Вопрос 1. Конституционно-правовое принуждение и ответственность
Тема 4: Принуждение и ответственность в конституционном праве. Охрана Конституции Российской Федерации
План лекции
1. Конституционно-правовое принуждение и ответственность.
2. Понятие охраны Конституции и средства ее обеспечения
3. Конституционный контроль: понятие, объекты и виды. Соотношение конституционного контроля и надзора
4. Конституционный Суд Российской Федерации
5. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
6. Осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции, прокуратурой и другими государственными органами.
Источники и литература
Источники
1. Конституция РФ 1993 г.;
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп);
3. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации (принят Конституционным Судом Российской Федерации 1 марта 1995 года N 6-Л).
Основная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – 5-е изд. – М.: НОРМА - ИНФРА•М, 2006. – С. 80-86
2. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2004. Глава 2. СПС Консультант Плюс
Дополнительная литература
1. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2004. – С. 43-67
2. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – 2-е изд. – М.: Норма, 2007. – С. 33-37
Вопрос 1. Конституционно-правовое принуждение и ответственность
Механизм конституционно-правового регулирования в случае необходимости опирается на государственное принуждение. Принуждение используется для пресечения нарушения конституционно-правовых норм, предупреждения таких нарушений, восстановления и защиты нарушенных прав. Особой разновидностью мер государственного принуждения являются меры юридической ответственности. За нарушение норм конституционного права, как и других отраслей права, может наступить уголовная, административная, гражданская или дисциплинарная ответственность. Вместе с названными видами существует и конституционно-правовая ответственность (КПО). Она отличается от других видов юридической ответственности:
1) санкции этого вида ответственности не затрагивают личную свободу индивидов (как при санкции уголовной ответственности), не ограничивают имущественный статус физических и юридических лиц (как гражданско-правовая ответственность) их применение не связано с прямым служебным подчинением (как при дисциплинарной ответственности). Эти санкции ограничивают только политические (публичные) права и свободы.
2) субъекты конституционно-правовой ответственности – всегда специальные (обычные граждане, юридические лица не могут быть ее субъектами), т.е. обладают особыми конституционно-правовыми статусами (президент, депутат, кандидат на выборах, политическая партия и т.д.)
3) эта ответственность имеет ярко выраженный политический характер
4) не существует единой процедуры привлечения к конституционно-правовой ответственности, каждый мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой собственный порядок ее применения.
Сочетание КПО с другими видами юридической ответственности. В одних случаях применение того или иного вида ответственности может исключить конституционно-правовую ответственность. Например, лица, захватившие власть или присвоившие властные полномочия, привлекаются к уголовной ответственности.
В других случаях применение конституционно-правовой ответственности может исключить необходимость использования какой-либо иной ответственности. Например, отставка министра в связи с его плохой работой, как правило, снимает вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности.
Иногда конституционно-правовая ответственность используется независимо от того, использована ли другая ответственность. Например, нарушение порядка подсчета голосов влечет аннулирование результатов выборов по избирательному округу независимо от того, понесли ли виновные уголовную ответственность.
Наконец, применение другой ответственности в ряде случаев обязательно влечет и конституционно-правовую ответственность. Например, в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, соответствующий законодательный (представительный) орган принимает решение о досрочном прекращении его депутатских полномочий.
Об ответственности принято говорить, различая негативную ответственность (как разновидность принуждения) и позитивную ответственность (как осознанное и активное исполнение людьми своих обязанностей, долга). В конституционном праве под позитивной КПО понимают применение уполномоченными субъектами юридических санкций к органам власти и должностным лицам при отсутствии в их действиях состава правонарушения. Основанием для применения мер ответственности в этом случае является негативная оценка результатов их деятельности. К мерам позитивной КПО относится: роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отставка Правительства, отзыв депутата избирателями в результате утраты их доверия и др.
Негативная КПО представляет собой наказание соответствующих субъектов за совершение конституционных правонарушений (т.е. их обязанность претерпеть неблагоприятные последствия применения к ним конституционно-правовых санкций). При этом конституционное правонарушение одновременно может быть и другим видом деликта (например, преступлением). Здесь общеправовой принцип «исключения двойного наказания за одно и тоже противоправное деяние» не действует (например, отрешение Президента РФ от должности по обвинению в совершении тяжкого преступления не исключает привлечение к уголовной ответственности). К мерам негативной КПО относятся:
- отрешение от должности Президента РФ;
- роспуск законодательных органов субъектов РФ федеральным законом в связи с неприведением ими своих правовых актов в установленном порядке в соответствие с актами более высокой юридической силы;
- отмена решения о регистрации кандидата в депутаты решением избирательной комиссии или судом в связи с нарушением им норм избирательного законодательства;
- отмена решения избирательной комиссии об избрании депутата в связи с отказом лица оставить должность несовместимую с депутатским мандатом;
- ликвидация общественного объединения (политической партии или др.) на основании судебного решения и др.