Дальневосточная правовая система

Рене Давид «Основные правовые системы современности»

Страны Дальнего Востока весьма различны как по их истории, так и взятые в современном состоянии. Несмотря на это, возможно, во всяком случае с точки зрения европейца, выявить некоторые общие их черты. В отличие от Запада народы этих стран не склонны верить в право как средство обеспечения социального порядка и справедливости. Разумеется, в них существует право, но оно наделено субсидиарной функцией и играет незначительную роль. В суды здесь обращаются, и право находит применение лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешить конфликт и восстановить порядок. Строго очерченные решения, которые дает право, связанное с ним принуждение - все это встречает крайнее неодобрение. Здесь исходят из того, что социальный порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками поведения, духом умеренности и согласия. Этот общий подход ни в какой мере не мешает тому, что у стран Дальнего Востока имеется немало различий, ибо социальное воздействие на личность связано во многих из них с разными концепциями общества. География и история привели к тому, что Китай, Япония, Монголия, Корея, государства Индокитая в этом плане существенно отличаются друг от друга, а вторжение Запада не привело к изменению их традиционных структур. По видимости, революционным было то, что большинство стран Дальнего Востока получило кодексы. Казалось, что, отказавшись от традиционных взглядов, эти страны желают отныне строить общественные отношения на праве и присоединиться к романо-германской правовой семье. В более поздние периоды некоторые из этих стран выразили волю трансформировать свою структуру путем строительства коммунизма. Изменения, таким образом, значительны. Однако модификации, имевшие место в прошлом, и те, что происходят сейчас, далеки от того, чтобы привести к отказу от традиции. Структуры и институты западного типа, введенные в этих странах, в большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений строится, как правило, в соответствии с традиционными моделями. Очевидно, кроме того, что руководители этих стран должны считаться с установками, укоренившимися в сознании населения, да и в их собственном. С этим связан "собственный путь" Китая к коммунизму, весьма отличающийся от советского пути.

Индусское право

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

- источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

- судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

В содержание этой системы входят: обряды, верования, идеологические ценности, мораль, философия. Они нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает непременным элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.

Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (преимущественно в Танзании, Уганде, Кении). Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, то есть живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.

Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Хотя и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст.

Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень.

Не последнюю роль в настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н.э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали.

В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Обновлению и унификации правовой системы препятствуют наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная регламентация по линии штатов с их спецификой набирает силу.

Китайское право

Традиционным для населения китайского государства, с его общинным семейно-родовым укладом, с непоколебимым авторитетом главы семьи и иерархичностью внутрисемейных (внутриобщинных) отношений, было следование и в бытовой, и в общественной жизни правилам-принципам, определенным для каждого в зависимости от его статуса в общине - "ритам". Предупреждение общественно опасного поведения традиционно лежало не в правовой, а в морально-нравственной плоскости. Справедливость и приличия - вот что служило основой понимания правового порядка. Это относилось не только к "рядовым" членам общества. Чиновники местных и вышестоящих администраций считали более правильным сначала произвести внушение и попытаться предостеречь и только потом - наказать.

Определение нормативных правил неправовыми (идеологическими, нравственными) средствами, преобладание в регуляции общественной жизни моральных норм повлияло на формирование в Китае особого отношения к закону как акту правотворчества властей и судебным органам в роли правоприменителей. Писаный закон довольно долго не признавался действенным источником права, а судебному рассмотрению во всех случаях предпочитался несудебный порядок разрешения конфликтов. Сначала только уголовно-правовые и административно-правовые нормы нашли отражение в китайских законодательных актах. В сфере гражданских правоотношений законы игнорировались как "чуждые китайской цивилизации"; здесь всецело господствовал обычай.

