Формационный, цивилизационный и иные подходы к типологии государства
Типология государств— это их специфическая классификация,осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.
Следует отметить что типология: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т. к.в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий — типу государства.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками.
Формационный подход. В основе лежит учение об общественно-экономической формации.
Формация— это исторический тип общества, основанный наопределенном способе производства. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки.
Экономический базис — это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.
Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка — это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.
Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Им соответствуют четыре исторических типа государства:
• рабовладельческий;
• феодальный;
• капиталистический;
• социалистический.
Первобытнообщинная экономическая формация, основанная на присваивающей экономике, государственности еще не знает. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство» (основанное на господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим).
Социалистическое государство — антиэксплуататорское по своей сущности — считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это — исторически последний тип государства, который, по выражению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства типологии: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят ГиП.
Слабые стороны: прямолинейность и запрограммированность смены типов. Эволюция государств была куда более многовариантной.
Цивилизационный подход (А. Тойнби, У. Ростоу и другие). В основе выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества.
Цивилизация— это социокультурная система, включающаясоциально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации:
-древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие);
-особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие);
-современные цивилизации (всемирная цивилизация, основанная на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории).
По характеру организации государственнополитических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политикорелигиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Нет различия между светской и религиозной властью.
Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Отчетливое различие между светской властью государства религиозной властью церкви.
Достоинства типологии: внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Слабые стороны:
• Недооценка социально-экономических факторов.
• Существование множества критериев и несовпадающих классификаций.
• Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.
Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор — У. Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:
• традиционное общество;
• переходное общество;
• общество, переживающее процесс сдвига;
• созревающее общество;
• общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия».
Политико-правовой (собственно юридический) подход. Критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. Выделяют три типа государства:
1.Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствуют рабовладельческое и феодальное право.
2.Современное представительное государство закрепляет формальное равноправие граждан. Соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
3.Цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов др.
Весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии — социальноклассовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственноорганизованного общества и т. п., но и субъективный критерий — уровень человеческого в обществе.
В соответствии с личностным подходом можно выделить:
• деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект — сам деспот);
• античные государства (свободны некоторые — только граждане полисов);
• сословные государства (свободны немногие — представители привелигерованных сословий);
• социальные государства (свободны все).
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические (государственная власть принадлежит церкви), клерикальные (одна религия признана официальной и имеет привилегии по сравнению с другими конфессиями), светские (нет официальной религии) и атеистические (религия преследуется властями) государства.