Неолитическая теория происхождения и сущности государства
Термин "неолитическая революция" впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд (археолог, объездивший весь Запад и Восток и погибший в горах Австралии). Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия (хотя, согласно закону ускорения истории, это вполне соответствовало темпам развития той исторической эпохи).
Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.
Неолитическая революция была подготовлена развитием обществ, основанных на присваивающем хозяйстве. Между возникновением общины и переходом к земледелию лежит огромный промежуток времени. Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.
Главным изобретением в период мезолита было изобретение вкладышной техники, а в частности лука и стрелы. С одной стороны, это временно решило проблему питания (путем охоты на мелких животных) и сэкономило силы человека (раньше он сам бежал с копьем, а теперь за него летит стрела), но с другой стороны, это привело к быстрому уничтожению животных на определенной территории, столь быстрому, что животные не успевали воспроизводиться. И проблему питания необходимо было решать уже на другом уровне.
Вторая фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в следующем:
Неолитическая революция – это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя.
Неолитическая революция нас интересует здесь потому, что она создала предпосылки цивилизованной, т.е. городской жизни (первые городища очень древни: мертвому Чатал-Гуюку в Малой Азии – свыше 14 тысяч лет, а живому и ныне Иерихону в Палестине – 10 тысяч лет). Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.
Таким образом, третья фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в том, что универсальной закономерности было суждено продолжиться в городской революции, в создании территориально-поселенческих групп ранней цивилизации и протогосударственных образований.
Любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. Что изменилось?
Неолитическая революция привела к двум главным изменениям в обществе:
К материальному – появлению избыточного продукта в материальном производстве и собственности как основы саморазвития экономики;
К гуманитарному – появлению в обществе принципиально нового начала – обособлению человека от «целого» и обретению им статуса автономной личности, индивида. А следовательно, возникла социальная необходимость обеспечить его "свободы".
Именно неолитическая революция предшествовала формированию государства. Государство не может возникнуть до неолитической революции, так как ничего не производится. Но государство может и не возникнуть, даже при наличии земледелия и скотоводства. То есть земледелие и скотоводство могут существовать без государства, а государство без них нет.
35. Нормативистская теория права: основные идеи, методологическое значение и недостатки.
Нормативистская школа права — направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в 20 веке. Основоположником этой теории является Г. Кельзен. Кельзен предлагал рассматривать право как иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Конечным основанием действительности нормативной системы является основная(суверенная) норма, уполномочивающая на установление первой конституции тех, кто её создал после последней революции. Свою теорию Кельзен называл «Чистым учением о праве». «Чистота» теории Кельзена заключается в устранении из юридической науки всего «метаюридического», в первую очередь политико-идеологических положений, а также элементов социологии, психологии и политической теории.
Основные положения:
1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;
2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».
Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:
- связь права и государства;
- его обязательное исполнение всеми субъектами;
- иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.
Недостатки теории в том, что:
- отрицаются естественные права человека;
- теория может служить обоснованием всевластия государства.