Основные положения теории правового государства, их реализация в современном конституционном законодательстве

Во все времена, когда общество стремилось освободиться от тормозившего его развитие гнета, звучали призывы к правовому государству как антиподу деспотического правления. И сейчас правовое государство можно смело назвать наиболее значимой человеческой ценностью, призванной утвердить гуманистическое начало, справедливость, защитить права и свободы человека, обеспечить реальное народовластие.

В рамках общей тенденции приобщения к мировым общечеловеческим ценностям общество России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства, которое до настоящего времени находится в процессе становления, что объясняет важность и актуальность раскрытия теории правового государства, изучение ее истории и современного развития.

Как видно из истории возникновения и формирования теории правового государства, ученые по-разному определяют понятие правового государства, выделяют различные его признаки. Тем не менее, это не освобождает от необходимости изучения и попытки сформулировать единое определение правового государства. Опираясь на отечественную и мировую литературу, можно отметить определенные признаки, выделяемые большинством авторов.

На сегодняшний день правовое государство так или иначе связывается с демократическим политическим режимом, при котором народ играет решающую роль, является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а суверенитет государства производен от суверенитета народа.

Граждане государства вправе участвовать в выборах представительных государственных органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый отельный человек является независимым и свободным, равноправным, обладает основными неотчуждаемыми правами и свободами, выполняет предусмотренные законом обязанности, а также вправе требовать от государственной власти обеспечения и защиты основных прав и свобод.

Ф.М. Раянов отметил, что, сколько бы мы ни говорили о правовом государстве, но без уважительного отношения в обществе к правам и свободам человека нет и не может быть никакого правового государства. Права и свободы человека и их обеспечение являются основной целью деятельности и верховной функцией правового государства. Некоторые авторы подчеркивают, что отношения между правовым государством и гражданами основываются на началах сотрудничества, доверия и взаимопомощи, поскольку с одной стороны, государство обеспечивается, охраняет и защищает права и свободы, заботится о благосостоянии народа и всестороннем его развитии, но в то же время и граждане помогают в осуществлении задач и функций государства, подчиняют свою деятельность правовому закону.

Основной характеристикой правового государства во все времена признается верховенство закона в правовой системе, обязательного не только для народа, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц, деятельность государства должна осуществляться исключительно на основе закона, которым оно связано и ограничено. И хотя государство само творит законы, но, как ясно выразился Джон Локк, «… кто бы не обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов…».

Закон находится на вершине правовой пирамиды, обладает высшей юридической силой, все иные правовые акты носят подзаконный характер, создаются на основе и во исполнение закона, поэтому все должны соблюдать строгую иерархию правовых установлений. Не всегда в практическом плане это получается, нередко даже сами законы противоречат друг другу, однако это свидетельствует о необходимости устранения несоответствий, но не означает возможность их не соблюдения или не исполнения.

По словам В.Ф. Яковлева, правовое государство – есть «не что иное, как образ жизни общества, которым правят не люди, а законы». Он называет ряд преимуществ управления жизнью общества через законы, их всеобщее выполнение, на которых стоит обратить внимание. Во-первых, такой способ организации общественной жизни позволяет стабилизировать ее, обеспечить непрерывность развития. Во-вторых, законы способны выразить интересы общества, потребности и права его членов, т.к. принимаются представительными органами, избираемыми населением.

В-третьих, закон в силу общеобязательности выравнивает всех, поскольку его требования и правила имеют одинаковую силу для всех граждан, органов власти и должностных лиц. На основе комплекса требований законности, их неукоснительного соблюдения создается твердый, стабильный правовой порядок, в условиях которого осуществляется нормальная жизнедеятельность всех и каждого в правовом государстве, обеспечивается справедливость, равенство, соблюдение прав.

В-четвертых, закон всегда обеспечивается возможностью государственного принуждения, в силу чего является действенным и реальным средством обеспечения порядка в обществе. Наконец, закон – универсальное средство, пригодное и для конституционного строительства общества, и для установления правил в сфере производства и экономики, для государственной защиты граждан, и для борьбы с преступностью, т.п.

Говоря о законах правового государства, нельзя оставить без внимания, важность основного закона – Конституции, которая бы четко и недвусмысленно определяла устройство государства, порядок и принципы образования представительных органов власти, на основании которой выстраивались бы стабильные политические, экономические и социальные отношения в обществе и государстве. Конституция – необходимое условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.

Необходимым признаком правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, осуществляющие государственные задачи и функции. Законодательную власть осуществляет представительный государственный орган, создающий законы и осуществляющий постоянный надзор и контроль за их соблюдением, исполнением и применением. Наряду с законотворческой деятельностью осуществляется и правотворческая, которой занимается также исполнительная власть, но как указывалось выше все иные нормативные правовые акты должны соответствовать законам.

Исполнительная власть – одно из главных направлений механизма функционирования государства, осуществляется системой государственных органов исполнительной ветви государственной власти, основываясь на законе, подзаконных актах и требованиях законности. Исполнительная деятельность обеспечивает постоянное, повседневное оперативное управление обществом и самим государством, непосредственное соблюдение, исполнение и применение правовых установлений.

Судебная власть охватывает реализацию законов и подзаконных актов в процессе осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы государства. В настоящее время исследователями иногда наряду с изложенными видами отдельно выделяется надзорно-контрольная деятельность, реализуемая специальными государственными органами самостоятельно или совместно с ведомственными государственными структурами. Другие авторы при определенных обстоятельствах рассматривают отдельно президентскую власть. Вопрос о необходимости расширения принципа разделения властей остается дискуссионным и не является предметом настоящей работы.

В правовом государстве признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, запрещается создание и деятельность общественных объединений, нарушающих целостность государства, подрывающих его безопасность, разжигающих социальную, расовую, национальную, религиозную и иные виды розни, пропагандирующих насилие, свержение государственного строя, войны.

Таковы наиболее важные характеристики современного правового государства. На основании вышеизложенного можно определить понятие правового государства как государства, основной целью деятельности которого является обеспечение и защита прав и свобод и деятельность которого осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти и подчинена общеобязательным законам.

Наши рекомендации