Материальная и духовная культура раннеплеменных союзов (саки,усуни, канлы, гунны)
Саки
В ходе объединения отдельных племён в племенные союзы складывались для всего союза племён культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов. Саки создавали высокую культуру для того времени. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племён саков особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль» сложившийся в 7-6 вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформляли предметы быта: одежду, посуду, оружие. Из Казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра, дикого кабана, марала, верблюда, степного орла. Материалом для изготовления изделий служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и резьба по кости, рогу, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойником они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп саки применяли бальзамирование. Приклонялись солнцу и огню. Племена саков на территории Казахстана смешались с усунями, канглами, аланами. С этого времени (3 в. До н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
Гунны
Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила далее ее главные элементы. Ко времени образования этих стран относится повсеместное распространение изделий из железа, возникает простой ткацкий станок, обширное развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.Гунны имели довольно развитую материальную культуру и способности военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им отлично вооруженных врагов, брать его укрепленные городка. Материальная культура усуней и кангюев также изучена довольно много. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали калоритные и выразительные материалы, которые разрешают представить нрав жилищ ранешних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее главные типы, выяснить о орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранешних кочевников является юрта. Иной тип жилища - крупная повозка, запряженная быками и верблюдами. Снутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния обладателя. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таковым образом, невзирая на мощное желание современных историков созидать их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эпохи были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некие из таковых поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и остальные у кангюев. Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась огромной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилье короля Аттилы, державшего весь варварский мир, схожее обиталище предпочитал он завоеванным городам».Родовые кладбища ранешних кочевников размещались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и традиционно состояли из маленьких курганов. Более выдающиеся монументы гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Главные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений размещались могильники. Парней хоронили с орудием - кинжалами, клинками, с луками и стрелами. В дамских захоронениях преобладали декорации - серьги, кольца, браслеты, колье из бус.
В наскальных изображениях гуннов нередко встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов тесновато соединено с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эпохи на замену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, увенчанные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.Знаками духа предков были неповторимые статуэтки парней и дам из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Монументы иллюстрируют идеологические представления стародавних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.
духовная культура данных народов обусловливается их образом жизни. А именно тем что они были воинствующими кочевыми племенами, поклонялись богам войны таким как Айрес устрой общество был патриархальным за исключением сарматов. Культовыми животными для них были лошадь, сокол, волк, змея это ярко просматривается в предметах быта данных народов произведениях искусства. Государственность была примитивна на уровне племенной общине, в этих племена верили в загробный мир поэтому своих умерших они хоронили с приметами быта в больших курганах.