Причины поражения. Историческое значение Парижской Коммуны

Следуетразличать объективные и субъективные причины поражения Парижской Коммуны. К первым относились следующие: неблагоприятная обстановка, в которой осуществлялась революция (оккупация Франции прусскими войсками и осада Парижа), отсутствие поддержки парижских коммунаров со стороны сельского населения страны и других городов Франции. Коммунары обратились со специальным воззванием к французским крестьянам о поддержке начатой ими революции, но не нашли никакого отклика. В некоторых городах Франции таких, как Лион, Марсель, Нарбонн, Тулуза, Сен-Этьен и другие, вслед за Парижем были созданы Коммуны, но они не смогли долго продержаться и не оказали никакой существенной поддержки революционному Парижу. Фактически Парижская Коммуна оставалась изолированным островком революции, противостоящим сплоченным силам старого порядка. К субъективным причинам относились ошибки в руководстве и разногласия в Совете Коммуны. Коммунары не смогли воспользоваться благоприятной ситуацией, когда на первоначальном этапе Национальная гвардия значительно превосходила версальские войска. Отказавшись от наступления на Версаль, Коммуна дала возможность правительству Тьера мобилизовать силы против революционного Парижа. Много недостатков было в организации обороны Парижа и ведении военных действий против Версаля. Испытывая серьезные финансовые затруднения, коммунары побоялись) национализировать Французский банк. Парадоксально, но Коммуна получила из него 16,5 млн. франков, в то время как правительство Тьера нелегально получило 257,5 млн. франков. Несмотря на все недостатки, Парижская Коммуна стала яркой страницей в европейском революционном движении. Поэт-коммунар Эжен Потье запечатлел героический подвиг парижских революционеров в строках, ставших впоследствии гимном рабочих всего мира. Революционный опыт французских коммунаров внес существенный вклад в европейское социалистическое движение. К нему обращались и черпали из него вдохновение не только сторонники марксизма, деятели I и II Интернационала, но и широкая демократическая общественность мира. И поныне подвиг парижских коммунаров не забыт и вызывает пристальное внимание. Примечательно, что к 100-летию Парижской Коммуны во Франции вышло более 400 работ, посвященных этому событию, в том числе 5-томная иллюстрированная история Парижской Коммуны.




ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Германия.

Как известно, и с экономической, и с политической точки зрения Германия в начале XIX столетия являла собой жалкое зрелище (особенно по сравнению с наиболее развитыми европейскими странами – Англией и Францией). Под громким названием «священная Римская империя германской нации» скрывалось до 360 государств, от самых ничтожных по размеру (подобных по размеру бургграфству Райнек, имевшему всего 12 подданных) и до таких крупных, как Пруссия и Австрия. «Священная Римская империя германской нации», по крыла тому выражению Вольтера, не имела отношения к Риму, не была ни священной, ни империей и не объединяла германскую нацию.

В течении века Германия совершила грандиозный скачок из практически средневекового состояния экономики в индустриальное. К сожалению, этот экономический рывок не сопровождался социально-политическим переустройством общества; германская буржуазия оказалась в парадоксальной ситуации, обладая все возрастающей экономической мощью и одновременно: будучи политически совершенно несостоятельной.

Сверхбыстрые темпы экономического развития, осуществленного в рамках почти феодальной политической структуры (традиционно военизированной), сказались на своеобразии исторического пути Германии, своеобразии, включающем в себя еще целый ряд трагических компонентов и имевшем исключительное значение для будущего страны.

Экономическую историю Германии изучаемого периода можно проследить на протяжении двухотличающихся друг от друга этапов:

1) завершение промышленного переворота, грюндерство, рост капиталистических отношений в сельском хозяйстве;

2) становление монополистического капитализма. Рубеж между этими фазами, конечно, относителен – приблизительно 80-е – 90-е годы XIX в.

Прежде чем дать развернутую характеристику отдельным периодам экономической истории Германии, необходимо указать на причины стремительного роста экономической мощи Германии на рубеже XIX -XX вв.

Прежде всего, следует отметить факт объединения Германии в единое государство, образование единого рынка, установление административно-правового единообразия. Важным фактором является и сравнительно позднее завершение промышленного переворота, что имело результатом осуществление индустриализации на базе новейших достижений науки и техники. Наконец, немаловажное значение имела и победа в войне против Франции (1871), получение пятимиллиардной контрибуции, захват Эльзаса и Лотарингии с ее богатейшими сырьевыми ресурсами.

Полученная контрибуция вызывала невиданную горячку «грюндерства» (учредительства); быстро и в большом количестве возникали акционерные общества, зачастую спекулятивного характера; создавались банки, железнодорожные компании, судостроительные верфи. Кризис 1873 г. прервал грюндерскую лихорадку и одновременно способствовал концентрации германской промышленности.

В течении 70–80-х годов XIX в. быстрыми темпами развивались классические отрасли германской экономики – производство чугуна и добыча угля. Одновременно значительных успехов достигли молодые отрасли тяжелой индустрии – электротехническая и химическая. Протяженность железнодорожных линий увеличилась за 3 десятилетия почти в 3 раза. В целом постоянно повышался удельный вес промышленности, а также торговли и транспорта во всей экономике страны: в 1895 г. в этих отраслях было занято уже свыше 50% населения.

Иными были темпы роста производительных сил в сельском хозяйстве, где утвердился так называемый «прусский путь» развития капиталистических отношений.

Почти 3/5 всех крестьянских хозяйств относились в конце XIX в. к категории карликовых (до 2 га); на их долю приходилось 5,6% всей обрабатываемой площади, тогда как владельцы крупных хозяйств (свыше 20 га) держали в своих руках 54,4% земли. Юнкерские поместья были особенно велики в восточной Германии.

