Тема 8. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
Идеология белорусского государства базируется на фундаментальных мировоззренческих основаниях, учитывающих традиции белорусского народа и его культуру в контексте мирового цивилизационного процесса.
Что же представляет собой мировоззрение, и каким образом оно связано с идеологией?
Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в этом мире. Оно является систематичным и цельным только тогда, когда человек выработал определенные взгляды на окружающую природную и социальную действительность, согласующиеся между собой и представляющие единую картину мира. Систематичность и целостность мировоззрения дает возможность говорить о вполне сложившейся личности, обладающей рациональными взглядами, твердыми принципами и убеждениями. Структурными компонентами мировоззрения выступают[26]:
§ знания – проверенные общественно-исторической практикой и удостоверенные логикой результаты процесса познания действительности;
§ идеалы – представления о совершенном состоянии социальных объектов, отражающие наиболее значимые ценности для данной культуры;
§ ценности – значимые явления и процессы реальной действительности, материальные и духовные блага, соответствующие интересам людей;
§ убеждения – чувственно воспринятые и пережитые субъектами знания, ставшие побудителем их действий и поступков;
§ принципы – фундаментальные базисные положения, в которых отражаются и обобщаются сущностные сторон познавательной и практической деятельности человека;
§ оценки – способы определения ценности конкретными субъектами (индивидами, социальными группами, общностями);
§ нормы – образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена какой-либо группы или общества и поддерживается с помощью санкций;
§ социальные установки – субъективные ориентации индивидов на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения.
Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир и человека, идеология в обобщенной форме выражает систему идей, взглядов и представлений об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и ориентирах поведения индивидов, социальных групп, общностей. Идеология способствуют формированию и развитию политического сознания людей, их жизненных позиций, ценностных ориентиров и конечно определенного мировоззрения. Идеология воздействует на каждую отдельно взятую личность, представляющую собой сложную систему социально-психологических качеств, стержнем которой являются знания, умения, навыки, ценностные ориентации, социальные установки, жизненные позиции, интересы и убеждения. Как свидетельствует общественная практика, все указанные выше качества личности в совокупности выступают тем побудительным механизмом, который поддакивает человека к ознакомлению с новыми фактами, идеями, взглядами, теориями, к восприятию или отрицанию определенных идеологических доктрин, к преобразованию действительности в соответствии со своими потребностями, целями, устремлениями.
| ||
Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегрирующим фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, в какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна вписываться и в мировой социально-культурный контекст, нести в себе единство национального и общечеловеческого содержания.
Основополагающее положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике национальных и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные народом на протяжении столетий ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что собрано на протяжении многовекового опыта народа, что выдержало испытание временем, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина. Эти, традиционные для народа ценности, являются одним из наиболее существенных элементов идеологической системы государства. Они не только отражают опыт исторического прошлого народа, но и отображают социальную реальность, а также рисуют возможное будущее.
Духовные традиции любого народа имеют чрезвычайно важное значение, обнажая истоки, корни соответствующей цивилизации, ее наследие. Они аккумулируют опыт прошлого, являются культурно-генетическим кодом народа, запечатлевая его основные черты, существуя вопреки времени.
В иерархии духовных традиций и ценностей белорусского народа можно выделить:
· общечеловеческие ценности;
· общеславянские ценности;
· ценности восточного славянства;
· традиционные ценности белорусского народа.
Белорусское государство, создавая и проповедуя свою идеологию, не может забывать о традиционных ценностях белорусского народа, который живет в его пределах. Они являются богатейшим достоянием белорусов, свидетельствуют об уникальности и неповторимости белорусского этноса, указывают на его место в огромном цивилизационном пространстве. Практические все традиционные ценности белорусов нашли свое воплощение и конкретизацию в современной идеологии белорусского государства. О прочности и устойчивости этих ценностей в самосознании всех пластов населения убедительно свидетельствует тот факт, что порядка 97% белорусов проявляют уважение к традициям, обычаям, культуре своего народа.
Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненным приоритетом обладает Ценность Родины. Постижение значимости Отчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как осознанное признание неотрывности от нее. Это помогает человеку осознать свою неразрывную связь с родной землей, ее культурой, обычаями, нравами, ощутить гордость за ее прошлое, ее настоящие свершения, мечтать о великом будущем. Любовь к Родине мобилизует людей, направляет их деятельность, способствует защите ее целостности и независимости.
Поэтизация Отчизны представляет собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриотическую традицию белорусского народного фольклора и всей национальной культуры и искусства. Любовь к Родине воспевается уже в период существования Киевской Руси – единого древнерусского государства. В большинстве письменных источников того времени, в частности, «Супрасльской рукописи», «Туровском Евангелии», «Изборниках» Святослава (1073; 1076), отражающих чувства, настроения, идеалы наших предков, проповедуется чувство гордости за свой народ, вера в его счастливое будущее, воспевается могущество, красота, слава «земли русской». Любовью к родной земле проникнуто творчество Николая Гусовского(1470-е – после 1533), который в своем знаменитом произведении «Песнь о зубре» познакомил Западную Европу с историей и настоящим Великого княжества Литовского. Символом Родины в поэме выступил могучий лесной великан – зубр, образ которого нарисован на фоне красоты родной земли («края благодатного»[27]), богатства ее недр и неповторимости великолепия ее природы.
Ценность Родины у белорусов неразрывно связана с патриотизмом – нравственным и политическим принципом, основывающимся на любви к своему Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родной земли.
Основателем национально-патриотической традиции в истории отечественной культуры стал Франциск Скорина(1490-1551), литературное наследие которого является одним из важнейших источников формирования национального самосознания белорусов. Скорина впервыев культурной восточнославянской традиции познакомил своих соотечественников с текстами Библии на родном языке, сделав ее доступной для широкого круга читателей. В своих комментариях к текстам Священного писания первопечатник четко обозначил идеал человека, который он видел в интеллекте, морали, общественной активности, а также идеал национальной жизни народа, назвав его основными компонентами Родину, культуру, язык, историю, традиции, патриотизм. Патриотическое начало в его мировоззрении обнаруживается в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють»[28].
Патриотические качества белорусов наиболее отчетливо проявлялись в годы лихолетий, войн, иных потрясений, во время которых белорусский народ отстаивал свою свободу, свое право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Примеров проявления индивидуального мужества, отваги, геройства и самопожертвования в истории Беларуси нельзя сосчитать. Только в годы Великой Отечественной войны за проявленный героизм 443 воина-белоруса и 88 участников подполья и партизанского движения удостоены высокого звания Героя Советского Союза, около 130 тысяч белорусских партизан награждены орденами и медалями[29].
Доминирующим способом жизнедеятельности белорусов на протяжении ряда веков был принцип коллективизма. Изначально он проявлялся в форме громады, под которой понималась сельская (соседская) община, являвшаяся социально-территориальным, социоземельным, социокультурным объединением жителей деревни. Ее существование вызывалось необходимостью регулирования землепользования, организации труда, жизни и быта крестьян. С одной стороны громада функционировала как демократическое сообщество, она имела собственные органы управления (сельский сход, общинный суд, общественные должности, круговую поруку) и защищала интересы крестьянства перед государством, помещиками, другими сельскими общинами. С другой стороны, громада являлась организацией, признанной властями и отвечающей их интересам в сборе налогов, осуществлении гражданских повинностей, реализации коллективной ответственности за поведение односельчан.
Специфической формой коллективных действий громады являлась толока – совместный труд членов общины при выполнении основных сельскохозяйственных работ, а также при постройке домов, мостов, копании прудов и т.д. В этом совместном труде воплощались традиционные для белорусского народа обычаи коллективной, бесплатной, добровольной помощи нуждающимся. Совместно белорусы не только работали, но и отмечали основные праздники земледельческого, религиозного, традиционного характера. В современной Беларуси принцип коллективизма реализуется в процессе совместной деятельности граждан республики по построению сильного и процветающего государства, предполагающей преданность общему делу, солидарность, готовность оказывать помощь друг другу в достижении поставленных целей.
Помимо обозначенных выше качеств нельзя не сказать еще об одной жизненно важной, сущностной черте белорусов – о трудолюбии. Привычка и уважительное отношение жителей Беларуси к труду всегда проповедовалась как основная базовая ценность, как необходимое условие существования. В проповедях священников различных конфессий, в народных сказаниях, притчах, летописях, в произведениях отечественных мыслителей, писателей, поэтов созидательный труд всегда воспевался как источник благосостояния, радости жизни, как сама ценность. Трудолюбие помогало белорусскому народу выживать в тяжелые периоды его истории, возрождать свою землю после разорительных войн, которые столетиями велись на белорусской земле, воссоздавать все заново, умножая свои прежние достижения. Только благодаря трудолюбию белорусов наша республика является сегодня высокоразвитой индустриальной державой и успешно продвигается вперед по пути формирования постиндустриального, информационного общества.
