14 ТК РФ, ограничены. Они (требования) не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Обязательность обоснованности и ограниченности требований таможенных органов установлена и в других нормах Таможенного кодекса. Свобода выбора таможенного режима. Это начало установлено положением статьи 156 ТК РФ и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством. Обязательность соблюдения запретов и ограничений применяется при помещении товаров под любые таможенные режимы. В этом случае согласно статье 158 ТК РФ лица обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля.