Административные правонарушения в области дорожного движения
Дорожно-транспортные происшествия и связанные с ними негативные последствия, в том числе причинение вреда жизни и здоровью людей, по-прежнему являются одной из существенных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения.
В главу 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» входят ст.ст. 12.1 - 12.37.
Для проведения анализа aдминиcтpaтивных пpaвoнapyшeний в oблacти дopoжнoгo движения необходимо привести перечень наиболее часто применяемых статей, предусмотренных КoAП PФ:
- Cт. 12.1. Упpaвлeниe тpaнcпopтным cpeдcтвoм, нe зapeгиcтpиpoвaнным в ycтaнoвлeннoм пopядкe, не прошедшим технического осмотра;
- Cт. 12.3. Упpaвлeниe тpaнcпopтным cpeдcтвoм вoдитeлeм, нe имeющим пpи ceбe дoкyмeнтoв, пpeдycмoтpeнных Пpaвилaми дopoжнoгo движeния, а также
разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
-Cт. 12.5. Упpaвлeниe тpaнcпopтным cpeдcтвoм пpи нaличии нeиcпpaвнocтeй или ycлoвий, пpи кoтopых экcплyaтaция тpaнcпopтных cpeдcтв зaпpeщeнa;
-Cт. 12.6. Нapyшeниe пpaвил пpимeнeния peмнeй бeзoпacнocти или мoтoшлeмoв;
- Cт. 12.7. Упpaвлeниe тpaнcпopтным cpeдcтвoм вoдитeлeм, нe имeющим пpaвa yпpaвлeния тpaнcпopтным cpeдcтвoм;
- Cт. 12.8. Упpaвлeниe тpaнcпopтным cpeдcтвoм вoдитeлeм, нaхoдящимcя в cocтoянии oпьянeния, пepeдaчa yпpaвлeния тpaнcпopтным cpeдcтвoм лицy, нaхoдящeмycя в cocтoянии oпьянeния;
Cт 12.9. Пpeвышeниe ycтaнoвлeннoй cкopocти движeния;
- Cт. 12.12. Пpoeзд нa зaпpeщaющий cигнaл cвeтoфopa или нa зaпpeщaющий жecт peгyлиpoвщикa;
- Cт. 12.13. Нapyшeниe пpaвил пpoeздa пepeкpecткoв;
- Cт. 12.14. Нapyшeниe пpaвил мaнeвpиpoвaния;
- Cт. 12.15. Нapyшeниe пpaвил pacпoлoжeния тpaнcпopтнoгo cpeдcтвa нa пpoeзжeй чacти дopoги, вcтpeчнoгo paзъeздa или oбгoнa;
- Cт. 12.16. Нecoблюдeниe тpeбoвaний, пpeдпиcaнных дopoжными знaкaми или paзмeткoй пpoeзжeй чacти дopoги;
- Cт. 12.18. Нeпpeдocтaвлeниe пpeимyщecтвa в движeнии пeшeхoдaм или иным yчacтникaм дopoжнoгo движeния;
- Cт. 12.19. Нapyшeниe пpaвил ocтaнoвки или cтoянки тpaнcпopтных cpeдcтв;
- Cт. 12.26. Нeвыпoлнeниe тpeбoвaния o пpoхoждeнии мeдицинcкoгo ocвидeтeльcтвoвaния нa cocтoяниe oпьянeния.
Объектом данного вида правонарушений выступает безопасность дорожного движения.
Объективная сторона административных правонарушений в области дорожного движения в большинстве случаев сопряжена с участием транспортного средства в дорожном движении
Нарушение правил, а равно невыполнение (несоблюдение) требования (обязанностей, условий) облекаются как в форму действия, так и бездействия. И хотя бездействие наиболее характерно для составов невыполнения какой-либо обязанности, тем не менее учитывая специфику регулируемой области общественных отношений, трудно дать однозначный ответ, действует при этом нарушитель либо его активность сведена на нет. Например, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ч. 2 ст. 12.13КоАП РФ), с внешней стороны состоит в движении транспортного средства, в то время как водитель обязан был привести его в состояние покоя. В то же время для того, чтобы уступить дорогу, водитель должен остановить свое транспортное средство, т.е. выполнить определенные действия, от которых он отказывается, и в данном случае однозначно бездействует.
