Право средневековой Франции (источники, основные институты, общая характеристика). Кутюмы Бовези – источник феодального права Франции
Для классического феодального права характерно наличие множества источников. Основным источником феодального права Франции на всем протяжении его истории были кутюмы т.е. обычаи.
Длительное время кутюмы не были записаны и судьи выделяли их содержание, опрашивали наиболее уважаемых представителей местного населения. При этом право носило партикулярный характер, т.е. в каждом регионе и даже небольшой местности существовали свои обычаи. В XV в. по указанию короля обычаи были записаны, изданы 60 сборников «больших кутюмов» и приблизительно 30 сборников «малых кутюмов». Эти сборники сохранили свое действие вплоть до конца ХVIII в. Кутюмы, как источник права преобладал в северной части Франции, которую называли страной обычного права, тогда как на юге Франции преобладали потомки местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права». Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецепции римского права.
По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии…).
На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право, которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д. Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского самоуправления.
Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип: «кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны. Регулирование отдельных институтов права характеризовалось следующими особенностями:
- основной вещью в имущественных спорах выступала земля.
В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.
По мере развития товарно-денежных отношений стали распространяться сделки с землей, на при обязанности соблюдения правила субинфеодации, т.е. приобретатель земли одновременно брал на себя вассальные обязанности перед вышестоящим сеньором.
Кроме того монопольное право на землю имело духовенство и дворянство, поэтому приобретение земли горожанином одновременно предполагало и приобретение дворянского титула.
Господство в феодальном обществе натурального хозяйства и слабое развитие торговли предопределило неразвитость обязательств и договор права.
Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и условия банкротства. Большое внимание уделяло таким договорам, как перевозка, товарищество и комиссия.
В ХVII в. впервые в истории европейского права был издан кодифицированный отраслевой акт «Торговый кодекс» (1670).
На регулирование имущественных отношений большие влияние оказывали Библия; Новый завет строго запрещал взымать % по договору займа, поэтому в Западной Европе ростовщической деятельностью занимались иностранцы (евреи).
Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так, юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда – венчания.
Право открыто закрепило верховенство мужа и отца в семье. Церковь допускала рукоприкладство со стороны мужа, но запрещала убивать жену. На юге Франции сказалось влияние римского брака sine manu, поэтому существовал режим раздельного имущества и наследные права признавались и за женщинами, тогда как на севере Франции действовал режим общности имущества мужа и жены, и наследные права женщины были существенно ограничены.
Католическая церковь строго запрещала развод и допускала его только с личного разрешения римского папы.
Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по их тяжести и объекту посягательства:
1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм, богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой же группе относились преступления против нравственности.
2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников, преступления против суда и порядка управления.
3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство, нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.
Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания – возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.
Поэтому на первый план выдвинулись такие наказания, как смертная казнь, телесные и членовредительские наказания. Тюремное заключение и каторжные работы, как правило на неопределенный срок, конфискация имущества, штрафы. Если раньше основная часть штрафа шла в пользу потерпевшего, то в классическом феодальном праве в государственную казну.
4. Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение получает такой способ получения доказательств, как пытка. По требованию церкви в судебном процессе было ограничено применение ордалий.
Клятва на библии. В средневековом христианстве окончательно этот вид судебного процесса был закреплен в ХVII в. специальном ордонансе. В этом акте выделяется 3 этапа судебного процесса:
· дознание – обнаружение самого факта совершения преступления и определение круга подозреваемых и свидетелей.
· Расследование – поиск доказательств, опрос свидетелей, обоснование выявления фактов. Допускалась пытка.
· Судебное заседание и вынесение приговора – этот этап был очень кратким и формальным, т.к. судопроизводство не было отделено от административной власти и расследования и все 3 этапа проводил непосредственно судья.