Государственная система социальных услуг (социального обслуживания)
Введение.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформилась в общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений.
В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало. Для ветеранов воинской службы в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела. В феодальный период государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом.
С принятием в 988 г. христианства, на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны», с этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, богодельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежден первый дом для инвалидов.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются так же в Англии и Франции.
И так, актуальность данной темы обуславливается тем, что социальное обеспечение необходимо каждому человеку в течении всей его жизни. При достижении определенного возраста, в случаях болезни, инвалидности, безработицы, потери кормильца, наличия детей и в других, установленных законодательством Российской Федерации, случаях он так или иначе нуждается в материальной поддержке или социальном обслуживании.
Объектомданной курсовой работы являтся роль работы органов социального обеспечения.
Предметомкурсовой работы выступили: научные публикации по иследуемому вопросу.
Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы исследовать структуру, функции ,цели и задачи социального обеспечения.
Исходя из поставленных целей необходимо решить слудующие задачи:
- проанализировать понятие и значие социального обеспечения в Российской Федерации,
- иследовать работу органов социального обеспечения.
Конституция РФ закрепляет права граждан в области социального обеспечения. В соответствии с положениями российской Конституции каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение при наступлении соответствующего возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. При этом каждый человек имеет право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Предоставление гражданам социального обеспечения осуществляется в виде пенсий, пособий и компенсационных выплат, социальных услуг и медицинской помощи, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ. В совокупности все вышеперечисленные виды социального обеспечения представляют собой государственную систему, которая рассматривается вданной курсовой работе. Реализация конституционного права граждан на социальное обе- спечение осуществляется различными приемами (способами). Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.
• Понятие и функции социального обеспечения.
В российском законодательстве отсутствуют сформулированные понятия социальной защиты населения и социального обеспечения. В связи с этим сначала необходимо определить их содержание, что позволит в дальнейшем четко представить систему социального обеспечения и структуру его органов. Задачу осложняет отсутствие общего нормативного правового акта, в котором была бы определена и закреплена как государственная система социального обеспечения в целом, так и система органов социального обеспечения граждан.
Для выяснения содержания понятия «социальная защита» населения обратимся к происхождению слов «социальный» и «защита».
Слово «защита» имеет несколько значений: «защитить кого-нибудь, что-нибудь»; «предохранить, обезопасить от чего-нибудь»; «то, что защи- щает, служит обороной».
Слово «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе».
Сочетание терминов «социальный» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой можно понимать комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятного воздействия окружающего мира.
Отсюда следует, что социальное государство, каковым является Россия, должно предпринимать всевозможные усилия (и меры) для создания и поддержания благоприятных условий жизни своих граждан. При этом главной целью этих мер и усилий должно стать создание определенного уровня жизни, обеспечивающего возможность физического и духовного развития человека, а также создание благоприятной среды обитания.
Среда обитания человека-это емкое по своему содержанию понятие. Оно включает в себя:
- обеспечение занятости российских граждан;
- работу и нормальные условия труда;
- достойную оплату труда;
- наличие и обеспечение комфортным жильем;
- благополучную экологическую обстановку;
- здоровую пищу;
- доступ к образованию и культурным ценностям;
- охрану здоровья;
- сохранность частной собственности;
- предоставление гражданам различных видов социального обеспечения в связи с событиями, влекущими социально значимое негативное изменение материального и социального положения человека или его здоровья по не зависящим от него причинам.
Все вышеперечисленное входит в содержание понятия «социальная защита» и должно служить главной целью деятельности любого государства.
Применительно к современной ситуации в России обобщенное определение социальной защиты населения может быть сформулировано так: социальная защита населения- это совокупность экономических, правовых и организационных мер государства, адресованных нетрудоспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, и направленных на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.
Основу развития социального обеспечения как отрасли российского права должны составлять действующие нормы основного закона нашего государства. Так, в ст. 39 Конституции РФ прямо говорится о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Таким образом, в конституционных нормах содержатся ориентиры выявления качественной определенности социального обеспечения. Наличие этих качеств позволяет выделить наиболее характерные признаки социального обеспечения и сформулировать это понятие. Для выявления сущности социального обеспечения и формулирования самого понятия изберем такой критерий, как общественные отношения.