Эти особенности, сложившиеся в общественно-политической жизни Китая, определили место права в жизни китайского общества и в официальной идеологии. Идеи конфуцианства возобладали и в государственной жизни. Отрицательное отношение к закону и законодательной регламентации вообще сказалось и на развитии правоведения. Правовая доктрина или собственно юридическая наука в Китае сложилась лишь с преодолением преимущественно традиционно-нравственного подхода к формированию государственной политики и политических институтов. Только в середине 30-х гг. XX столетия появляются первые публикации по истории китайского права и развития китайского законодательства. В дальнейшем, начиная с первой трети XX в., право Китая, как считается, все более обретает характеристики, свойственные правовым системам, основанным на римском праве. Активно разрабатываются Гражданский, Гражданский процессуальный, Земельный кодексы.

После образования Китайской Народной Республики - КНР (1949 г.) китайское право претерпевает значительное влияние социалистических идей марксистского толка. Законодательство государства наполняется идеологическими установками классовой направленности, поддержания демократической диктатуры. На развитие права начинают заметно влиять наука, правовые исследования.

Специфику развития современной государственности и правовых институтов в Китае в определенной мере порождает наличие особой административно-территориальной единицы - административного района Сянган - в недавнем прошлом государства Гонконг. Его возвращение в состав китайского государства после пятидесятилетнего пребывания под юрисдикцией Великобритании определило существование заметных отличий в организации политической власти, формировании государственных органов и правовых институтов в Китае в целом, а также в отдельно взятом районе.

Правовое развитие китайского государства в настоящее время идет через формирование законодательства как парламентским путем, так и иными способами. Юридическую основу правовой системы государства составляет Конституция Китая. На ее базе обеспечивается отраслевая градация права, законодательства. Хотя значение Основного закона за Конституцией признается не всеми исследователями, ссылками на ее нормы часто обосновывается вынесение судебных решений. По форме конституция - писаный, постатейно структурированный правовой акт декларативно-нормативного содержания. Концептуально в конституции обосновывается политический курс государства на

соединение в государственно-правовой жизни в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и укрепления законности. В Китае принят и действует Основной закон об особом административном районе Сянган. Законодательной системе Китая в целом несвойственна четкая разграниченность понятий "закон" и "норма права". Законотворчество, как отмечалось, не является прерогативой одного лишь парламента - Всекитайского собрания народных представителей. Административные органы также полномочны устанавливать нормативное регулирование. Законодательные и подзаконные акты имеют "конкурирующую" сферу применения. Установление критериев отграничения содержания, процедуры принятия и сферы применения закона в настоящее время является актуальной задачей правовой науки в Китае.

Структуру права Китая можно назвать традиционной в плане ее соответствия критериям структурного деления в странах романо-германской правовой семьи. Гражданское право, хозяйственное право, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и довольно молодая отрасль - административное право составляют систему китайского права. Практически во всех отраслях действуют кодексы. Отраслевые кодификации в Китае, проводимые с начала XX в.,позволили упорядочить законодательство, исключить дублирование, противоречивость, несогласованность ранее изданных многочисленных разрозненных законоположений.

Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае.

Доктрина права с тех пор, как начали оформляться основные современные ее теоретические школы, не относилась к числу основных источников китайского права. Тем не менее доктрина не лишена известного влияния на формирование концепции и определение характера современного законодательства и развития политико-правовых и экономических реформ.

Японское право

Японское государство со времени своего основания прошло различные периоды: зарождения императорской власти из культа Солнца, лежащего в основе национальной японской религии - синто (синтоизм), междоусобной борьбы крупных феодалов, сосредоточения светской власти в руках верховного военачальника (сегуна), многовековой самоизоляции Японии от внешнего мира, а с 1868 г. - реставрации императорской власти Мэйдзи, активного развития капиталистических товарных отношений, формирования современной политической и правовой системы японского государства.

Специфика японского общества сказалась на развитии политико-правовых институтов Японии. Наиболее существенные изменения в государственной жизни Японии связываются с внешним влиянием; значительно повлияли на местные условия проникновение буддизма и более развитой культуры Китая в VI - VIII вв., а затем западной цивилизации (XV в.). Право раннефеодальной Японии формировалось по китайской модели. В своде уголовных и гражданских законов под названием "рицуре" отчетливо заметны элементы демократических правовых установлений; право в целом было ориентировано на исправление, а не покарание преступников, применение пыток и тяжких уголовных наказаний было сильно ограничено.