Факультативные признаки объективной стороны административных правонарушений в области дорожного движения - это место совершения правонарушения (железнодорожные пути, автомагистрали, технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали, перекрестки; места, в которых запрещены определенные маневры; проезжая часть дороги; полоса, предназначенная для встречного движения; места, отведенные для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов; места вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, а также грузовой прицеп, прицеп-дача, кузов грузового мотоцикла; место дорожно-транспортного происшествия, жилые зоны, тоннели и некоторые другие), предмет правонарушения (транспортные средства, подложные государственные регистрационные знаки, недозволенные и разрешенные к использованию световые приборы, устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, цветографические схемы автомобилей оперативных служб, телефон), обстоятельства, включая обстановку, совершения правонарушения (наличие неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена; состояние опьянения лица, отсутствие необходимых документов или права управления транспортным средством, закрытый или закрывающийся шлагбаум, запрещающий сигнал светофора, регулировщика или дежурного по переезду, образование затора, на другом транспортном средстве включены одновременно проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал, ремонт и содержание дорог). Факультативный признак объективной стороны - способ совершения правонарушения - выделяется крайне редко, например в ст. 12.33КоАП РФ говорится об умышленном создании помех в дорожном движении путем загрязнения дорожного покрытия. Однако если под способом совершения правонарушения понимать описание отдельно взятой дорожной ситуации, в которой водитель не выполняет возложенные на него обязанности, то на квалификации это может отразиться следующим образом. Например, правонарушение, состоящее в нарушении правил маневрирования (вся статья 12.14КоАП РФ), совершенное таким способом, как невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед перестроением, следует квалифицировать по части 1 указанной статьи. Данный подход может привести к смешению понятий способа и объективной стороны состава административного правонарушения.
Субъектыадминистративных правонарушений в области дорожного движения могут быть разделены на две группы. В первую входят участники дорожного движения, к которым относятся водители, а также лица, управляющие мопедом, велосипедом, возчики, пассажиры и пешеходы. Вторая объединяет всех остальных лиц, подлежащих административной ответственности за те или иные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, не участвующих в дорожном движении напрямую, но в той или иной степени влияющих на его безопасность (должностные лица, выпускающие транспортные средства на линию, ответственные за их техническое состояние и безопасность; ремонтные организации; граждане, наносящие вред дорогам, и ряд других).
Кроме того, субъектами правонарушений в этой сфере могут быть и юридические лица (ст. 12.2, ч. 3, 12.4, 12.21.1, 12.21.2, 12.33, 12.34 и 12.35 КоАП РФ).
Оценивая субъективную сторону,следует отметить, что форма вины, мотив и цель административного правонарушения в большинстве статей главы 12 КоАП РФ не называются, в связи с чем к данным составам следует применять общие положения Кодекса о вине и презумпции невиновности (ст. 1.5, 2.1, 2.2КоАП РФ).
Неосторожность по отношению к неблагоприятным последствиям названа в ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, где речь идет о причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате нарушения Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения.
В целом за административные правонарушения в области дорожного движения может применяться пять различных видов наказаний: предупреждение; административный штраф; конфискация устройств, приборов и приспособлений; лишение права управления транспортными средствами и административный арест до 15 суток.
В настоящее время актуальным вопросом является привлечение водителей к ответственности за правонарушения, выявленные с использованием средств автоматической фиксации правонарушений. Статья 28.6.КоАП РФпредусматривает назначение административного наказания без составления протокола. Вчасти 3 указанной статьи сказано, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ (Постановление по делу об административном правонарушении). Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.