Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортеров

Техническое обслуживание и текущий ремонт транспортёров всех типов, эксплуатируемых на железных дорогах, производится в соответствии с действующим приказом №25 Ц от 23.10.98 г. Техническое обслуживание №1 (ТО-1) – выполнение комплекса работ по поддержанию работоспособности транспортеров в пути следования – производится:

- при контроле технического состояния транспортеров во время приема –передачи по межгосударственным передаточным железнодорожным станциям.

После выгрузки производится контроль технического состояния транспортеров на пунктах технического обслуживания вагонов (далее ПТО).

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) – выполнение комплекса работ по восстановлению работоспособности узлов и укрупненного ремонта оборудования транспортёров перед погрузкой – транспортёрам сочленённого и сцепного типа грузоподъёмностью 120-500 т в специализированных вагонных депо, а других типов транспортёров – на ПТО эксплуатационных депо.

Техническое обслуживание №3 (ТО-3) – единая техническая ревизия и укрупнённый ремонт специального оборудования - производиться только транспортёрам сочленённого типа грузоподъёмностью 120-500 т, выполняется один раз в год в вагонном депо.

Техническое обслуживание транспортеров сочлененного типа в пути следования производится работниками ПТО при участии работников обслуживающих бригад, сопровождающих транспортеры, под руководством начальника вагонов-транспортеров.

Технический осмотр транспортеров сочлененного типа (далее ТСЧ) с проверкой состояния крепления груза, состояние деталей и узлов транспортеров производится работниками Дирекции управления. На железнодорожных станциях, где отсутствуют ПТО, технический осмотр производится механиками обслуживающих бригад, сопровождающих транспортеры.

Текущий ремонт (ТР1 или ТР2) – обеспечение восстановления работоспособности транспортеров - производится в пути следования работниками ПТО.

При поступлении на ПТО транспортёров с неисправными узлами и деталями, эксплуатационное вагонное депо должно составить акт-рекламацию формы ВУ-41М на узлы и детали вагона, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации и предъявить соответственно заводам-изготовителям, заводам или вагонным депо, производившим ремонт установленным порядком. Техническое обслуживание, ремонт узлов и деталей транспортёров с узлами: ходовых частей с тележками модели 18-100, автосцепным устройством, тормозным оборудованием осуществляется в соответствии с требованиями действующей нормативной и технической документации, утверждённой установленным порядком в ОАО «РЖД». Под транспортеры всех типов запрещена подкатка тележек сформированных с использованием узлов и деталей, имеющих продленный срок службы. Техническое обслуживание и текущий ремонт специального оборудования транспортёров выполняется в соответствии с требованиями настоящего Руководства, технических условий и инструкций завода-изготовителя.

Запрещается постановка и следование в поездах транспортеров при наличии следующих неисправностей колесных пар:

- трещины в любой части оси колесной пары;

- прокат равномерный по кругу катания не более 9 мм;

- прокат неравномерный по кругу катания не более 2;

- толщина гребня не более 33мм или менее 25 мм;

- толщина обода колеса не менее 22 мм;

- ползун (выбоина) более 1 мм;

- повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла, («навар») у колесных пар транспортеров более 1 мм;

- вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм;

Запрещается постановка в поезд и следование в нем транспортеров, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

- колесная пара при отжатых тормозных колодках движется юзом;

- букса вместе с боковой рамой тележки смещена вдоль шейки оси;

- букса цвета побежалости;

- скрежет, пощелкивание, искрение буксового узла;

- деформация смотровой, крепительной крышки;

- выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса;

- окалина на смотровой, крепительной крышке;

- повышенный нагрев верхней части корпуса буксы;

- потеки смазки в зоне смотровой и крепительной крышки;

- трещины, протертости или пробоины на смотровой (крепительной) крышке буксы;

- выпуклость на смотровой (крепительной) крышке;

- дребезжание или двойной удар при обстукивании молотком нижней части крышки;

- сдвиг буксы вдоль шейки оси, на предступичной части видна блестящая полоса;

- болты, имеющие ослабление, смотровой или крепительной крышек закрепить, с дефектами заменить новыми;

- боковая рама тележки опирается на корпус буксы одним краем.

Запрещается постановка в поезда и следование в них транспортёров, в тележках которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

- трещина в литой боковой раме, надрессорной балке литой конструкции (вырубки пороков стального литья, произведённые после изготовления надрессорных балок, не служат основанием для браковки); трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трёхосной тележки; трещины в консолях соединительной балки четырёхосных тележек; трещина в подпятнике, пятнике в видимой зоне для осмотрщика вагонов;

- трещина в верхнем скользуне, отсутствие или излом колпака скользуна тележки или планки скользуна трёхосных тележек; отсутствие болта крепления колпака скользуна, завышение или отсутствие зазоров в скользунах;

- обрыв заклёпки фрикционной планки, излом или трещина в клине амортизатора, вышедшая на наружную поверхность клина в видимой при осмотре зоне, излом упорного бурта клина амортизатора;

- обрыв (отсутствие) хотя бы одного болта, соединяющего шкворневую балку с поперечными или надрессорными балками трёхосных тележек;

- отсутствие хотя бы одного из валиков, соединяющих балансиры с хоботами боковин трёхосных тележек или подкладок боковин;

- трещина в корпусе фрикционного гасителя колебаний тележек;

- обрыв одной заклёпки или болта, укрепляющих пятник вагона, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки, концевых балках, в кронштейнах тормозного оборудования;

- свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних вагонах и завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 8 мм;

- излом, смыкание, сдвиг пружины;

- трещина, излом фрикционного клина

Запрещается ставить в состав поезда транспортёры, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

- неисправные воздухораспределитель, авторежим, авторегулятор, концевой,

разобщительный концевой кран, выпускной клапан, тормозной цилиндр, запасной резервуар, рабочая камера;

- повреждение воздухопроводов – трещины, протёртости и расслоение соединительных рукавов, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления;

- неотрегулированная рычажная передача;

- неисправный ручной тормоз;

- неисправность механической части – траверс, триангелей, рычагов, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков; трещины или изломы в деталях, отколы проушин тормозной колодки; неправильное крепление колодки в башмаке;

- неисправные или отсутствующие предохранительные устройства, авторежимов, нетиповое крепление, нетиповые детали и шплинты в узлах;

- ослабление крепления тормозных цилиндров;

- размер толщины колодок менее указанной в нормативной документации.

Проверить на отсутствие дефектов в маслопроводах, маслёнках, наличие фитилей и масла в них. Недостающее масло пополнить, течь масла устранить.

Гарантийный срок эксплуатации транспортеров платформенного, площадного, сцепного, колодцевого, сочлененного типов не должен превышать нормативный срок службы согласно «Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении», Утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протокол от «16-17» октября 2012 г №57.

В целях обеспечения сохранности транспортёров и имеющегося на них оборудования при сдаче транспортёров грузополучателям под выгрузку и при приёмке их в порожнем состоянии, осмотр должен производиться комиссией в составе начальника или мастера пункта технического обслуживания и начальника станции или его заместителя с оформлением актов общей формы, копии которых прикладываются к грузовым документам при отправлении транспортёров.

Постоянное техническое обслуживание транспортёров, контроль за работой всех узлов и специального оборудования (гидравлических насосов, домкратов, электрооборудования и др.) транспортёра при погрузке, выгрузке и в пути следования, осуществляется бригадой обслуживания транспортёра (далее – бригада), возглавляемой начальником транспортёра.

Бригада для сопровождения транспортёра отечественной постройки состоит из трёх человек (начальник транспортёра и два механика).

Лица, назначаемые на должности по обслуживанию транспортёра, должны:

- пройти медицинское освидетельствование для определения годности к выполнению работы, исходя из обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;

- пройти курс специального обучения по Учебной программе технической подготовки персонала, обслуживающего транспортёры, и сдать экзамены в знании конструкции транспортёра, Правил технической эксплуатации железных дорог РФ.

Экзамены принимаются комиссией под председательством главного инженера вагонного депо.

Вывод:Я Определить особенности технической эксплуатации транспортеров.

Наши рекомендации