Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

Тема 2. Сущность и роль налоговых платежей.

План

1. Происхождение налогов. Основные этапы их развития.

2. Налоговые теории: понятие и виды.

3. Понятие и признаки налога.

4. Соотношение налога и других обязательных платежей.

5. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение.

6. Функции налогов.

7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.

Вопросы и задания

1. С чем связано появление налогов в обществе? Какие этапы можно выделить в развитии налогообложения?

2. В чем заключались особенности развития налогообложения в России?

3. Дайте определение налоговой теории. Что изучают общие и частные теории налогообложения?

4. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие сущность и предназначение налогов. Какая теория кажется вам наиболее обоснованной и почему?

5. В чем заключается содержание частных теорий налогообложения?

6. В каких аспектах можно рассматривать понятие налога? Как соотносятся понятия «налог», «налоговый платеж», «обязательный платеж», «парафискалитет»?

7. Дайте юридическое определение налога, охарактеризуйте его признаки.

8. Назовите понятие и отличительные признаки сбора. Что представляет собой государственная пошлина? В каких случаях она уплачивается?

9. Разграничьте налог и сбор по юридическим характеристикам.

10. В чем заключаются основные функции налога? Как они соотносятся с дополнительными функциями?

11. В чем заключается «установление налогов» и «введение налогов»?

Задачи и упражнения

№ 1. На основании сравнительного анализа налогового законодательства, Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках» выделите критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов. Назовите примеры парафискальных сборов.

Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?

Однако, помимо всех этих сборов последнее время некоторые авторы выделяют так называемыепарафискальные сборы(прафискалитеты) (См. Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение, 2007, № 7; Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение, 2007, №5).

Одной из отправных точек для выделение группы парафискальный сборов стало Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П, в котором анализируются положения Федерального закона "О связи", посвященные отчислениям операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. А также, возможно, существование выделения группы подобных платежей в иностранных правовых системах.

Парафискалитет - это сбор, установленный в экономических или соци­альных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного пра­ва, не являющихся государственными, местными органами.

Авторами выделяются также примерные критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов (в соответствии с источниками, ссылка на которые содержится выше):

1. Различие по субъектам, обязанным уплачивать соответствующие сборы: фискальные сборы взимаются с физических лиц и организаций, заинтересованных в получении от уполномоченного субъекта юридически значимых действий, а парафискальные сборы взимаются с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии определенной хозяйственной отрасли.

2. Важным признаком фискального сбора является возмездность, которая у парафискального сбора либо отсутствует, либо не столь очевидна (т.е. специфична).

3. Разница в цели взимания: цель фискального сбора — покрытие расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискального сбора — защита прав и интересов определенной группы субъектов.

Примеры парафискальных сборов:

1. Портовые сборы, взимаемые администрацией морских портов (кора­ бельный сбор), ФГУП «Росморпорт» (канальный, навигационный, маячный и ледокольный сборы), ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъекта­ ми, оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и экологической безопасности в порту (лоцманский и экологический сбор

2. Компенсационные выплаты за пролет над территорией Российской Федерации.

После создания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (в процессе приватизации) Аэрофлот перестал представлять за границей всю граждан-

скую авиацию России. По данным европейских парламентариев, компенса­ционные выплаты Аэрофлоту в 2003 году превысили 300 млн. долл. США, в 2004-2005 годах компенсационные выплаты иностранных авиакомпаний составили порядка 250 млн. долл. США в год. По оценкам отдельных экс­пертов, часть получаемых средств Аэрофлот передавал государственным структурам, в частности Минтрансу России, Росавиации и другим государ­ственным организациям. Для своих нужд Аэрофлот оставлял ориентиро­вочно 100 млн. долл. США (по данным Минфина России). Актуальные све­дения о состоянии дел с поступлениями компенсационных выплат ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в ходе настоящей проверки получены не были, т.к. указанное акционерное общество не являлось объектом про­верки, а сведения о размере получаемых им компенсационных выплат отно­сятся к коммерческой тайне.

3. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизве­дение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, преду­смотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (далее - РСП) (общественное объединение по управлению правами правообладателей на коллективной основе, созданное правообладателями в соответствии с нормами Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации).

Для достижения уставной цели РСП имеет право направлять до 60 % собранных средств в специальные фонды, преследующие в интересах пра­вообладателей социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные или иные общественно полезные цели. Кроме того, РСП удержи­вает до 25 % из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого возна­граждения.

Ставка и база расчета определены постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

В соответствии с указанным постановлением плательщиками - произво­дителями и импортерами оборудования и материальных носителей, уплачи­вается 1 % от цены реализации единицы оборудования или материального носителя.

Распределение собранного вознаграждения производится аккредито­ванной организацией в следующей пропорции:

- 40 % - авторам произведений, зафиксированных в фонограммах, и ав­ торам аудиовизуальных произведений;

- 30 % - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в фоно­ граммах и в аудиовизуальных произведениях;

- 30 % - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

— Отчисления оператора связи в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков (ст.ст.59 и 60 ФЗ "О связи"); 1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.

— Страховые взносы банков, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках".

Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Может появится резонный вопрос: а к чему, собственно, городить огород? Ответ простой: появилась группа платежей, которые не являются гражданско-правовыми и одновременно не подпадают под признак фискальных сборов. Следовательно, возникает "правовой вакуум", который должен быть заполнен.

№ 2. Адвокат Ковалев С.Н. подал налоговую декларацию в налоговые органы, указав предполагаемый доход за 2015 год в сумме 400 000 рублей. На основании декларации налоговой инспекцией были начислены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц. Первый авансовый платеж в сумме 26 000 рублей следовало уплатить в срок до 15.07.2015, однако Ковалев С.Н. этого не сделал, поскольку находился в отпуске.

Налоговая инспекция начислила Ковалеву С.Н. в соответствии со статьей 75 НК РФ пеню за несвоевременную уплату авансового платежа, а также штраф за неуплату налога в установленный срок.

Наши рекомендации