Развитие юриспруденции в Эпоху Средневековья

В конце XI в. вновь стали изучаться открытые памятники римского права. Особенно важным центром изучения римского права стал итальянский город Болонья, где около 1087 г. начал преподавать учитель Ирнерий (Гварнерий). Он получил широкую популярность у студентов. Студенты объединялись в особые ассоциации, называвшиеся universitas, которые получили от местных властей соответствующее правовое закрепление. Студенческое объединение получило от властей г. Болоньи специальную хартию, которая закрепляла за ней самоуправление: право на заключение договоров с преподавателями (профессорами), определение наименований преподаваемых учебных курсов, уголовную и гражданскую юрисдикцию над студентами. Преподаватели представляли собой отдельную коллегию. В дальнейшем все подобные учебные заведения получили название университетов.

В XII в. изучению права, теологии и медицины предшествовало обучение свободным искусствам (грамматике, риторике, логике, арифметике и т. д.). Первоначально в Болонье имелся только один юридический факультет.

Из обширной кодификации Юстиниана в университетах наибольшее внимание при преподавании уделялось изучению Дигест. Последние содержали в себе мнения римских юристов о большом числе различных юридических вопросов. Изучение Дигест заключалось в чтении их текста и его объяснении. Так как текст зачастую содержал трудные для понимания моменты, преподаватель разъяснял их смысл, т. е. глоссировал (glossa – «необычное слово»). Ученики записывали такие глоссы, которые постепенно стали представлять такую же ценность, как и сам источник. В свою очередь, глоссы делились на виды. Некоторые, например, давали краткое содержание комментируемых отрывков, другие излагали правовые нормы.

Однако следует отметить, что первоначально изучаемое право в университетах не являлось правом, действующим в данный момент на какой-либо территории. Это было в значительной мере мертвое римское право. Но уже в XII в. юристы начинают изучать каноническое право. Церковное (каноническое) право являлось действующим правом, оно постоянно пополнялось новыми актами и нормами, применялось в деятельности церковных судов. Поэтому при изучении римских источников анализируемый материал стал дополняться рассмотрением действующей практики. Кроме того, развивалось светское право (отдельных феодальных владений, государств и городов). Оно также обсуждалось и анализировалось с учетом положений римского права. Тем самым изучение римского права способствовало его рецепции в Западной Европе.

§ 2. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы

Рецепция римского права предстает перед нами в качестве крайне сложного и многогранного явления. Обычно считается, что рецепция римского права началась в Западной Европе в XII в. Но при этом стоит отметить, что элементы римского права, его влияние прослеживается благодаря изданию отдельных правовых сборников и в период Раннего Средневековья. Так, в 506 г. король вестготов Аларих I издает правовой сборник под названием Законы римских вестготов (или Справочник Алариха). Этот сборник содержал нормы римского права, а также выдержки из трудов римских юристов. Его действие распространялось только на галло-римское население. Последние проживали в южных областях Франкского государства. И хотя в середине VII в. действие данного сборника было приостановлено, он продолжал оставаться важным правовым источником еще длительное время. Поэтому Францию к югу от р. Луары зачастую называли страной писаного права (т. е. где действовало римское право).

Войны, которые вела Византия в Италии, также способствовали сохранению влияния римских правовых традиций. Они оказали определенное влияние на ломбардское (лангобардское) право.

Римское право оказало определенное влияние на собственно германское право, а не только на его нормы, касавшиеся отношений германцев и романизированное население.

Поэтому интерес к римскому праву, возникший в конце XI – XII в., был обусловлен не только развитием социально-экономических отношений, развитием образования, но, возможно, в какой-то степени уже существующими традициями.

Значительную роль в процессе рецепции римского права сыграли две известные школы юристов – глоссаторы и постглоссаторы. Глоссаторы являлись учеными-юристами, которые толковали римское право, и, прежде всего, Дигесты, путем составления заметок – глосс. Основателем этой школы был итальянский юрист Ирнерий (о нем уже говорилось выше).

В данный период античные традиции пользовались исключительным авторитетом. Поэтому римские правовые установления представлялись для глоссаторов вполне действующим законом, вневременным и надгосударственным. Глоссаторы занимались изучением текста Дигест, но цель этого изучения не заключалась в приспособлении норм и институтов римского права для регулирования существующих отношений. В своих изысканиях они пользовались методологической базой церковной схоластики: пытались прояснить неясные места в тексте, устранить видимые противоречия, используя приемы герменевтики, филологического анализа. Эти исследования способствовали формированию научной базы для преподавания права в университетах, но имели мало практического значения, хотя нормы, юридические конструкции, категории римского права могли быть с успехом использованы в реальной жизни. Среди известных глоссаторов стоит выделить Булгара, Мартина, Якоба и Аккурсия (1185 – 1263). Последний в середине XIII в. составил известный труд «Glossa ordinaria», представлявший собой итог развития школы глоссаторов.

Связать достижения школы глоссаторов с действующим правом смогли их последователи – постглоссаторы (комментаторы). Эта школа сформировалась также в Италии. Юристов часто приглашали в качестве советников по различного рода правовым вопросам. Они были вынуждены готовить заключения по проблемам действующего права, являясь советниками высокопоставленных лиц и монархов и оказывая юридическую помощь частным лицам. При том они довольно свободно толковали текст римских памятников права и его нормы. Они подгоняли римские институты под существующие потребности, фактически дополняли их новыми положениями. Толковали они и работы своих предшественников – глоссаторов. Постглоссаторы переработали римское право.

