Таможенно-банковский валютный контроль за экспортными и импортными операциями
Валютный контроль - один из методов валютного регулирования в области ВЭД России. Органами такого контроля выступают Правительство РФ и Центральный банк РФ (Банк России).
С 1994 г. валютный контроль таможенных органов получил реальное воплощение в рамках созданной Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами.
Таможенный кодекс ТС не содержит комплексной правовой регламентации валютного контроля в отдельном разделе, однако нормами ряда статей отсылает к Закону о валютном регулировании и валютном контроле, где детально регулируется деятельность агентов и органов валютного контроля. Однако необходимо отметить, что ТК ТС целым рядом статей подчеркивает значимость валютного контроля как одного из средств единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере ВЭД. Так, п. 10 ст. 12 Закона о таможенном регулировании в числе функций таможенных органов называет осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Действующая система таможенно-валютного контроля распространяется на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом о валютном регулировании и валютном контроле и инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (в ред. от 29 декабря 2010 г. № 2557-У).
Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков - движения товаров и движения денежных средств в рамках автоматизированной информационной системы.
Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле, таможенные органы являются агентами валютного контроля. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.
Иностранная валюта подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке РФ в размере 10% суммы экспортной выручки.
Валютный контроль осуществляется таможенными органами также с целью проверки:
а) ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
б) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары.
В соответствии с действующим законодательством о валютном регулировании и валютном контроле ФТС России является агентом валютного контроля. Все нарушения, которые связаны с осуществлением валютных операций, обусловлены выполнением незаконных валютных операций, а также нарушением установленного порядка открытия счетов за рубежом, невыполнением обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, нарушением установленного порядка учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка перемещения через границу валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Однако для таможенной службы по-прежнему наибольший интерес в качестве объекта контроля представляют расчеты по экспортным и импортным контрактам. И здесь выделено два самостоятельных состава нарушений:
1) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в Российской Федерации оплаты за переданные нерезиденту товары;
2) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезиденту за товары, ввоз и получение которых резидентом не состоялись.
Для ФТС России важным является то, что должностные лица таможенных органов в качестве агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, а также проводить административное расследование.
Закон о валютном регулировании и валютном контроле предъявляет одинаковые требования к расчетам в иностранной валюте и рублях.
Участники ВЭД по каждому экспортному или импортному контракту оформляют паспорт сделки в уполномоченном банке.
При действующей организации технологии контроля сопоставление данных проводится сразу в ФТС России (вычислительном центре), с использованием передаваемой сюда первичной информации из уполномоченных банков по паспорту сделки с собственной информацией таможенных органов, содержащейся в декларациях.
Таможенным органам отводится роль по формированию базы данных о товарах и расчетах. Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И установлен порядок оформления паспортов сделок уже во исполнение нового Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Паспорт сделки - основной документ, позволяющий осуществлять валютный контроль по конкретному контракту. Этот документ должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Экспортер и импортер представляют паспорт сделки и указывают его реквизиты (номер и дату) в ГТД при помещении товаров под заявленный таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу РФ либо изменение их таможенного режима осуществляются на основании договора, на который в соответствии с законодательством РФ и иными правовыми актами РФ распространяется требование об оформлении паспорта сделки.