Классификация методов юридических познания
Наряду с принципами познания и философскими подходами к процессу изучения государства и права важное значение в системе методологии имеют сами методы, или способы и средства, познания.
В зависимости от сферы распространения и охвата исследуемой материи, а также от их специфики и характера все методы классифицируются на несколько групп. Это:
а) всеобщий диалектико-материалистический метод;
б) общие методы;
в) специальные методы;
г) частные методы.
Всеобщий диалектико-материалистический метод распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания.
Особое внимание этому методу придавалось и придается в отечественной и зарубежной марксистской литературе. Характеризуя его с точки зрения динамичности и всеобщности, Ф. Энгельс писал, что "диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".
Диалектико-материалистический метод используется учеными других политических взглядов и мировоззрений. Это вполне понятно и объяснимо, ибо данный метод затрагивает не только и даже не столько мировоззренческие, политико-идеологические проблемы, сколько сугубо научные, академические вопросы и помогает решать их.
Применительно к теории государства и права и к любой иной науке использование диалектико-материалистического метода, как показывает практика его применения, с неизбежностью ведет по нарастающей линии от менее емкого и глубокого знания о государстве и праве к более широкому и глубокому, быстрому накоплению теоретически и практически значимой о них и для них информации.
Одна из причин эффективности данного метода заключается в том, что с его помощью определяется и теоретически отражается реальный исторический путь, который проходили и проходят государство и право. С помощью диалектико-материалистического метода внимание исследователя акцентируется не только на выяснении особенностей и определении понятий государства и права ("определение понятия самого из себя"), но и на их связях между собой и с окружающими их явлениями, институтами и учреждениями. Государство и право рассматриваются как в статике, так и в динамике — с точки зрения их жолюционного и революционного развития, с позиций их внутренних прожворечий ("противоречивость в самой вещи", "противоречивые силы и тенденции во всяком явлении", по Ленину), под углом зрения их взаимодействия с окружающей политической, экономической, социальной и иной средой.
Общенаучные методы
Общие методы используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них — методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения или абстрактного к конкретному.
Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для: получения объективных знаний о государстве и праве, глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.
По широте охвата сферы применения и отчасти по своему характеру общие методы в своей совокупности ассоциируются со всеобщим диалектико-материалистическим методом. Они находятся в постоянной взаимосвязи и постоянном взаимодействии, дополняют и развивают друг друга. Общие методы, так же как и всеобщий диалектико-материалистический метод, широко используются во всех без исключения конкретных науках. Однако в отличие от последнего общие методы, как справедливо отмечается в современной юридической литературе, охватывают собой далеко не все стадии научного познания. Сфера их применения ограничивается решением лишь определенных познавательных задач.
Следует также отметить, что в отличие от диалектико-материалистического метода, составные элементы которого в виде таких законов диалектики как:
• переход количественного состояния в качественное,
• отрицание отрицания,
• единство и борьба противоположностей, и других.
Действуют повсеместно и на постоянной основе, независимо от того, осознаются ли они исследователями или не осознаются, некоторые общие методы, точнее — их применение, объединяются иногда, хотя и весьма условными, но все же достаточно четко обозначенными временными рамками.
Речь идет, в частности, о таком общем методе, как "открытие" которого для юридической науки, включая теорию государства и права, и широкое, интенсивное использование неразрывно связаны с разработкой системных исследований в различных сферах жизни общества лишь в послевоенный период.
Имеется в виду также сравнительный метод, активное использование которого применительно к государственно-правовой материи началось только со второй половины XIX — начала XX в., когда стала формироваться относительно самостоятельная отрасль правовых знаний под названием "сравнительное право". Это не означает, что сравнительный метод в юридической науке не применялся раньше. Однако его применение не имело постоянного, систематического характера.
Специальные методы
Специальные методы разрабатываются в рамках специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относятся математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие.
Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций не государственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.
Так, с помощью конкретно-социологического и статистического методов исследователь стремится получить количественные, а вместе с тем и качественные оценки различных государственно-правовых явлений, институтов и учреждений (например, эффективность предпринимаемых мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией). Выявить основные тенденции развития государства и права на том или ином этапе их развития, наметить и применить наиболее действенные меры по борьбе с негативными последствиями в этом развитии.
Главная особенность частных методов заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести методы выработки правовых решений, методы толкования норм права, формально-юридический метод и др.
Частнонаучные методы
Частные, как и все другие методы теории государства и права, имеют не только сугубо академический, но и практический характер. Например, с помощью формально-юридического метода вырабатываются практические рекомендации о совершенствовании различных форм, или источников, права, правовых актов, норм и институтов, о систематизации существующего в стране нормативно-правового материала, о развитии законодательной и правоприменительной техники и т. д.
17. Сущность, содержание и формы государства.
Форма государства является одним из важнейших понятий в системе категорий общей теории государства. Традиционно форма государства рассматривается как единство трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима. Однако в литературе называют и иное число таких элементов: два (форма правления и форма государственного устройства), четыре (плюс политический режим и политическая динамика).
Некоторые авторы, соглашаясь с трехчленной структурой формы государства, указывают на их неравнозначность, утверждая, что «форма правления и форма государственного устройства всегда находятся в определенной зависимости от политического режима страны». Другие сводят понятие формы по существу к одному элементу - политическому режиму.
Нами используется традиционная трехзвенная модель формы государства, которая является наиболее обоснованной и пригодной для исследования государственно-правовых явлений. Анализ указанных элементов, тесно связанных между собой, свидетельствует о взаимосвязи определенной формы государства с государственным механизмом той или иной страны. Исследование формы государства позволяет судить о степени разделения властей в нем или об отсутствии такового и на основании этого делать определенные выводы о том, как организован и функционирует государственный механизм и есть ли основания говорить о том, что в той или иной стране действует механизм именно правового государства.
В юридической литературе также была высказана позиция о необходимости различать внутреннюю и внешнюю формы государства. При этом к первой из них относят объективные связи внутри тех элементов, в которых проявляются различные стороны формы государства, а также связи между данными элементами, обеспечивающие их единство. Внешнюю форму государства образуют форма правления, государственное устройство и политический режим. Указанная классификация носит исключительно теоретический характер и вряд ли пригодна для практического использования.
В государстве проявляется тенденция внутренней (между сущностью, содержанием и формой) и внешней (между государством и обществом) гармонизации.
Сущность и содержание государства все более утрачивают классовые черты, становятся классово индифферентными. Роль современного государства сегодня сводится к роли социального управляющего, наемного менеджера на службе у общества, наделенного политической властью для решения общих дел.
Вместе с тем нельзя исключать влияние классовых начал на сущность государства. В условиях, когда классовая структура современного общества размыта, его социальная неоднородность и асимметричность не устранены. И это невозможно в обозримом будущем. Классовое общество принимает новый облик. Интересы доминирующих в нем экономических элит вуалируются под интересы демократии, их цели маскируются под цели утверждения свободы и прав человека. Однако классовая природа транснациональных корпораций отчетливо проявляется в политике государств - проводников их воли в отношении «недостаточно демократических» политических режимов и стран третьего мира.
Изменения сущности не могут не отразиться на содержании и форме государства. В содержании современного государства появляются элементы, которых оно не знало в предшествующие периоды своего развития:
- государственная власть реализуется на основе разделения ее ветвей, государство приобретает характеристики демократического, правового, социального, в центре всего оказывается человек, его права и свободы, обеспечение достойной жизни, стабильное и поступательное развитие общества в целом;
- перестраивается государственный аппарат, наполняются новым содержанием его функции; в развивающемся законодательстве появляются новые отрасли и институты.