Среди идей, которые доминировали в мировосприятии жителей белорусских земель можно назвать и идеи христианского гуманизма, утверждавшие принципы рационального объяснения окружающего мира и демократический идеал общественной жизни, идеи о необходимости разработки эффективных морально-правовых, социально-политических норм существования человека и общества. Отмеченные выше идеи получили отражение в содержании философских и религиозно-этических идей отечественных мыслителей периода Киевской Руси, в частности Е. Полоцкой и К. Туровского.
Ефоросиния Полоцкая(ок. 1110 – 1173) - первая женщина, причисленная к лику святых в Беларуси. Сведения о ее деятельности содержатся в дошедшем до нас «Житии Ефросинии Полоцкой» - ценнейшем памятнике древнебелорусской историко-политической мысли. Он повествует о жизни великой сподвижницы, проповедовавшей моральные добродетели, заботившейся о процветании своей родной земли. Главный смысл жизни, по мнению автора этого произведения, Ефросиния видела в утверждении новых христианских принципов существования человека. Свою просветительскую деятельность она совмещала с активным участием в общественной и политической жизни Полоцкого княжества. Она выступала против княжеских усобиц, призывала людей к миру и согласию, указывала на необходимость единения восточнославянских земель перед внешней угрозой. Ефросиния заботилась о просвещении народа, о сохранении его культурных традиций, она переписывала и пропагандировала не только тексты Священного писания, но также и идеи отдельных древнерусских летописей. Своей просветительской деятельностью полоцкая игуменья способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности на белорусских землях, укреплению княжеской власти.
Глубоким проникновением в социально-политическую действительность, духовную жизнь древнерусского общества отличается творческое наследие Кирилла Туровского(ок. 1130- ок. 1182),истинного сына родной земли, человека высокой нравственности, защитника слабых и обездоленных. Основной темой творчества епископа является проблема человека, поиск путей совершенствования его греховной сущности. По мнению Кирилла, люди должны стать на путь очищения от своих грехов, они должны молить Бога об избавлении их от скверны – «телесных страстей, обид, немилосердия, гордыни, пьянства»[30]. Он осуждал также ложь, зависть, ярость, гнев, насилие, скупость, которые считал главными человеческими пороками. В своих многочисленных словах-проповедях, притчах и посланиях епископ призывал сохранять и умножать могущество и силу государства, молился о здоровье, разуме, благополучии правителей, просил Бога ниспослать мир его соотечественникам, избавить от войн и раздоров. Подобные мысли, высказанные К. Туровским много веков назад, имеют актуальность и сегодня, поскольку конфликты и войны делают людей несчастными, они приводят общество к хаосу, деградации, разрушению.
Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Так в народе с удовлетворением воспринимают доброжелательную улыбку, доброжелательное отношение, поддержку.
В традиционной для белорусов ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность белорусов проявлялась в различные периоды существования белорусского народа, проявляется она и сегодня в уважительном отношении к людям с отличающимся от нашего темпераментном, миропониманием, религиозными убеждениями, складом мышления, образом жизни. Толерантность или терпимость настраивает на доброжелательные отношения с другими народами, исповедующими отличную от нас систему ценностей, на признание и уважение их права на собственную самобытность, на развитие их национальной культуры, языка и т.д. По мнению белорусского политолога В.А. Мельника, данная черта характера белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве. Находясь на перекрестке восточной и западной цивилизаций, белорусский народ на протяжении всего своего исторического пути вынужден был впитывать и соединять в своей культуре, в своем отношении к миру, в своем характере различные ценностные системы, ориентиры, идеалы, проповедуемые как Западом, так и Востоком, что возможно и определило терпимое отношение белорусов к окружающему миру в целом.
Толерантность в характере белорусского народа органически дополняется еще одним качеством – умеренностью (памяркоўнасццю), которое означает способность приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира, рассудительность, отсутствие склонности поспешно принимать решения, стремление достичь согласия и мира. Кроме этого, белорусы отличаются гостеприимностью, бескорыстием, хлебосольством и многими другими замечательными качествами.
