Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го

Как указывалось выше, перевод ГО на военное время при угрозе нападения противника и с началом военных действий осуществляется по соответствующим степеням боевой готовности и степеням готовности ГО.

Степени боевой готовности вводятся в органах управления ГОЧС, соединениях, частях, подразделениях Войск ГО и организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими. Для них установлены четыре степени боевой готовности: постоянная (в повседневных условиях) и три, повышающие боеготовность (ПВ, ВО, ПЛ). Каждая из степеней боеготовности в ГО соответствует аналогичным степеням БГ, вводимым в соединениях, частях, подразделениях и организациях ВС России и других силовых министерств и ведомств РФ.

Для ГО страны в целом; ГО федеральных органов исполнительной власти (несиловых министерств, ведомств и организаций РФ); ГО субъектов РФ (республик, краев, областей и автономных образований) установлены также четыре степени готовности ГО: повседневная и три, повышающие готовность ГО (ПВ, ВО, ПЛ), аналогичные степеням боевой готовности.

В органах управления ГОЧС, укомплектованных военнослужащими, вводятся и степени боевой готовности, и степени готовности ГО.

В ведомственных органах управления региональных, территориальных и местных структурных подразделений министерств и ведомств РФ; сельских районах, категорированных и некатегорированных городах, районах (округах) городов с районным делением, других населенных пунктах; объектах экономики и организациях; а также службах и формированиях ГО мероприятия гражданской обороны выполняются с введением аналогичных степеней готовности ГО, каждой из истинных наименований которых присвоены условные наименования: повседневная; первоочередные мероприятия 1 и 2 группы (ПМ-1 и ПМ-2); общая готовность ГО (ОГГО).

Кроме степеней готовности БГ и ГО, вводимых в особый период, в целях обеспечения и поддержания готовности соединений, частей Войск ГО, а также организаций, поисково-спасательных служб и формирований МЧС России к ликвидации ЧС в мирное время вводятся степени готовности № 1 (в штатах либо мирного, либо военного времени).

Готовность № 1 (в штатах мирного времени) – это такое состояние соединений и воинских частей ГО, а также поисково-спасательных служб и формирований, когда в результате выполнения мероприятий они приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени.

Готовность № 1 (в штатах военного времени) – это такое состояние соединений и воинских частей (подразделений) ГО, при котором они осуществляют отмобилизование и приводятся в готовность к применению в штатной структуре военного времени.

При этом перевод ОУ ГОЧС, Войск ГО, военных организаций и ПСС МЧС России в установленные режимы функционирования РСЧС осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ “О РСЧС” от 5 ноября 1995 г. № 1113 и Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Приведение их в готовность № 1 может осуществляться при любом режиме функционирования РСЧС.

Степени боевой готовности и готовности ГО вводятся только Президентом Российской Федерации через Начальника ГО РФ или его 1-го заместителя – Министра РФ по делам ГОЧС. При внезапном нападении противника степень БГ “ПЛ” может вводиться начальниками РЦ ГОЧС и командирами соединений и воинских частей ГО, в зоне ответственности которых произошло нападение, с немедленным докладом по команде. Аналогично степень готовности ГО “ПЛ” вводится начальниками ГО субъектов РФ, на территорию которых произведено нападение.

Приведение в готовность в зависимости от обстановки может осуществляться последовательно, от низших степеней готовности к высшим, либо сразу в высшие степени, минуя промежуточные; в соответствии с планами или распорядительным порядком; в установленные планами сроки или заблаговременно.

Степень готовности № 1 в штатах мирного времени вводится Министром РФ по делам ГОЧС, в штатах военного времени – на основании решения Президента РФ. При внезапном возникновении (непосредственной угрозе) ЧС в мирное время право на приведение соединений и воинских частей ГО в готовность № 1 предоставляется начальнику РЦ ГОЧС, а также командирам воинских формирований ГО, на территории или в зоне ответственности которых возникла или возможна ЧС, с немедленным докладом по команде.

Введение каждой из степеней готовности (БГ, ГО, готовности № 1) предполагает выполнение ряда мероприятий, характерных для соответствующей периода.

Последовательность, очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на военное время определяется в Планах ГО заблаговременно, в мирное время. В условиях постепенного обострения военно-политической обстановки и возрастания угрозы развязывания войны перевод гражданской обороны осуществляется путем ввода в действие Планов ГО и планомерным проведением в полном объеме предусмотренных этими планами мероприятий, кроме рассредоточения и эвакуации населения, которые проводятся по особому решению Правительства РФ.

