Роль церкви в объединении Руси
Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей — оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель. Не случайно появление многих выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и служения ближнему, пришлось на период национального подъема Руси, пробужденного началом единения Руси и борьбы с Ордой. Митрополит Петр и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность была неразрывно связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон, и поддерживал Дмитрия во всех его патриотических начинаниях. Это был умный, образованный, обладающий твердым характером человек, очень благочестивый и скромный в личной жизни, настоящий духовный пастырь.
Большое влияние на всю русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался высокой религиозностью, склонностью к уединению, чтению, к постоянному труду. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет — уединиться, уйти жить в пустынь, т. е. в небольшой монастырь, который находится в глуши, среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя служению Богу. В густом радонежском лесу братья расчистили не-большую полянку, соорудили хижину и поставили маленькую церковь в честь Пресвятой Троицы. Жизнь их стала скорбной и жестокой, как написано в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один. Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел в уединении на поляне 12 лет.
Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения. На его долю выпало немало страданий и невзгод.
Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь. Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежитийной, основе. Это означало, что, в отличие от прежних, келийных, монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным имуществом и не имели права заниматься предпринимательством.
Сергий предписал им жить в братстве, любви и служить друг другу. Сюда, к Сергию, к святым отцам тянулись люди за советом и поддержкой, здесь же селились крестьяне. Монастырь обрастал деревеньками. Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и горемыка крестьянин. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом, который под влиянием старца умерил свой буйный нрав и агрессивность по отношению к Москве.
Отшельническим подвигом обозначена жизнь Кирилла (1335 — 1427), ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.
Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма. Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, влияли на жизнь монастырского братства.
У монастырей развивалось хозяйство. Князья наделяли их землей, появлялась собственная монастырская пашня, которую обрабатывали зависимые от монастыря крестьяне. Развивались торговые операции. Деньги звенели в монастырской казне.
Жизнь порой вступала в противоречие с заветами основателей монастырей. Трудно было стремиться к святости в подобных условиях. Однако истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями. Порой это получалось. Иногда же монастыри превращались в обычные феодальные хозяйства, а монахи — в управителей, организаторов этого хозяйства в монашеских рясах. Но все равно они руководили освоением края, становились пионерами тогдашней цивилизации в глухих, ранее не обжитых углах Руси.
Вопросы к лекции:
1. Что меняло в расстановке сил на Русской земле пявление Литовско-Русского государства?
2. Какие обстоятельства способствовали превращению Твери в лидера русских земель?
3. Чем завершилось потивостояние Москвы и Твери во второй половине XIV века?
4. Как имя Дмитрия Ивановича увековечено в памяти русского народа?
5. Каково значение Куликовской битвы?
6. В какой международной обстановке осуществлялась деятельность Василия I?
7. Почему Сергий Радонежский вошел в русскую историю как собиратель русских душ?
8.Какую роль играли монастыри в освоение русских земель и становлении российской цивилизации?