Виды отправительских маршрутов и их организация
По условиям организации и назначения отправительские маршруты бывают:
прямые – при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группой);
в распыление – при перевозке назначением на железнодорожные станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением на железнодорожные станции распыления маршрутов, где производится переадресовка (указание железнодорожных станций назначения и грузополучателя) вагонов на железнодорожные станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей. Перечень железнодорожных станций распыления устанавливается Белорусской железной дорогой по согласованию с заинтересованными грузовладельцами.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема под выгрузку маршрутов установленных массы или длины.
При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы. Ядро – это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.
Нормы массы и длины маршрутов, а также ядра маршрута устанавливаются Белорусской железной дорогой.
По условиям обращения отправительские маршруты различают:
– кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
– кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.
Грузоотправители могут формировать маршруты из однородных и разнородных грузов. К перевозке маршрутами предъявляются сельскохозяйственные машины, автомобили, нефтепродукты, удобрения, химикаты, промышленное сырье, огнеупоры, зерно, сахарная свекла, строительные и другие массовые грузы.
Грузоотправители наряду с заявкой на перевозку грузов представляют заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к Правилам (рисунок 8.1).
ЗАЯВКА
на перевозку грузов маршрутами
____________
(наименование номенклатурной группы груза)
По станции ___
(наименование станции отправления)
Грузоотправитель _____________________________
Дата подачи вагонов | Станция назначения (выгрузки) | Станция распыления | Количество | |
маршрутов | вагонов | |||
Всего ____________
Подпись грузоотправителя или уполномоченного
представителя грузоотправителя _____________________
М.П.
Рисунок 8.1 – Форма заявки на перевозку грузов отправительскими маршрутами
Представление грузоотправителем и рассмотрение Белорусской железной дорогой, ее организациями заявок на перевозку грузов осуществляются в порядке, установленном правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования. При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов установленным нормам массы или длины маршрута.
Порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) маршрутов, их формирования до установленных массы или длины, возврата после погрузки (выгрузки) устанавливается в договорах на эксплуатацию подъездного пути и договорах на подачу и уборку вагонов.