В целях обеспечения более организованного перевода ГО и наращивания ее готовности отдельные, наиболее важные, мероприятия Планов ГО могут проводиться распорядительным порядком еще до введения в действие Планов ГО в полном объеме. Такие мероприятия принято называть первоочередными (ПМ). Выполняться они могут только по особому распоряжению НГО страны.

К числу первоочередных мероприятий относятся:

· введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения органов ГО;

· уточнение Планов ГО в соответствии со складывающейся обстановкой;

· приведение в готовность системы управления, оповещения и связи;

· подготовка запасных и подвижных пунктов управления к работе;

· занятие запасных пунктов управления оперативными группами (сокращенными или полными расчетами органов управления);

· уточнение расчетов по укрытию и порядку занятия населением защитных сооружений;

· приведение в готовность имеющихся защитных сооружений и ускоренное строительство недостающего их количества, приспособление под укрытия заглубленных помещений, подвалов, горных выработок и станций метрополитена;

· подготовка запасов продовольствия и закладка их в ЗПУ и убежища;

· подготовка к выдаче СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;

· приведение в готовность оперативных групп ОУ ГО, разведформирований, организаций и постов сетей наблюдения и лабораторного контроля ГО, других министерств и ведомств, а также мониторинга окружающей среды;

· приведение в готовность формирований ГО повышенной готовности;

· подготовка к развертыванию больничных баз в загородной зоне;

· уточнение укомплектованности остальных формирований ГО личным составом, техникой и имуществом;

· уточнение плана-графика наращивания мероприятий по повышению и поддержанию устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики;

· подготовка к снижению запасов радиоактивных, аварийно химически опасных, сильнодействующих ядовитых, взрывопожароопасных и иных потенциально-опасных веществ на объектах экономики и в категорированных городах;

· подготовка животноводческих помещений для защиты скота и создание укрываемых запасов продовольствия, воды и кормов;

· подготовка к введению режима светомаскировки;

· меры по усилению охраны общественного порядка и важных объектов;

· ряд других мероприятий (по Планам ГО и решениям вышестоящих органов, а также в зависимости от конкретных условий и сложившейся обстановки).

Первоочередные мероприятия начинают выполняться с получением распоряжения НГО. Они могут проводиться по определенным группам или отдельными мероприятиями. Каждое мероприятие, отнесенное к числу первоочередных, может в зависимости от условий обстановки проводиться полностью (в соответствии с планом) или частично (с определенными ограничениями).

Одним из основных требований к проведению ПМ является обеспечение их скрытности. Для этого рекомендуется проводить их под видом занятий, учений, проверок с соблюдением мер оперативной маскировки и противодействия разведкам вероятного или реального противника.

При проведении первоочередных мероприятий в отраслях, объединениях и на объектах экономики учитываются специфические условия их производственной деятельности, а также местные факторы тех территорий, на которых они располагаются и функционируют.

Основным содержанием перевода ГО на военное время при планомерном выполнении мероприятий ГО является приведение в готовность системы управления, сил и средств ГО, последовательное наращивание мероприятий по защите населения и территории, повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики и поддержание ее на необходимом уровне.

С получением распоряжения на введение в действие Планов ГО в полном объеме начальники, ОУ и службы ГО принимают меры к немедленному доведению этого распоряжения до всех исполнителей, руководят проведением предусмотренных планами мероприятий и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных органов управления и сил ГО.

Доведение распоряжения о вводе Планов ГО в действие осуществляется установленными сигналами по техническим средствам связи. Уточнение задач по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться в зависимости от обстановки на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления на объекты и в организации представителей соответствующих органов ГО.

При вводе в действие Планов ГО в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода Планов ГО в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.

Важнейшей обязанностью начальников и всех органов ГО (территориальных, ведомственных и военных) в этот период является приведение в полную готовность систем управления, оповещения и связи. При этом особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность запасных пунктов управления, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оперативных групп и расчетов органов управления и обеспечение своевременного занятия ими установленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности ОУ (ПУ)–дублеров.

Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривается первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления. С нарастанием угрозы войны ОУ и узлы связи ГО переходят на штаты военного времени. Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подготовка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого в мирное время до подчиненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГО на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы.

Разрабатывается календарный план основных мероприятий. Начальник ОУ ГОЧС, начальники и специалисты отделов ОУ ГОЧС и организаций ГО, начальники служб ГО составляют личные планы–графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные документы и справочные материалы, необходимые для работы.