Первымосновным признаком, характеризующим социальное обеспечение, являются особые общественные отношения. Они складываются между гражданами при удовлетворении своих потребностей и соответствующими компетентными органами в следующих случаях: по достижении гражданами определенного возраста; в связи с болезнью; инвалидностью; потерей кормильца; воспитанием детей; безработицей и др. По своей сути такие отношения, возникающие между вышеназванными субъектами в указанных случаях, являются материальными отношениями. Входе их осуществления гражданам предоставляются материальные блага, посредством которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставляются названные блага гражданам в денежной или натуральной форме - в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг и прочее. О них прямо говорится в ст. 7 Конституции РФ. Таким образом формулируется главная цель предоставления материального обеспечения - выравнивание доходов граждан до определенного уровня, вследствие наличия социального риска (старости, болезни, инвалидности, безработицы и пр.). В современных условиях можно говорить только о «подтягивании» до уровня так называемого прожиточного минимума. (Данный минимум нельзя рассматривать в качестве социального стандарта. В нем отсутствует обкективный учет физиологических и духовных потребностей человека).
Вторымосновным признаком, свойственным социальному обеспечению, является то, что оно осуществляется государством за счет части общего национального продукта, произведенного обществом. Именно наличие общественного национального продукта позволяет государству выделять средства на предоставление материальных благ гражданам в указанных выше случаях. Такие средства формируются в ходе функционирования финансовых отношений между их участниками. Главным участником таких отношений являются занятые в общественном производстве граждане, работающие понайму, самостоятельно обеспечивающие себя трудом, и иные категории лиц. Именно они создают общее богатство в том или ином государстве - национальный продукт. В экономическом смысле речь идет о создании валового внутреннего продукта и распределении его части на социальные нужды. Непосредственное финансирование социального обеспечения осуществляется за счет разных источников. Главными из них являются специализированные фонды социального страхования (страховые внебюджетные фонды) и бюджетные ассигнования. Средства страховых внебюджетных фондов формируются за счет страховых взносов страхователей и частично лиц, добровольно вступивших в систему обязательного социального страхования. Имеются в виду такие фонды, как Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС). В Законе об основах социального страхования выделяется принцип осуществления названного страхования - автономность финансовой системы, поэтому средства социальных внебюджетных фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и подлежать изъятию. Источники поступлений денежных средств в бюджеты социальных внебюджетных фондов следующие:
страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством;
штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств данного страхования; платежи лиц, добровольно вступивших в отдельные виды обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству. Размер тарифов страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливался НК РФ и иными законами о социальном страховании, а с 2009 г. — Законом о страховых взносах и иными законами. В них определяется контингент плательщиков в страховые внебюджетные фонды, а также объект обложения страховыми взносами и др. Таким образом, вне федерального бюджета образуются фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ. Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение: по возрасту; по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, в связи с рождением и воспитанием детей; в случае безработицы; для охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Денежные средства социальных внебюджетных фондов расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах вышеназванных фондов на очередной финансовый год. Когда говорят о бюджетных ассигнованиях, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, которая непосредственно направляется на социальное обеспечение граждан, не подлежащих прямому обязательному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граждане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; государственные служащие и члены их семей; некоторые категории безработных и иные категории граждан в случаях, установленных законом. По российскому законодательству названные социальные внебюджетные фонды, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения. Фактически общее руководство и управление ими осуществляет Правительство РФ. Таким образом, основными источниками социального обеспечения являются средства названных социальных внебюджетных фондов и ассигнования из государственного бюджета.
Третий основной признак, присущий социальному обеспечению,- это особый субъектный состав. С одной стороны- это дети; больные; лица, имеющие детей; пожилые и престарелые граждане; инвалиды; лица, потерявшие кормильца; лица, осуществляющие уход за детьми, престарелыми и инвалидами; безработные граждане; иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке в силу различных причин и обстоятельств, установленных законом, а с другой стороны- это соответствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Четвертый признак, характерный для социального обеспечения,- это его гарантированность, которая проявляется в трех аспектах:
-экономическом,
-юридическом,
-организационном.