Умеренность белорусов неразрывно связана с такой общесоциальной ценностью как веротерпимость. Интересные и прогрессивные для своего времени идеи о веротерпимостивысказывал известный политический деятелей белорусских земель Лев Сапега(1557-1663). Он осуждал религиозный фанатизм и нетерпимость в отношении представителей иных конфессий, которые, по мнению мыслителя, представляют собой опасность для политического единства государства и согласия общества. Идея веротерпимости была зафиксирована в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года, который декларировал принцип равноправия между людьми разных вероисповеданий: «…обещаем себе совместно за нас и потомков наших на вечные времена под обязанностью присяги, под верою, честью и совестью нашей, что мы, которые являемся разными в вере, мир между собой сохранять, а в связи с разностью веры и отличия в церквах крови не проливать и не наказывать отчуждением имущества, лишением чести, тюремным заключением и изгнанием…»[31].
Важной особенностью белорусского национального характера является союзность. На протяжении всей своей истории они отдавали предпочтение идее сосуществования с родственными себе этносами в составе союзного государства. Это касается и Киевской Руси, объединившей в своем составе все восточнославянские общности, и Великого княжества Литовского, в котором жили сообща белорусы, литовцы, латыши, украинцы, евреи и другие народы, и Речи Посполитой, где белорусский народ вместе с литовским боролись за автономию. Наиболее полно подобные мысли были отражены в творчестве известного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Георгия Конисского(1717-1795). В публичных выступлениях и церковных проповедях, он резко критиковал Ватикан, осуждал Брестскую церковную унию, призывал к объединению восточнославянских народов. Конисский считал, что исторически судьба белорусских земель связана с Россией, которая благодаря эпохе Петра Великого ушла далеко вперед в сравнении с польским государством.
Одной из самых существенных черт ментальности белорусов, уходящей в глубь этногенеза славян является «приверженность идеям социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения»[32]. Утверждение подобных принципов в жизни белорусов стало предметом творческого поиска и общественно-политической деятельности Кастуся Калиновского(1838-1864), возглавившего восстание в Беларуси и Литве, направленное на воссоздание Речи Посполитой и установление нового демократического строя без угнетения и эксплуатации. Продолжая традиции русских революционеров, Калиновский раскрыл суть крепостнической эксплуатации крестьянства во всех ее проявлениях, показал крайне тяжелое положение простого народа, высказался против абсолютной власти российского самодержца. Национальное освобождение белорусского и литовского народа он видел в решении социальных проблем, в развитии национальной культуры, во введении образования на родном языке, в демократизации общественной жизни. Калиновский был сторонником возрождения Речи Посполитой, в которой Беларусь и Литва должны были стать автономными образованьями, он протестовал против русификаторской политики царизма в школах, признавал национальным вероисповеданием белорусов униатство.
Подобными идеями было проникнуто и творчество известного поэта Франтишека Богушевича(1840-1900). Он стал первым по-настоящему народным выразителем типичных черт и особенностей национального самосознания белорусов, основоположником процесса национального возрождения, новой белорусской литературы. Основу его произведений составили сюжеты о народной жизни, которую он считал главным объектом художественного отражения. Судьбу своего народа Богушевич видел в освобождении от социального, политического, религиозного угнетения, в преодолении культурного упадка, возрождении родного языка и в создании самостоятельной государственности на основе преемственности политических, государственных, культурных традиций Великого княжества Литовского.
Идеи о социальном равенстве и социальном справедливости, выражавшиеся многими мыслителями XIX – начала XX века и столь характерные для жителей Беларуси, сегодня воплощены в Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует каждому своему гражданину право на достойную жизнь, обеспечение всех основных прав и свобод человека. Социальная направленность деятельности белорусского государства выражается в практической заботе о создании равных условий для всех жителей республики в удовлетворении ими своих жизненных потребностей, в обеспечении справедливого распределения социальных благ и корректировке уровня доходов различных категорий граждан, в оказании помощи малообеспеченным и малоимущим (инвалидам, престарелым, сиротам, многодетным семьям и т.д.). Кроме этого, в Беларуси действует система социальных стандартов, которые определяют виды и качество услуг в области образования, здравоохранения, культуры, транспорта, связи, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, гарантированно оказывающиеся гражданам бесплатно.
Все обозначенные выше качества белорусского народа, его традиционные ценности свидетельствуют о том, что белорусы – это самостоятельный этнос, имеющий право на собственный путь развития. Впервые об этом сказал известный белорусский поэт Янка Купала(1882-1942), который с предельной ясностью уже в начале XX века выразил национальную идею белорусов следующими словами: «Мы – белорусы»[33]. В своем стихотворении «А хто там ідзе?» он объявил о существовании белорусского народа, как самобытного, неповторимого, самостоятельного этноса, требующего к себе уважения и признания со стороны других народов. Национальная идея, выдвинутая Купалой, стала устойчивым ядром национального самосознания белорусов, неким вектором движения, помогающим нашему народу сохранять свою этническую идентичность, обеспечивающим ему выживание и развитие. Словами «Мы – белорусы» определяются жизненные ценности белорусского этноса, его мировосприятие, мышление, социально-политические устремления, тип поведения.