К наиболее видным представителям школы постглоссаторов относились Бартоло де Сассоферрато (1313 – 1357) и Балдус де Убалдис (1327 –

1400). Постглоссаторы вводят новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо.

Римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.

Известное значение для рецепции римского права имела и деятельность легистов (т. е. законников). Это юристы, которые в немалой степени способствовали проникновению норм римского права в правовую систему феодальной Франции. Они включали постепенно новые положения в местные сборники обычного права. Одним из самых известных французских легистов был Филипп де Бомануар (ок. 1246 – 1296). Его можно назвать первым теоретиком французского права. Он кодифицировал местное обычное право, издав сборник «Кутюмы Бовези» (т. к. служил у графа Клермонского в Бовези). Однако сборник Бомануар внес заимствования из канонического и римского права, а сам автор явно имел хорошее знакомство с Дигестами.

§ 3. Каноническое право и его значение

Каноническое право (от греч. kanon, т. е. прут, палочка, а в дальнейшем – «правило») берет свое начало в нормах, применявшихся еще в первых христианских общинах, а также в правилах, изложенных в Ветхом и Новом завете. Большое значение имели церковные постановления, принятые на Никейском Соборе в 325 г. Постепенно число канонов, изданных различными церковными институтами, множилось. При этом стоит заметить, что церковные нормы испытывали на себе серьезное влияние римского права. Прежде всего, оно прослеживалось в области вопросов вещного, обязательственного и наследственного права.

Однако большое число различных церковных постановлений, изданных за длительный период существования Церкви, привели к тому, что в конце XI – XII в. уже имелась насущная проблема систематизации канонического законодательства. Появляются первые сборники канонического права: «Собрание 74 титулов», сборники Ансельма Лукского, кардинала Деусдедита и т. д. Папа Григорий VII присвоил себе право издавать новые законы (декреталии), которые быстро стали важными источниками канонического права.

Наиболее известной и авторитетной систематизацией канонического законодательства стал труд болонского монаха Грациана (сер. XII в.) «Concoralacia discordantium canonum». В этот свод были включены апостольские каноны, папские декреталии и постановления вселенских соборов. Переработанный и дополненный труд Грациана послужил основой для Свода канонического права, изданного уже в XVI в., а сам трактат Грациана являлся источником канонического права, который глоссировали и комментировали. На этой основе возникла даже особая школа декретистов. Все это служило основой для изучения канонического права в университетах, появления «канонистов», изучавших церковное право, и «легистов», изучавших римское право. Таким образом, каноническое право, его четко разработанная структура, понятия и категории, заимствования из римского права оказали «формирующее влияние на западные понятия о природе правовой системы» . Иначе и быть не могло. Именно католическая церковь являлась в этот период наиболее влиятельной организацией в Западной Европе, она распространяла свою власть на почти всю ее территорию, а ее правовые институты и нормы не могли не являться образцом для будущих национальных правовых систем.

Велико было влияние канонического права и на формирование норм отдельных институтов и отраслей права. Это касалось брачно-семейных отношений, наследственного права, права собственности и обязательственного права. Большое значение имели нормы канонического права и для развития норм уголовного права и процесса. Существенное влияние церковное право оказало и на формирование норм конституционного (государственного) и административного права. Такие нормы присутствовали в системе канонического права, что было связано с выборным замещением папского престола и с чрезвычайно сложно системой церковного управления.

§ 4. Правовые воззрения Фомы Аквинского и Марсилия Падуанского

Большое влияние на развитие философии, методологии науки и юриспруденции оказал известный теолог и философ, доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский в обосновании положений своего учения широко использует философию Аристотеля. Он реабилитирует его учение в глазах церковных властей и приспосабливает его положения для поддержания догматов Католической церкви. По представлениям Фомы Аквинского, существует возможность рационально доказать существование Бога и отклонить любые возражения против постулатов веры. Он развивает естественно-правовое учение. Важнейшим качеством естественного права, по мнению философа, было то, что оно должно опираться на здравый человеческий смысл. Который, в свою очередь, является результатом восприятия общих принципов божественного разума, т. е. вечного закона и его отражения в человеческом разуме – естественного закона. Последний требует искать истину и Бога, уважать достоинство людей и стремиться к самосохранению и продолжению рода. Естественный закон неизменен. Напротив, закон, созданный в человеческом обществе, (т. е. позитивный закон) может изменять свое содержание. Но такие законы, изданные фактически государством, должны покоиться на естественном законе. В случае если позитивные законы отклоняются от естественного, противоречат здравому смыслу, то такой закон утрачивает свое значение и становится проявлением насилия.

Во взглядах выдающегося философа Марсилия Падуанского (между 1275 –1280 – ок. 1343 гг.) присутствуют положения, далеко опередившие свое время. В своем труде «Защитник мира» он высказал мнение, что источником власти и законов является народ, а вернее, его «лучшая» часть. Именно народ являлся творцом законов, мог издавать правовые предписания. Последние становятся обязательными и для самого народа и для лиц, осуществлявших издание законов, избранных населением. Божественные принципы естественного права, на которых будто бы покоится право, он считал лишь одной из философских теорий.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Монарх, избираемый народом, должен соблюдать предписания закона. В случае нарушения последнего его можно было сместить. Хотя сама исполнительная власть может быть устроена на различных основаниях. Но принцип ее выборности оставался у Марсилия Падуанского предпочтительным.

* * *

Таким образом, в недрах средневекового общества постепенно зрели идеи в области государства, права и науки, которым в последующую эпоху было суждено кардинальным образом переустроить всю существовавшую общественно-политическую и государственно-правовую системы Западной Европы.

Наши рекомендации