Совокупность перечисленных признаков свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением и имеющих свои особенности. В обобщенном виде эти особенности могут быть сгруппированы по существующим общественным связям (отношениям).
Первая группа- это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели.
Вторая группа - это отношения (связи) по формированию финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение.
Третья группа- отношения по организации управления социальным обеспечением.
Кратко рассмотрим каждую группу отношений.
Первая группа общественных отношений связана с непосредственным предоставлением указанным в законе категориям граждан соответствующих видов государственного социального обеспечения. В ходе функционирования таких отношений происходит реализация права лиц на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения, в совокупности составляют право социального обеспечения.
Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы, правомочные организации, работодатели, в отдельных случаях сами граждане. Такие отношения регулируются нормами финансового права. Третья группа отношений регулируется нормами административного права. Это связано с тем, что организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между соответствующими компетентными органами и организациями, а в некоторых случаях и между гражданами.
Учитывая вышеизложенное, дадим следующее определение.
Государственное социальное обеспечение- это регулируемая нормами соответствующих отраслей права совокупность общественных отношений по обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услугами, медицинской и социальной помощью, льготами при наступлении старости, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, предусмотренных законом за счет специально предназначенных для этого средств внебюджетных фондов социального страхования и бюджетных ассигнований. Таким образом, государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс мер, направленных на материальное обеспечение особых категорий граждан.
1.1.Понятие управления социальным обеспечением
В общеупотребительном смысле термин «управление» имеет несколько значений: «деятельность органов власти»; «крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение»; «управлять». «Управлять» в свою очередь означает «направлять ход, движение кого, чего-нибудь»; «руководить, направлять деятельность, действия кого, чего-нибудь».
Управленческие отношения - один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств. Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества (здравоохранением, образованием, социальным обеспечением и др.).
По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное (некоммерческое и коммерческое) управление. Так или иначе все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения. С управлением неразрывно связаны такие понятия, как «администрация», «административная власть. Под администрациейподразумеваются государственные органы, осуществляющие управление; руководящий персонал какого-либо предприятия, учреждения. Иными словами, администрировать означает «управлять, заведовать». Следовательно, администрация - это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями других людей. Администрирование - это то, что делает администрация, т. е. управление, руководство людьми. Административная же власть - это средство, которое использует администрация для управления, воздействия на волю управляемых лиц.
На практике существует несколько видов администраций:
1) администрация международных организаций;
2) федеральная администрация;
3) администрация субъекта Российской Федерации;
4) муниципальная администрация;
5) администрация предприятия, учреждения и др.
По признаку собственности выделяют международную, государственную, муниципальную и частную администрацию. В системе государственной администрации по правовому положению и источникам ее финансирования существуют три вида администрации:
-федеральная;
-субъектов Российской Федерации;
-государственных организаций, предприятий, учреждений.
В отношениях по социальному обеспечению между гражданами и предоставляющими его органами нет власти и подчинения, поэтому между ними отсутствуют административные отношения. Подобные отношения (административного характера) могут складываться только как внутри отдельных органов социального обеспечения, так и внутри системы органов.
В управлении социальным обеспечением выделяется два его вида: общее управление и оперативное управление.
Общее управление социальным обеспечением в стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрацией является Правительство РФ. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ- это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту РФ.
В статье 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» сформулированы основные принципы его деятельности: верховенство закона, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Все это предопределяет общие принципы деятельности исполнительной власти как таковой. К ним можно также отнести принципы: законности (обеспечение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона); демократизма (народовластие, гласность, разделение властей, ответственность); федерализма. В указанном Законе не называется принцип целесообразности, эффективности деятельности. Но фактически этот принцип есть и проявляется в повседневной работе правительства. Федеральное правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В свою очередь министерства и иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. К числу полномочий федерального правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения. Помимо этого на него возложено принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Правительство РФ содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями и т.п. Федеральное правительство подготавливает программы экономического и социального развития, обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и прочее.