Процесс зарождения монополий в Германии совпал с фазой промышленного переворота; в результате на базе сравнительно поздней технической революции созревание, становление монополий в Германии произошло быстрее, нежели в других странах (например, в Англии). Это и есть первая особенностьформирования монополистического капитализма в Гер мании, особенность, выразившаяся в ранних сроках и быстрых темпах концентрации производства. Тяжелая промышленность в Германии являлась особенно благоприятной отраслью для развития монополий, а поскольку военная промышленность является частью тяжелой промышленности, то оказанное в полной мере относится и к ней.

Среди крупнейших монополистических объединений Гер мании необходимо обратить внимание на следующие:

Концентрация добычи угля в Рейнско-Вестфальском промышленном регионе привела к образованию одного из крупнейших монополистических объединений Германии – каменноугольного синдиката, уже в начале 90-х годов сосредоточившего в своих руках 87% всей добычи (в 1910 г. эта цифра достигла 95,4%). Аналогичный процесс интенсивно про ходил и в таких ключевых отраслях промышленности, как химическая и электротехническая. В электрохимической промышленности с 1908 г. существовало соглашение между 2-мя колоссами – «Всеобщим электрическим обществом» и ком «Симменс-Гальске и Шуккерт». Мощные монополистические союзы возникли и в металлургической промышленности. Морское торговое и пассажирское судоходство почти полностью контролировалось двумя крупнейшими общества ми – «Гамбург -Америка» и «Северогерманский Ллойд».

В образовании монополий, как и везде, велика была роль банков. Однако в Германии их роль была особенно важной. Объяснялось это тем, что промышленность не успеха еще создать необходимых накоплений и нуждалась в мобилизации средств. Таким образом, второй существенной особенностью развития германской экономики на рубеже XIX -XX вв. является весьма раннее установление тесных связей банков с промышленностью и преобладанием промышленного капитала над банковским.Предоставляя промышленным фирмам долгосрочные кредиты, крупные банки стремились держать их под контролем, поощряли концентрацию производства в руках тех фирм, с которыми они были связаны. Так, напри мер, банк «Учетное общество» был решающей силой в процессе концентрации тяжелой промышленности Рейнско-Вестфаль­ского района. Одновременно происходило дальнейшее укрепление самих банков. К концу XIX в. основная масса кредитных операций сосредоточилась в руках 6 банков-гигантов, состоявших в тесных отношениях со складывающимися промышленными монополиями. Тогда же усилился вывоз капитала за пределы страны, хотя этот процесс, конечно же, не шел ни в какое сравнение с тем, что мы наблюдаем в этом плане в английской или французской экономики. В результате в германской экономике появились индустриальные магнаты и крупные банковские дельцы, контролировавшие од ну, а то и несколько отраслей промышленности и осуществлявшие в различных формах экспорт капитала за границу, – Штумм, Кирдорф, Крупп, Симменс, Блейхредер, Ганземан, братья Маннесман и т.д.

С самого начала своего существования германская империя столкнулась с чрезвычайными трудностями в борьбе за рынки. Орудием германского капитала в этой борьбе были с одной стороны, максимальное снижение издержек производства (оно достигалось внедрением новой техники, усилением эксплуатации рабочего класса и т.п.), а с другой стороны – демпинг (сбыт товаров за рубежом по бросовым ценам). Свои потери на экспорте немецкие капиталисты стремились возместить путем повышения цен на те же товары внутри страны и германское правительство с конца 70-х гг. стало вводить высокие протекционистские тарифы. Протекционизм способствовал росту монополий, возникновение которых закономерно вытекало из концентрации промышленности. Следует подчеркнуть, что молодая германская империя, вся государственная система объединенной Германии оказали самое непосредственное воздействие на процесс монополизации германской экономики. Это воздействие, это участие проявилось в том, что во многих решающих отраслях промышленности монополизм развивался в форме государственно-монополистического капитализма. Это и есть третья существенная особенностьразвития германской экономики на рубеже XIX– XX вв., особенность, легко объясняемая громадной ролью государства, идеи государственности в молодой, только что состоявшейся империи.

В целом создание монополий в Германии происходило быстрее и на более широкой основе, нежели в какой-либо другой европейской стране; само появление монополизма здесь было подготовлено лучше, чем в США, Англии или Франции, не говоря уже о других менее развитых в то время странах, как например, Италия или Россия. В годы, последовавшие за 1860 г., Германия в промышленном отношении догнала Францию, а в ходе последующих десятилетий заняла первое место в Европе как промышленная держава. Еще когда вспыхнула франко-прусская война 1870-71 гг., Германия оказалась значительно более подготовленной к ней, чем Франция, причем не только в военном и идеологическом отношении, но и в экономическом.

На протяжении первого десятилетия XX в. Германия по своему экономическому развитию заняла второе место в мире, перегнав Англию (если не учитывать ее внеевропейские владения). Только США были тогда в экономическом отношении сильнее Германии, хотя и они по степени процесса монополизации отставали от Германии.

Наконец, следует остановится на последней специфической черте развития германской экономики на рубеже XIX– XX вв. Монополистический капитализм в Германии, как, собственно, и в некоторых других европейских странах, развивался крайне неравномерно. В некоторых отношениях его развитие превзошло развитие других стран, тогда как в других отношениях он отставал. Наиболее ярко эта закономерность проявилась в темпах развития колониальной экспансии Германии.

Следующая таблица демонстрирует различие этих темпов (по отношению к Англии и Франции).

Наши рекомендации