Сформулированная Купалой национальная идея белорусского народа нашла дальнейшее развитие на страницах газет «Наша доля» и «Наша Нива», а также в деятельности целого ряда представителей белорусского национального возрождения начала XX века – братьев И. и А. Луцкевичей, И. Буйницкого, В. Ластовского и мн. др. Они выступали за социально-экономическое, политическое, культурное возрождение белорусских земель, за развитие белорусского языка, просвещение народа, создание собственной государственности. Последнее требование отчетливо прозвучало на втором съезде Белорусской социалистической громады(1906), где было заявлено о необходимости государственной автономии Беларуси в составе России и создания местного сейма.
Идеологию белорусского государства можно назвать национально-государственной идеологией, важнейшей идеей которой является идея созидания сильной и процветающей Беларуси. Именно в этой идее воплощается историческое стремление белорусов к свободе, самостоятельности и благосостоянию, к сохранению и развитию своей культуры, к формированию у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу своей собственной страны.
Среди доминирующих в сознании белорусов идей, принципов, идеалов, целей, воплощенных в идеологии государства, можно назвать следующие:
· территориальная целостность и суверенитет Республики Беларусь, под которым понимается право белорусского народа быть хозяином на собственной земле, жить в мире своей национальной культуры и своих национальных традиций;
· национальная безопасность государства; предполагает проведение республикой политики, направленной на укрепление мира, предотвращение военных конфликтов, нейтрализацию возможных внешних угроз, создание необходимого оборонного потенциала и уровня боеспособности Вооруженных сил, способных вести боевые действия на современном уровне, сдерживать агрессора;
· народовластие, означающее наличие в государстве политического и идеологического плюрализма, формирование развитого гражданского общества, функционирование эффективно действующих Советов депутатов, политических партий и общественных объединений, проведение референдумов и всенародных собраний по наиболее важным социально-экономическим и политическим проблемам, которые затрагивают коренные интересы всего народа;
· гражданственность; данная идея ориентирует жителей Беларуси быть настоящими гражданами своего государства, сознательными, целеустремленными, честными, открытыми, готовыми и способными самоотверженно трудиться на благо своего народа и своего Отечества, всегда проявлять свою гражданскую позицию;
· веротерпимость, обеспечивающая свободу вероисповеданий и равноправие всех религиозных конфессий, которые имеют возможность осуществлять в Беларуси свою проповедническую, миротворческую, благотворительную деятельность; это положение закреплено в Конституции РБ, которая гарантирует каждому гражданину «право самостоятельно определять с вое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов» (Конституция РБ. Ст. 31.);
· социальное равенство и социальная справедливость; социальное равенствопредполагает реальное равенство всех граждан Беларуси перед законом; их равное право выбирать и быть избранными в органы управления различных уровней; равное отношение к средствам производства; равные возможности доступа к социальным, образовательным, культурным ценностям и т.д. Понятие социальной справедливости в сознании белорусов отождествляется с их правом быть счастливыми, пользоваться в равной мере всеми общественными благами, получать достойное вознаграждение за свой труд, занимать место в обществе, соответствующее уровню образования, интеллекта, профессиональной подготовки, моральным и иным качествам;
· устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие государства при опоре на рыночную, социально-ориентированную, наукоемкую модель экономики; данная экономическая модель предполагает равноправие всех форм собственности, всех форм хозяйствования; многовекторность внешнеэкономической политики Республики Беларусь; развертывание широких интеграционных процессов с Россией и странами СНГ; сильную социальную политику государства, направленную на приоритетное инвестирование в здоровье человека, его образование, профессиональное и культурное развитие, на оказание адресной помощи малообеспеченным и малоимущим слоям населения;
· постепенный переход к постиндустриальному, информационному обществу; предполагается, что он будет осуществляться на основе реализации научных нововведений и внедрении новейших технологий, а также неуклонного роста производительности труда и валового внутреннего продукта (ВВП);
· высокое качество жизни; предполагает не только высокий уровень потребления материальных благ и услуг, но и высокую степень удовлетворения духовных потребностей, хорошее состояние здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, стабильную обеспеченность общественной и личной безопасности, благоприятные условия окружающей среды, спокойный морально-психологический климат, утверждение гуманизма в общественном сознании и душевный комфорт личности;
· построение правового государства и формирование гражданского общества, которое предполагает в экономической сфере – наличие разных видов собственности, развитие многоукладной экономики, активизация на территории республики внешних субъектов хозяйствования; в социальной сфере – наличие мощного среднего класса; в политической сфере – верховенство права, разделение властей, многопартийность, функционирование множества общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, свободные и честные выборы в представительные органы власти и выборы высших должностных лиц государства; в духовной сфере – деятельность свободных, экономически независимых, самостоятельных и само осознающих себя граждан, для которых характерен высокий уровень гражданского сознания и культуры;
· построение социального государства, для которого приоритетным направлением деятельности является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, социальную защищенность и свободное развитие человека посредством реализации принципов социального равенства и справедливости; в практическом плане существование социального государства предполагает перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, адресную помощь нуждающимся, предоставление им источника существования в виде работы, социальной помощи и т.д., проведение политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.