В настоящее время в законодательстве отсутствует конкретизация функций общего и оперативного управления федеральным правительством государственной системой социального обеспечения, поэтому не всегда ясно, каковы должны быть пределы управления и его функций в этой сфере.
В России продолжается создание правового и социального государства. Следовательно, должен идти процесс преобразования административной власти в исполнительную власть. Конституция РФ назвала эту власть исполнительной, но предстоит еще много сделать, чтобы не только по названию, но и по содержанию она стала государственной исполнительной властью.
Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования.
К их полномочиям относится установление:
1) основ правового регулирования обязательного социального страхования и их видов;
2) круга лиц, подлежащих данному страхованию иимеющих право на страховое обеспечение;
3) условий назначения и размеров страхового обеспечения;
4) порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обя- зательного социального страхования и порядка их исполнения, а также утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении;
5) тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
6) базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
7) ответственности субъектов обязательного социального стра- хования при нарушении законодательства РФ.
Помимо этого федеральные органы определяют порядок хранения средств обязательного социального страхования, а также гарантии устойчивости финансовой системы данного страхования.
Оперативное управления органами, осуществляющими социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, возложено на органы государственной исполнительной власти -Минтрудсоцзащиты России, Минобрнауки России, Минобороны России и др., а также подведомственные им органы. Деятельность органов, осуществляющих социальное обеспечение, не должна быть произвольной. Она должна подчиняться определенным правилам, т. е. должна быть организованной. Управление социальным обеспечением является частью другого понятия - осуществления социального обеспечения.
• Общее понятие государственной системы социального обеспечения.
При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность. Следовательно, государственное социальное обеспечение можно представить в виде некой целостной системы, состоящей из множества элементов или нескольких подсистем (последние тоже могут делиться на части, элементы). В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр.
По формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:
1) обязательное социальное страхование;
2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований.
В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например,
- субъектный состав;
-граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения;
-органы, их предоставляющие;
-источники финансирования социального обеспечения
-единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т.д.
Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения, которую условно можно представить следующим образом:
- пенсионная система;
- система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;
- система социальных услуг (социального обслуживания);
- система социальной медицинской помощи и лечения;
- система государственной социальной помощи;
- система социальных льгот и преимуществ.
Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т.п. Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели - материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.
• Государственная пенсионная система
Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем - это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников - страховых платежей и средств государственного бюджета.
Страховая пенсионная система - это система создаваемых го- сударством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система- система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования;
круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др.
Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения. Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.
Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пен- сионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями. Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются- граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».
Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системеимеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Ктаковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.
Государственная система социальных услуг (социального обслуживания)
Наряду с денежной формой социального обеспечения граждан - в виде пенсий и пособий - в России действует и широко разветвленная натуральная форма государственной системы социального обеспечения - в виде социальных услуг, социального обслуживания.
В федеральных законах, регулирующих отношения по социальному обслуживанию граждан, не было однозначного указания на формы и виды социального обслуживания и социальных услуг. Лишь с 1 января 2015 года определены формы социального обслуживания. К таковым относятся: социальное обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание; стационарное социальное обслуживание. Перечисленные формы социального обслуживания граждан осуществляется в следующих типах учреждений: стационарные учреждения социального обслуживания; комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних); центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; иные учреждения, предостав- ляющие социальные услуги.
С 1 января 2015 года законодательно определена государственная система социальных услуг, которая может быть представлена в следующем виде:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-трудовые;
- социально-правовые;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочные социальные услуги.
Данный перечень услуг предоставляется разным категориям граждан: пожилым, инвалидам, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы) социального обслуживания. Набор услуг, оказываемых гражданам, законодательно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Система социального обслуживания пожилых и инвалидов включает в себя три основные подсистемы:
- стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
- полустационарное социальное обслуживание пожилых и
инвалидов;
- социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.
В системе срочного социального обслуживания можно выделить подсистемы:
- временного приюта;
- бесплатной социально-консультативной помощи.