Главными задачами органов управления по делам ГОЧС (в первую очередь МЧС России и РЦ ГОЧС), командования соединений и частей (подразделений) Войск ГО, руководства организаций МЧС России, укомплектованных военнослужащими, при переводе ГО с мирного на военное время будут являться:

· обеспечение комплектования в установленные сроки органов управления ГОЧС всех уровней, Войск ГО, организаций по штатам военного времени;

· приведение в полную боевую готовность Войск ГО и военных ОУ ГОЧС, в полную готовность ГО остальных ОУ ГО;

· осуществление постоянного контроля за переводом ГО на военное время.

Кроме того, ОУ ГОЧС совместно с органами военного командования (управлениями и отделами местной обороны военных округов, флотов, гарнизонов) будут решать следующие задачи:

· уточнение состава воинских частей военного округа (флота), выделяемых по Планам взаимодействия для решения задач гражданской обороны;

· согласование и подготовку предложений по распределению воинских частей и порядку передачи их в оперативное подчинение соответствующих начальников ГО субъектов РФ;

· уточнение согласованного плана разведки территории округа после нападения противника силами военного округа и гражданской обороны, проверка готовности привлекаемых к разведке сил.

В особо сложной обстановке будет осуществляться перевод гражданской обороны с мирного на военное время в условиях внезапного нападения противника. Характер деятельности начальников ГО, ОУ ГОЧС и служб ГО в этих условиях будет определяться временем, которым они будут располагать для подготовки к защите населения и территорий от ударов противника, а также тем, проводились ли перед этим какие-либо заблаговременные мероприятия по повышению готовности ГО и защите населения.

В том случае, когда начальники и органы ГО будут располагать каким-то, хотя бы минимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления “Воздушной тревоги”), в первую очередь должны быть приняты меры по приведению в готовность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских ЗПУ хотя бы сокращенными расчетами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществляться и другие первоочередные мероприятия.

При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней является обеспечение немедленного доведения сигнала “Воздушная тревога” до населения и организация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.

Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие запасные пункты управления, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала “Воздушная тревога”.

Ряд мероприятий по переводу гражданской обороны на военное время может проводиться после нападения противника (после сигнала “Отбой воздушной тревоги”) и осуществляться в соответствии со сложившейся обстановкой.

Начальники и органы ГО отраслей и объектов экономики при внезапном нападении противника обязаны организовать укрытие рабочих и служащих по месту работы и принять немедленные меры по безаварийной остановке производства и движения всех видов транспорта. Работники центральных аппаратов министерств (ведомств) по сигналу “Воздушная тревога” занимают укрытия в пунктах постоянного их расположения. При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние (дальние) запасные пункты управления, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ–дублеров.

РЦ ГОЧС совместно с ОУ местной обороны военных округов при внезапном нападении принимают меры по немедленному выводу воинских частей ГО из военных городков и пунктов, которые могут оказаться в очагах поражения, в заблаговременно назначенные районы сосредоточения или исходные районы.

После воздействия средств поражения противника органы управления ГОЧС и командиры соединений и частей ГО принимают меры по восстановлению своей боеспособности и продолжают выполнение мероприятий в соответствии с Мобилизационными планами и Планами ГО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенные выше основные положения по организации и управлению переводом гражданской обороны на военное время, разумеется, не исчерпывают всего комплекса вопросов, которые должны решать начальники и органы ГО в этот сложный период. К тому же необходимо иметь в виду, что в заблаговременно разрабатываемых на военное время Планах ГО, естественно, невозможно предусмотреть всех особенностей и сложностей фактической обстановки, которая может сложиться в условиях возрастания угрозы развязывания войны. Поэтому начальники ГО, ОУ ГОЧС, службы и силы ГО всех уровней при осуществлении перевода гражданской обороны на военное время должны проявлять инициативу, творческий подход, решительно добиваться сокращения предусмотренных планами сроков проведения мероприятий, а при необходимости намечать и настойчиво проводить в жизнь другие мероприятия, вызываемые конкретной сложившейся обстановкой.

В заключении необходимо подчеркнуть, что успешное проведение мероприятий по переводу ГО с мирного на военное время на всех ее уровнях и звеньях позволит значительно усилить надежность защиты населения и территорий, повысить устойчивость работы отраслей и объектов экономики и создать необходимые условия для успешного выполнения всех оборонных мероприятий.


Наши рекомендации