Объединение русских земель под властью Москвы
В XIV в. наметились тенденции политического объединения земель Северо-Восточной Руси. Предпосылками этого процесса были:
1) хозяйственное возрождение региона, прекращение с 30-х гг. XIV в. татарских набегов и, как следствие, рост численности населения и увеличение могущества князей;
2) рост феодального землевладения, вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольшого княжества, так как они не могли покупать землю за его пределами, это делало их заинтересованными в расширении его границ.
Дополнительным стимулом для объединения был внешнеполитический фактор – угроза со стороны Орды и Великого княжества Литовского.
Ликвидация феодальной раздробленности происходила в это время и в государствах Западной Европы. Но там большую роль в создании централизованного государства сыграли города, поддерживающие королевскую власть в ее борьбе с сепаратизмом феодалов. На Руси этот фактор отсутствовал. Главной централизаторской силой выступили князья, поддерживаемые своим боярством.
Объединение русских земель происходило путем присоединения к более сильному княжеству территорий его менее удачливых соперников. В домонгольский период границы отдельных княжеств оставались стабильны, князья не претендовали на чужие династические столы. После монголо-татарского завоевания ситуация изменилась. Пользуясь поддержкой золотоордынских ханов, отдельные правители на Руси предъявляют претензии на не принадлежащие им изначально владения. Стремясь усилить раздоры среди русских князей и взаимно ослабить их, татары поддерживают этот процесс.
Историки фиксируют 80 случаев присоединения крупных территориальных объединений с городами. Начали эту деятельность переяславский, ростовский и ярославский князья во второй половине XIII в. Выделяются следующие способы присоединений: принцип родства или свойства с умершим князем, покупка территорий, междукняжеская договоренность (плата за союзническую помощь, завещание), военный захват, добровольная передача своей территории великому князю с переходом к нему на службу, передача территории Ордой по ярлыку. Вплоть до начала XV в. почти все территориальные присоединения совершались с санкции Орды (но по инициативе местных князей). Помимо поддержки татар важное значение имел факт обладания тем или иным князем владимирским великокняжеским престолом. Великий князь имел право на выморочные (оставшиеся без наследника) земли, обладал военным превосходством. В борьбе за владимирский великокняжеский престол победу одержали московские князья. Со второй половины XIV в. Москва лидирует по количеству присоединенных территорий, в XV в. на ее долю приходится 2/3 «примыслов».
Первое упоминание о Москве относится к 1147 г. Столицей самостоятельного княжества она становится в 1270-е гг. Первоначально это было небольшое удельное владение младшего сына Александра Невского - Даниила. За годы своего правления (умер в 1303 г.) он сумел значительно расширить территорию своих земель, присоединить весь бассейн Москвы-реки, что позволило его сыновьям включиться в борьбу за владимирский великокняжеский престол. Эта борьба с тверскими князьями шла с переменным успехом до 1327 г. В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание, которое помог подавить московский князь Иван Данилович Калита (1325 - 1340). В награду он получил ярлык на великое княжение, до того находившегося в руках тверского князя Александра Михайловича, и стал главным сборщиком дани в русских землях. Пользуясь своим положением, он захватил ряд не принадлежащих Москве территорий (Углич, Галич, Белоозеро), покупал села и давал своим приближенным вотчины в других княжествах, создавая таким образом в чужих владениях свои опорные пункты. Крупным политическим успехом Ивана Калиты было привлечение им на свою сторону главы русской церкви. Митрополит Петр избрал Москву своей постоянной резиденцией. Он и его преемники всегда поддерживали политику московских князей.
Фигура Ивана Калиты получила неоднозначную оценку в русской историографии. Однако объективно его деятельность способствовала укреплению позиций Московского княжества. Время правления этого князя можно считать первым этапом на пути превращения Москвы в политический центр русских земель.
Второй этап возвышения Москвы приходится на годы правления внука Калиты Дмитрия Донского (1359 - 1389). Он одержал окончательную победу над Тверью, князь которой признал в 1375 г. в результате проигранной войны свою вассальную зависимость от Москвы, стал именоваться «братом молодшим» московского князя. При Дмитрии Донском была одержана первая крупная победа над татарами на Куликовом поле(1380).Этой битве предшествовал ряд пограничных сражений между русскими и ордынскими силами. Опасаясь потерять власть над Русью, правитель Орды Мамайповел войска против московского князя. Дмитрию Ивановичу удалось собрать объединенное войско, в котором сражались не только московские ратники, но и воины из других княжеств, в том числе находившихся под властью Литвы. Победа на Куликовом поле (южнее Тулы, в месте впадения в Дон р. Непрядвы) повысила авторитет Москвы как национального центра.
Куликовская битва имела большое моральное значение, приведя к росту национального самосознания (первая со времен Батыя победа над основными силами Орды), но она не означала падения монголо-татарского ига. В 1382 г. хан Тохтамыш повторил поход Мамая и на этот раз успешно, взял Москву, Владимир. К длительной борьбе с татарами Русь была не готова. Вассальная зависимость была восстановлена, но позиции татарских ханов стали слабее, особенно после поражения Орды в войне со среднеазиатским правителем Тимуром / Тамерланом (1395). Со времен Дмитрия Донского великокняжеский престол стал наследственной вотчиной московских князей.
Время правления сына Дмитрия Донского Василия I (1389 - 1425) и внука Василия II Темного (1425 - 1462) являются третьим этапом на пути укрепления позиций Московского княжества. При Василии I к его владениям были присоединены Суздальско-Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества, из которых первое еще при Дмитрии Донском было соперником Москвы. По размерам принадлежащих ему территорий московский князь выдвинулся на первое место среди всех русских правителей. В дипломатических отношениях с Ордой и Великим княжеством Литовским он выступал от имени всей Северо-Восточной Руси. Однако Василий I не смог решить династическую проблему и обеспечить престол за своим сыном и наследником.
Во второй четверти XV в. (1430 - 1450-е гг.) Московское княжество стало ареной феодальной войны между Василием II и его дядей и двоюродными братьями, претендовавшими на престол. Борьба шла с переменным успехом и закончилась победой Василия и смертью его главного соперника Дмитрия Шемяки в 1453 г. Во время внутренних междоусобиц татары вновь получили возможность вмешиваться в политические отношения на Руси, так как соперничающие стороны прибегали к их арбитражу. Однако показателем силы Москвы было то, что другие русские княжества (Тверь, Ярославль) не попытались воспользоваться обстоятельствами и оспорить у нее главенство. Лидерство Москвы среди северо-восточных земель к середине XV в. стало необратимым.
Укреплению позиций московских князей способствовали и внешнеполитические обстоятельства. Турецкий натиск на византийские земли заставил Константинополь искать помощи на Западе. В 1439 г. во Флоренции состоялся церковный собор, провозгласивший унию (союз) католической и православной церквей. Этот акт вызвал неприятие русской церкви и ускорил ее разрыв с Византией и Литвой, церковное руководство которой поддержало унию. С 1448 г. глава русской церкви стал избираться и утверждаться без санкции константинопольского патриарха. Решающую роль в победе того или иного кандидата на митрополичью кафедру стала играть поддержка великого князя. Православная церковь на Руси завоевала независимость от Византии, и одновременно усилился контроль над ней со стороны светских властей.