Конституционное правосудие
1. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.
Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).
Существует две модели:
1) Североамериканская модель судебного конституционного контроля принята — кроме США — в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Доминиканская Республика, Мексика и др.); Австралии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Бангладеш, Израиль, Индия, Иран, Пакистан, Япония и др.); в ряде англоязычных африканских стран (как правило, там, где действует система общего права).
Особенность североамериканской модели состоит в том, что конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции. Эта модель имеет две разновидности: 1) конституционный контроль осуществляется всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, административных, уголовных) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль); 2)конституционный контроль осуществляется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (централизованный контроль).
Формально закон, признанный высшим (верховным) судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд применять его не станет. Таким образом, неконституционный закон лишается судебной защиты, фактически он утрачивает юридическую силу. В таких случаях законодатель, как правило, вскоре отменяет подобный закон. Законодательное определение полномочий общих судов по реализации конституционного контроля осуществляется с разной степенью полноты. В одних странах такое полномочие является результатом самой судебной практики (присваивается самими судами) на основе толкования своей компетенции, в других — регламентируется в общей форме либо путем перечисления конкретных правомочий в защите прав и свобод юридических и физических лиц.
2) Европейская модель судебного конституционного контроля является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Панама, Чили и др.), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция, Южная Корея и др.), Африки (Ангола, Египет, Мали, Эфиопия и др.), т. е. характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.
Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности: конституционность объектов контроля проверяют специализированные — конституционные — суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших (верховных) судов, для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (централизованный контроль).
В большинстве стран мира учреждены и действуют конституционные суды, в ряде государств — конституционные палаты (коллегии) в составе высших судебных инстанций (Конституционная палата Верховного суда Коста-Рики, Конституционная коллегия Государственного суда Эстонии). В Российской Федерации действует европейская модель судебного конституционного контроля в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ.
В федеративных государствах существуют как федеральный конституционный суд, так и конституционные суды субъектов федерации, которые, правда, не образуют единую инстанционную систему судебного конституционного контроля (Германия, Россия и др.).
Наряду с североамериканской и европейской моделями судебного конституционного контроля существуют и смешанные модели, совмещающие элементы и той и другой.
Например: Верховный суд Канады — главная апелляционная инстанция страны — рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, что типично для североамериканской модели. В то же время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства «важные вопросы права или факта», касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, полномочий парламента Канады или законодательных органов провинций, или их соответствующих правительств, а также по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения Верховного суда Канады по этим вопросам носят рекомендательный характер.
В России Конституционный суд решает вопросы о соответствии федеральных законов Конституции, нормативно-правовых актов Президента, Правительства, Государственной думы, Совета Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
2. Виды судебного конституционного контроля.
Наиболее распространённым и значимым полномочием судов является конституционный нормоконтроль: проверка конституционности законов, подзаконных нормативных актов, внутригосударственных и международных договоров.
Виды:
1) обязательный (императивный)(в ряде случаев обязательный нормоконтроль, например судья пришедший к убеждению что закон противоречит конституции, не может применить его в конкретном деле и он должен обратиться в КС) и факультативный(осуществляется по инициативе ф.л. или ю.л. ).
2) предварительный( проверка после принятия парламентом, но перед вступлением в силу) и последующий (на вступившие в силу, на юр. действующие).
3) абстрактный (проверка осуществляется вне связи с конкретным делом) и конкретный(в частности для индивидов, юр. лиц)
4) материальный (проверка соответствия содержания акта положениям конституции) и формальный (проверяется соблюдение конституционных требований относительно формы акта, правомочности органа издать оспоренный акт, процедуры его принятия, опубликования и введения в действие).
5) консультативный (обязывает к рассмотрению решения КС либо аналогичного ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта закона или самого закона, принятого парламентом) и учреждающий (не подлежит обсуждению и сомнению, его результаты обязательны для участников конституционного судопроизводства, и для всех субъектов права).