Основные этапы и тенденции развития конституционного права
Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось.
Первый этап длился с момента возникновения современных конституций в 18 веке до Первой мировой войны. Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и Австралия). Объем конституционного регулирования был узок. Главной идеей конституционализма признавалось стремление оградить человека от произвола государства и, исходя из этого, охватить конституционным регулированием в основном три блока общественных отношений: права человека, устройство высшей власти, территориальную организацию государства. Первые конституции признавали права человека естественными и неотчуждаемыми, при этом они подвергали регламентации преимущественно личные и политические права, которые стали признаваться ранее других, так как имели непосредственное отношение к проблеме ограничения государственной власти. Из социально-экономических прав в первых конституциях упоминалось лишь право собственности, признаваемое «священным и неприкосновенным».
На втором этапе – между двумя мировыми войнами – конституционное регулирование распространялось на некоторые вновь образованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки («колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства это регулирование затронуло (и в старых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно приобрело почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. Для конституционализма этого периода характерно зарождение тенденции социализации (например, в Веймарской конституции появились разделы «общественная жизнь», «хозяйственная жизнь», «религия и религиозные общества», «просвещение и школа»), а также появление конституции новой социалистической модели, которая представлена основными законами РСФСР 1918 и 1937 годов, СССР 1924 и 1936 годов, Монголии 1940 года. Конституциям социалистической модели свойственен отход от изначальных ценностей конституционализма, гипертрофированность зародившейся тенденции социализации и классовый характер регулирования большинства общественных отношений: естественное происхождение прав и свобод, а также автономия личности отрицались, человек оказался подчиненным государству и мог осуществлять свои права только в «интересах социалистического строительства», принцип народного суверенитета был подменен идеей диктатуры пролетариата, частная собственность запрещалась, зато другие экономические права, и прежде всего право на труд, были признаны основополагающими в системе прав и свобод, провозглашалась руководящая роль коммунистической партии и господство одной - марксистско-ленинской идеологии и т. п.
На третьем этапе – после Второй мировой войны до рубежа 80-90-ых годов – конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более 100 новых государств. Он характеризуется расширением географии мирового конституционализма, т. к. именно в этот период были приняты конституции в большинстве стран мира.
На этом этапе в разных группах государств действовали 4 модели конституций: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.), либеральные конституции «второй волны» (Япония 1946г., Италии 1947г. и т. д.), конституции тоталитарного социализма и либерально-этатические конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). В первых и, особенно, во-вторых, под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения, был существенно расширен объект конституционного регулирования: в них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях.
Четвертый этап, начавшийся в конце 80-ых – начале 90-ых годов характеризуется крушением социалистической системы, тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке и демократизацией конституций в соответствующих странах. С конца 80-ых годов до 1997 года принято более 100 новых конституций, отразивших изменение ситуации и конституционных приоритетов. Они отражают также возрастание значения общечеловеческих ценностей, разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.
Историческая эволюция конституций выявляет определенные тенденции развития конституций и конституционного права, как следствие. К числу таких тенденций относят:
- Социализацию. Конституционные нормы все шире регулируют основы устройства не только государства (как это делали первые конституции), но и общества в целом, т. е. не только собственно политические, но и экономические, социальные и культурные отношения. Речь идет о задачах государства в соответствующих сферах: правовом статусе личности, статусе малочисленных народов, политических партий, профсоюзов и иных общественных объединений. В конституциях появились также положения, направленные на предотвращение или смягчение социальных конфликтов, установление социального предназначения собственности и т. д.
- Демократизация. Это еще одна тенденция развития конституций и конституционного права, проявляющаяся в расширении у человека юридически признанных и гарантированных возможностей влиять на публичную власть и отстаивать свои интересы во взаимоотношениях с ней. Она выражается в разрастании избирательного корпуса, в увеличении круга политических прав, в появлении административной юстиции, активизации институтов непосредственной демократии и т. п.
- Интернационализация конституций – это тенденция, выражающаяся в усилении взаимовлияния конституций различных стран, а также конституций и международного публичного права.