Основная тема разбивается на микротемы, которым соответствуют части текста
По русскому языку для студентов 1 курса
Неязыковых специальностей, 1 семестр
Языковые темы
Язык и его основные функции
Язык определяется обычно в двух аспектах: первый – это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, служащая важнейшим средством общения людей;
второй – разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).
Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене членами языкового коллектива.
коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование
языка для передачи информации;
когнитивная (или аккумулятивная функция) — формирование мышления индивида и общества;
эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;
волюнтативная (ли призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников;
номинативная(или назывная) — язык называет различные объекты;
конативная — передача информации, представление;
аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо);
Язык | Речь |
Орудия общения | Способ общения |
Система знаков и символов | Реализация языка |
Язык присущ любому человеку | Речь конкретному человеку |
Характеризуется обобщенностью | Индивидуальна, конкретна |
Язык не имеет хронологии | Речь ограничена временными рамками |
Фиксируется опыт народа Я.с конечна Абстрактная Повторима Язык-система | Опыт человека Бесконечна Материальная Неповторима Речь-деятельность |
Речь: виды и формы речи.
Речь - обмен информацией между людьми при помощи языка. Язык – система знаков и символов отражающая цивилизованный опыт человека. Речь в традиционном понимании - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме.Речь человека многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных форм речи: - устной
-письменной
Устная речь – форма речи. Состоящая из умения понимать, звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).
Письменная речь- это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям. Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать свое смысловое содержание с помощью лексических и грамматических средств.
Основные жанры письменной речи:
Аннотация, выписка, заметка, изложение, комментарий, конспект, обобщение, описание, письмо, план, план, резюме, реферат, рецензия, статья.
Основные жанры устной речи:
Неподготовленная устная речь – спонтанные жанры: разговор в семье (за обедом), интервью, выступление в прениях.
Общая характеристика форм и видов речи.
Диалогическая речь – вид речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Особенности диалогической речи: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.
Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе;
Примерами монологической речи могут быть лекции, доклады, устные отчеты
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.
Текст(от латинского textus – «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.
Общая основная тема текста связана с объектом речи, т.е. с тем, о чем говорится в тексте. Она развивается в главной мысли, которая отражает взгляд автора текста на объект речи. Основная тема – это «о чем говорят», главная мысль – «как об этом говорят».
Тема текста - это круг событий и лиц, образующих жизненную основу текста; то, о чем говорится в тексте; то, что в нем изображено. Тема задается обычно во вступительной части текста и далее раскрывается в его основной части. Тема обеспечивает смысловое единство.
Основная тема разбивается на микротемы, которым соответствуют части текста.
Микротемы– это части смысловой основы текста. Они выделяют разные стороны того, о чем сообщается в тексте. Тему раскрывает заголовок текста. Формулировки микротем представляют его план.Через раскрытие темы выражается идея произведения.
Идея– главная обобщающая, образная, эмоциональная мысль, лежащая в основе произведения; если проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении, то идея – это ответ на этот вопрос. Идея (основная мысль) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Текст имеет письменную и устную формы. Он служит для обеспечения общения, в котором два его участника выполняют роли 1) пишущего, говорящего; 2) читающего, слушающего. Пишущий или говорящий соединяет друг с другом предложения и производит текст, чтобы передать какую-нибудь информацию или воздействовать на слушающего. Читающий или слушающий расчленяет текст для того, чтобы понять информацию и или реагировать на нее.
Основными признаками текста являются:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.
4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.
Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и задачами информации. Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец. Текст имеет определенную композицию (построение): вступительную (зачин), основную (среднюю) и заключительную (концовку) части.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ) - основная единица текста, представляющая собой группу законченных предложений, образующих структурное и семантическое единство, раскрывающее законченную микротему в пределах целого текста.
Абзац– отступ вправо в начале первой строки (красная строка) и часть текста между двумя отступами, обрамляющий начало новой мысли, сигнализирующий об окончании предшествующей. Важнейшая функция абзаца – графическое, пунктуационное выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста - сложных синтаксических целых, фрагментов. Но нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно- синтаксическим членением. Это присуще речи эмоциональной, в которой абзац выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.
Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому. В текстах с цепной связью дается постепенное развитие мысли. Предложения и по смыслу, и структурно как бы «цепляются» одно за другое: то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее уже названным, т.е. то, что в предыдущем предложении является новым в последующем становится данным.
Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.
При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. В текстах с такой связью дается описание ряда одновременно происходящих действий или явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Первое предложение такого текста (микротекста) обычно выражает общее содержание: в нём задается, формулируется общая тема, которая раскрывается, конкретизируется через ряд последующих предложений.
Для предложений с параллельной связью характерно одинаковое строение: одинаковый порядок слов, видовременное единство сказуемых (т.е. сказуемое в предложениях выражается одной временной формой глагола), однотипность выражения членов предложения. Обычно второе и последующие предложения уподобляются по своей структуре первому и тем самым соединяются с ним. Например, в тексте нашего примера в 1-ом, вводном, предложении наблюдается прямой порядок слов, сказуемое выражено словосочетанием (прилаг. + сущ.). Последующие предложения текста строятся одинаково (сказуемое выражено кратким страдательным причастием).
Таким образом, основными средствами выражения параллельной связи являются одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.
Для связи предложений в тексте, а также между отдельными его членами используются не только собственно синтаксические средства (структурная соотнесенность предложений), но и средства лексические и морфологические, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа – прежде всего, сейчас, затем, поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т.д.), последние особенно характерны для научной и деловой речи.