Великий Шелковый путь на территории Казахстана
Шелковый путь — это своеобразная держава без имени и юридического статуса, объединение без признаков государственности.
Сотни больших и малых городов, стертых с лица земли временем или же существующих ныне, помогают понять и отрыть нам подлинное величие Шелкового пути.
История его берет начало с 138 года, когда из Ханьской столицы вышел посольский караван в в сопровождении князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди в неведомые страны Запада. Через 13 лет князь вернулся назад, в своем путешествии он дошел до Афганистана и первым прошел прямым путем из Китая через Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути на Запад стали отправляться караваны с шелком, а в Китай товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.
Великий Шелковый путь как торговая магистраль не был чем-то застывшим и постоянным. В течении столетий приобретали важное значения те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры лежащие на нем. Выбор того или иного маршрута зависел в основном от политической и экономической расстановки сил на евроазиатском континенте.
На момент вхождения Казахстана ( Южной его части) в систему Шелкового пути, на его территории издревле развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы, которые были достаточно однородны или же были объединены в рамках однотипных этнополитических образований. Взаимодействие и взаимообогащение культур- оседлой и кочевой- явились основной линией мирового прогресса. В недрах такого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии. Так, в VI-III вв. до н.э. на территории Казахстана обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганных могильников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тегискен, Уйгарак. Уже в то время существовали связи с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, высокохудожественные изделия из Средней Азии и Ирана.
Монументальные погребальные сооружения Тегискена из сырцового кирпича, наталкивают на мысль о привлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существования государства Усуней и Кангюй во II в. до н. э. - первой половине нашего тысячелетия, когда Шелковый путь начинает активно функционироавть, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы- застежки и разного рода камни- печатки из Сасанидского Ирана.
В этот период в долинах рек Чу, Таласа и Сырдарьи формируются небольшие города, основой для которых послужили небольшие земледельческие поселения. Многие из таких центров обнаружены археологами в предгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, на Сырдарье. Особенно хорошо сохранились эти города в пустынной зоне Приаралья, в Джетыасарском урочище. До сих пор возвышаются их просушенные солнцем желтые стены, а под такырами покоятся древние некрополи.
Во второй половине VI века Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав огромной кочевой империи- Тюркский Коганат, простиравшейся от Кореи до Черного моря.
В конце VI века Каганат распадается на две части- Восточно-тюркский и Западно-тюркский. Центром последнего становится Семиречье со столицей в городе Суябе.
Именно в это время происходит оживление участка Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он способствовал появлению целого ряда городских центров, а на юге Казахстана быстрому росту тех городов, которые оказались либо на самой трассе, либо были связанны с ней торговыми ответвлениями.
Если в источниках первой половины I тыс. н. э. Упоминаются лишь города Чигу и Семиречье- как резиденции правителей усунь и Битянь в Южном Казахтане- столица кангюй, то уже в начале VII века сообщается о нескольких десятков городов. Наиболее крупными их них были Суяб, Тараз и город на "Белой реке", позднее названный Испиджаб. В китайских дорожниках VII-VIII вв. и арабских маршрутниках VIII-XII вв. перечислены уже десятки городов, стоящих на Шелковом пути.
Шелковый путь полегавший через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV века. По Шелковому пути везли прежде всего шелк, который на ряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги.
В свою очередь из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли товары, производимые в этих странах. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских и ниссийских скакунов, верблюдов и слонов и многое много прочее.
По Шелковому пути так же распространялись так же и религиозные идеи. Различные миссионеры несли свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана, и Аравии распространилось христианство, а затем - ислам.
Величие Шелкового пути состоит не сколько в том колоссальном товарообмене между различными государствами, сколько во взаимопроникновении и взаимообогащении непохожих цивилизаций и культур.
Шелковый путь - система древних торговых караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы, одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации.