Понятие и виды правозащитной деятельности
Правозащитные организации -- это те организации, которые призваны служить обездоленным или игнорируемым группам населения, содействовать реализации их прав, добиваться социальных изменений и быть на службе людей.
Это - независимые, эффективно действующие неправительственные организации, которые, внося вклад в защиту основных прав человека, в целом способствуют национальному развитию, обеспечению единства общества и укреплению стабильности и безопасности страны. Их деятельность нацелена на то, чтобы управление на всех уровнях стало прозрачным и доступным для контроля, чтобы дать возможность гражданам через общественные организации, широко участвовать в демократических процессах и развитии прав человека и основных свобод.
Как уже отмечалось выше, правозащитные организации один из видов более широкого понятия -- «общественное объединение». Понятие общественного объединения раскрывается в статье 30 Конституции Российской Федерации, статье 117 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статье 5 Федерального Закона от 19 мая 1995 года (в редакции от 19 юля 1998 года) «Об общественных объединениях». Статья 5 Федерального Закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».
Главная особенность неправительственных организаций - самоорганизация. В практическом плане это означает, что организация создается по инициативе отдельных или группы граждан, а не правительства или государственных органов. Как правило, правозащитные организации не являются массовыми, а их программные (уставные) цели ограничиваются кругом вполне конкретных проблем. Правозащитные организации носят некоммерческий характер, их бюджет в основном состоит из взносов членов организации, пожертвований и других источников (гранты, получаемые внутри страны и от международных организаций и т.д.) Возникновение общественных объединений -- непреложный закон демократии.
Правозащитные организации обладают всеми признаками, присущими общественным объединениям (организациям). Однако они имеют свои особенности и специфические признаки, позволяющие выделить их как особый вид общественных объединений и дать внутреннюю классификацию.
Особенностью и специфическими признаками правозащитных организаций являются:
1. Их целевое назначение -- защита прав и свобод человека. В соответствии с этим признаком стало возможным дать внутреннюю классификацию правозащитных организаций.
2. Особенность правозащитных организаций в том, что они не ставят целью извлечение какой либо выгоды, действуют бескорыстно и самоотверженно.
3. Правозащитные организации как вид неполитизированных общественных организаций не занимаются поддержкой каких-либо политических партий или политических движений.
4. Особенностью правозащитных организаций являются и независимые от государства источники финансирования, что позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач. От них порой зависит принятие политически значимых решений.
Классификация правозащитных организаций сопряжена со значительными трудностями, которые обусловлены не только большим их количеством, но и наличием множества различных критериев. Наиболее интересными представляются классификации по сферам деятельности и нормативно -- правовым основаниям их создания. Исходя из этих критериев, можно предложить классификационную схему:
а) Неправительственные правозащитные организации общей концепции;
б) Неправительственные правозащитные организации специальной концепции:
-- организации экономической ориентации;
-- правозащитные организации, основной целью которых является защита прав призывников и военнослужащих;
-- организации, занимающиеся защитой прав женщин;
-- молодежные правозащитные организации;
-- организации, объединяющиеся по профессиональному признаку;
-- организации, основной целью которых является защита прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
-- организации, защищающие права беженцев и вынужденных переселенцев;
-- правозащитные организации, оказывающие помощь безнадзорным детям и детям сиротам;
в) Классификация неправительственных правозащитных организаций в зависимости от нормативно -- правового основания их создания:
-- правозащитные организации, созданные в соответствии с Федеральным Законом от 12 января 1996 года (в редакции от 8 июля 1999 года) «О некоммерческих организациях»;
-- правозащитные организации, созданные в соответствии с Федеральным Законом от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
-- правозащитные организации, созданные для защиты прав верующих в соответствии с Федеральным Законом от 26 сентября 1997 года (в редакции от 26 марта 2000 года) «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
-- молодёжные и детские организации созданные в соответствии с Федеральным Законом от 28 июня 1995 года «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
Правозащитные организации -- это те организации, которые призваны служить обездоленным или игнорируемым группам населения, содействовать реализации их прав, добиваться социальных изменений и быть на службе людей.
Их целевое назначение -- защита прав и свобод человека. Особенность правозащитных организаций в том, что они не ставят целью извлечение какой либо выгоды, действуют бескорыстно и самоотверженно, не занимаются поддержкой каких-либо политических партий или политических движений. Одна из основных особенностей - независимые от государства источники финансирования, что позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач. От них порой зависит принятие политически значимых решений.