Тарифы водного транспорта
Введение
Водный транспорт как средство грузоперевозки является самым дешевым среди всех видов транспорта. До появления трансконтинентальных дорог он оставался самым главным транспортом в сфере грузоперевозок. К примеру, даже примитивное парусное судно преодолевало большие расстояния в несколько раз быстрее каравана. И до сих пор водные перевозки груза остается одним из основных видов грузоперевозок.
Перевозки грузов водным транспортом можно смело подразделять на морские - используемые, как правило при международных перевозках, и речные - для перевозки грузов по внутренним водоемам России. В настоящее время водный транспорт позиционируется, как наиболее экономичный, что позволяет перевозить большие объемы груза на дальние расстояния. Существует много типов судов для транспортировки грузов, но основные и наиболее часто используемые – это:
Сухогрузы – суда с большими возможностями, как правило, перевозят твердые, навалочные и штучные грузы. Зачастую имеют погрузочно-разгрузочное оборудование.
Балкеры – используются исключительно для сыпучих грузов, например руды, угля, песка, цемента.
Контейнеровозы – наверное, самый массовый и популярный тип грузовых судов, способный перевозить стандартизированные морские контейнеры. В основе своей морские контейнеры делятся на два вида – 20 и 40 футов.
Ролкер – наиболее известен, как судно типа «РО-РО». Это судно предназначено для перевозки грузового транспорта и другой колесной техники, в том числе и легковых автомобилей. Зачастую используется в местах, где затруднено автомобильное движение.
Танкеры – используются для перевозки наливных грузов.
Для перевозки большого объема груза по территории России, необходимо обязательно рассматривать суда типа «река-море». Такие суда, используя водные маршруты, сравнительно быстро доставляют грузы из западных регионов в Сибирь и на Дальний Восток, используя Северный морской путь, волго-балтийский водный путь и крупные сибирские реки.
Перевозки грузов водным транспортом
С помощью морского и речного транспорта возможно осуществлять перевозку негабаритных и тяжелых грузов на большие расстояния с минимальными затратами. У большого числа компаний, занимающихся производственной или торговой деятельностью, периодически возникает необходимость воспользоваться услугами грузоперевозки с помощью водного транспорта. Иногда транспортировка тяжелых грузов является единственно возможным способом доставки груза на другой континент. Также с помощью водного транспорта как средства грузоперевозки можно переправлять «генеральные» грузы, то есть не подлежащие упаковке. К такого рода грузам относятся, например, пиломатериалы, металлопрокат и др.
Международные морские грузоперевозки имеют еще одно достоинство, которое заключается в высокой надежности доставки груза. По сравнению с другими видами грузоперевозок, перевозка водным транспортом отличается низким процентом несчастных случаев и повреждений груза.
Но, несмотря на все плюсы использования морских и речных грузоперевозок, в этой сфере имеются и свои минусы. Одним из основных является сложность транспортировки. Для осуществления водных перевозок привлекается большое число специальных служб, оборудования, выполняется большое число сложных операций. В связи с такой сложностью необходимо тщательно подходить к выбору компаний, осуществляющих грузоперевозки водным транспортом, обращаясь к профессионалам в этой сфере, имеющим достаточный опыт работы и хорошую деловую репутацию.
При обращении в компанию, занимающуюся грузоперевозками водным транспортом, клиенту будет предложен целый комплекс услуг, таких как: транспортировка стандартных грузов либо негабаритных; транспортировка особо ценных грузов; каботажные перевозки груза; услуги экспедирования; перетарка груза (замена упаковки); перевалка груза на автомобильный и железнодорожный транспорт, для дальнейшей его доставки посредством авто или ж/д перевозок; консультации специалистов-логистов; страхование груза и др.
Тарифы водного транспорта
Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок – судовых, контейнерных, сборных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера. Прейскурант №14-01 используется грузоперевозчиками для построения системы ставок, а сами ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.
Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны и на тарифы на перевозки между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за 1 тонна-милю и ставка по стояночной операции в портах.
Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Различия в уровне себестоимости движенческой операции вследствие использования в разных бассейнах судов неодинаковой грузоподъемности и скорости хода, неодинаковых эксплуатационных расходов обусловливают разный уровень тарифов по бассейнам. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и выгрузку судна.
Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах регулируются государством.
Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена различиями в условиях работы в связи с разным климатом, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки, тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения – на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест.
В соответствии с принципом построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных – для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.
Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы.
На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенности и площади каюты, ярусности коек, наличием тех или иных бытовых удобств и др. Тарифы при проезде на обычных водоизмещающих судах дальних линий установлены для спальных и сидячих мест. В отношении последних они дифференцированы по категориям. На перевозки в судах пригородных и внутригородских линий тарифы разрабатываются с учетом местных условий. Тарифы на туристические перевозки определяются в зависимости от формы реализации путевок. При реализации их туристическими фирмами применяются договорные тарифы. Если туристические путевки реализуются непосредственно судовладельцем, то тариф рассчитывается исходя из себестоимости содержания судна и получения необходимой рентабельности.
При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.