Конституционные основы деятельности политических партий, общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации
В основе правового статуса политических партий и общественных объединений Российской Федерации лежит принцип идеологического многообразия и многопартийности, который находит свое отражение в следующих положениях ст. 13 Конституции:
- никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2)1;
- в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3);
- общественные объединения равны перед законом (ч. 4).
Несомненно, что многопартийность является организационным воплощением идеологического многообразия. Государство не может определять количество политических партий, общественных объединений, их идеологическую направленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций и прежде всего основания, по которым может запрещаться их создание и деятельность. В этой связи представляется актуальной проблема разграничения партийных и государственных функций.
Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции таковыми являются цели и действия общественных объединений, направленные на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности государства;
- создание вооруженных формирований;
- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В основе отношений государства и общественных объединений лежат положения ст. 17 указанного Федерального закона о том, что:
• им запрещается вмешиваться в деятельность друг друга, за исключением случаев, предусмотренных данным законом;
• государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Государственная поддержка может выражаться в виде:
- целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);
- заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг;
- социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений;
- вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления c их участием или по согласованию c ними.
Следует отметить, что политическая партия является особой организационно- правовой формой общественного объединения. Особый правовой статус политической партии проявляется также в предъявляемых к ней требованиях (п. 2 указанной статьи) о наличии:
• региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
• не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;
• руководящих и иных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на территории Российской Федерации.
С учетом того, что в России только сейчас начинает формироваться цивилизованная, демократическая партийная система, происходит правовое и организационное становление статуса политической партии, идет процесс четкого разграничения государственных и партийных функций, в научных исследованиях по данной теме исключительно актуальной и значимой является проблема использования зарубежного опыта конституционно- правового регулирования деятельности политических партий (классические представления о политической партии).
Как известно, слово «партия » происходит от латинского pars (parties) – часть, группа. Это означает, что всякая политическая партия призвана выражать публичные интересы какой- то части гражданского общества (класса, слоя, группы, общности), которая образует ее социальную базу. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов, составляют ее электорат. Разработка политической программы, включающей определенную идеологию – систему взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на переустройство и совершенствование гражданского общества и государства.
Представляется, что проблема формирования внутрипартийной идеологии о путях, методах и формах переустройства и совершенствования общества и государстваявляется исключительно актуальной и значимой для современной России, поскольку после отказа от идеологии марксизма- ленинизма очевиден вакуум, образовавшийся в области формирования общенациональных ценностей, идеалов, способных объединить, сплотить народ, направить его на решение важнейших публичных, общественно значимых задач.
В этой связи, думается, что в основу формирования такого рода идеологии могут быть положены следующие обозначенные в послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. «такие ценности, устои общества, наши нравственные ориентиры, которые делают нас единым народом, от которых мы не откажемся ни при каких обстоятельствах, которые формируют наше представление о будущем России как процветающей, демократической страны, сильной и в то же время комфортной для жизни, лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан »:
• справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей;
• свобода – личная, индивидуальная свобода;
• самостоятельность и независимость Российского государства;
• жизнь человека, его благосостояние и достоинство;
• межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов;
• семейные традиции.;
• патриотизм.
В этой связи понятно, что без наличия конструктивной, сильной и свободной в выражении своего мнения оппозиционной политической партии невозможно дальнейшее развитие демократических процессов в России. Отрадно, что приведенные выше рассуждения о необходимости совершенствования партийной системы в Российской Федерации подтверждаются в послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., в котором процесс дальнейшей демократизации, повышения качества народного представительства, более полного учёта интересов людей, укрепления доверия граждан к власти глава Российского государства связывает c необходимостью: во-первых, поэтапного снижения минимального количества членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии; во-вторых, внесения в соответствующий закон поправок, обязывающих производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определённую руководящую должность в аппарате партии дольше определённого срока.
26. Общественные объединения в России: понятие и виды. Общественные объединения как субъекты административного права.
В Законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Все общественные объединения имеют характерные для них черты:
а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;
в) действуют от своего имени;