· признание высшей ценностью общества и государства человека, обладающего рядом прав и свобод; эта идея нашла законодательное оформление и закрепление в Конституции РБ, в которой обозначены основные права и свободы граждан Беларуси (право на жизнь, право собственности, право на участие в политической, экономической, культурной жизни республики, право на свободу митингов, собраний, уличных шествий, право на свободу вероисповедания, право на свободу мнений и убеждений и т.д.), а также гарантируется их реализация государством;
· приоритетное развитие национальной системы образования, культуры, науки, играющих важную роль в развитии активной, интеллектуально развитой личности, подготовке профессиональных кадров для различных сфер жизнедеятельности общества, а также обеспечивающих стабильность, устойчивость и динамизм воспроизводства социального опыта, менталитета, традиций, характерных для белорусского народа, при уважении ценностных ориентаций других народов, проживающих в пределах Беларуси и за ее границами и достижений мировой культуры;
· развития общества на принципах разума, права, гуманизма, нравственности, морали, духовности;
Кроме этого, белорусы постоянно проявляют свою приверженность решать возникающие проблемы в духе терпимости, уважения достоинства своих оппонентов, на основе права, демократических норм и стандартов жизни, традиционных представлений о социальном равенстве и справедливости. Это особенно отчетливо проявилось в период распада СССР и становления суверенной и независимой Республики Беларусь. В отличие от многих других республик бывшего Советского Союза, где установление государственного суверенитета было сопряжено с кровавыми столкновениями различных политических сил, белорусский народ смог достаточно спокойно и мирно создать основные государственные институты, принять Конституцию, избрать Президента и перейти к созидательной деятельности, направленной на приумножение силы и могущества своей страны, на удовлетворение основных потребностей граждан, на сохранение традиций, обычаев, основных черт характера и менталитета белорусского этноса. На референдуме 14 мая 1995 года белорусы придали русскому языку статус государственного наравне с белорусским, высказались на экономическую интеграцию с Россией, установление новой государственной символики – герба и флага. На референдумах 1996 и 2004 года граждане республики поддержали предложения Президента А.Г. Лукашенко о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны, тем самым, высказав свое доверие к избранному республикой курсу и политике государства по построению сильной, независимой и процветающей Беларуси.
Идеология белорусского государства не является формально действующей, надуманной идеологической конструкцией, разъединяющей людей по политическим, социальным, религиозным, этническим и иным мотивам. Она представляет собой идеологию единения, удовлетворяющую духовные запросы современного человека и способную объединить всех граждан Беларуси, совершенно разных по этническому происхождению, языку, конфессиональной принадлежности, социокультурным ориентирам. Эта идеология независимого и самостоятельного политического, экономического и духовно-культурного развития на основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций, исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания и самоутверждения. Именно такая идеология жизненно важна для сохранения и упрочения белорусской государственности как гаранта целостности и независимости страны.
Литература
Основная:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн., 2006.
2. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. - 2003. - 29 марта.
3. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекции, прочитанные в вузах Минска. – Мн., 2003.
4. Лукашенко А.Г. Государство для народа // Республика. – 2006. – 3 марта.
5. Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995 в редакции от 9.10.2000 // НРПА РБ. – 2000. – № 100, 2/203.
6. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн., 2004.
7. Идеология: Учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников / Под. общ. ред. Е.П. Сапелкина. - Мн., 2003.
8. Мельник В.А. Государственная идеология. Понятие, элементы, функции. - Мн., 2002.