Особенно интенсивно процессы государственно-правовых преобразований проходили во второй половине XIX в., потом - в середине XX в. В XIX в. развитие капиталистического товарного производства в мировом масштабе сподвигло замкнутое японское общество на проведение коренных преобразований, известных как реставрация Мэйдзи. Индустриализация производства, централизация власти не повлекли коренной ломки системы общественной жизни в Японии; интересы государства по-прежнему согласовывались с интересами всего общества. Право при этом значительно модернизировалось под влиянием западного, главным образом французского и немецкого, права.

Так, начиная с 1872 г. были разработаны при участии западных специалистов кодифицированные акты в сфере уголовного права и судебной процедуры по уголовным делам, о судоустройстве и Гражданский процессуальный кодекс, отдельные части Гражданского и Торгового кодексов. Реставрация Мэйдзи дала Японии Конституцию (1889 г.) со всеми основными ее атрибутами - парламентом, политическими правами граждан. В 30-е гг. XX в. серьезный экономический кризис поспособствовал укреплению в Японии тоталитарной политики, выдвижению военной элиты и, как следствие, милитаризации государственной жизни, проведению агрессивного курса во внешнеполитических отношениях. Поражение во Второй мировой войне показало порочность сложившейся в таком виде государственной системы и сделало неизбежным ее реформирование. Право Японии после 1945 г. испытало воздействие отдельных черт англо-американского права.

В настоящее время Япония - демократическое государство, где политические реалии и социальные запросы по-прежнему опосредуются национальными традициями. В большей степени традиции сказываются на процедурах и механизме принятия решений. Наличие неписаных, негласных правил главным образом регулирует этот процесс. Нравственные традиции определяют, например, в современной Японии приоритет государственных интересов над интересами отдельных групп, в том числе политических партий. Так, конкретные вопросы ведения и функционирования отдельных министерств решаются коллегиально под руководством заместителя министра. Министр же руководит общеполитическим направлением деятельности вверенного ему министерства. Будучи политиком и как член партии, победившей на выборах в парламент, министр представляет не государственные интересы, а интересы своей партии и в любое время может лишиться полномочий члена кабинета министров. Эта система распределения власти между политической и бюрократической структурами в Японии обеспечивает стабильность и

преемственность и, как правило, прогнозируемость экономического курса, государственной политики исполнительной власти.

В целом основные характеристики японского права позволяют относить его к романо-германской правовой семье. Право Японии - право статутное; нормы права определяются в актах, принимаемых парламентом. Издание актов идет преимущественно по пути их кодификации. В то же время исследователи специально обращают внимание на то, что схожая по структуре источников с западными государствами правовая система Японии функционирует в совершенно иной культурной среде, со специфическим правопониманием, особенным национальным менталитетом

Конституция 1946 г. установила систему государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Двухпалатный парламент избирается всеми гражданами, имеет абсолютную законодательную власть и пользуется большим авторитетом как институт верховной власти. Исполнительную власть осуществляет формируемый победившей на выборах партией (или партийной коалицией) кабинет министров. Суды по традиции не воспринимаются как государственные институты разрешения конфликтных ситуаций, однако под воздействием усложняющихся главным образом межгосударственных экономических отношений все более приобретают значение органа, обеспечивающего интересы защиты справедливости, закона.

В японской правовой системе предусмотрен институт судебного контроля за конституционностью законов и подзаконных актов. Эта деятельность не закреплена за каким-либо специальным органом. Суды единой системы осуществляют конституционный контроль в ходе разрешения конкретных дел.

Влияние американского права сказалось главным образом на послевоенном японском акционерном, антитрестовом законодательстве, законах о судоустройстве, судопроизводстве - тех, которые были приняты в послевоенный период американской оккупации. Однако отразившееся в отдельных сферах влияние права США в целом оценивается как довольно ограниченное. Основная причина тому видится в принципиально ином техническом характере англо-американского права.

Наши рекомендации