Правовое положение землеустроительной службы

В целях совершенствования порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля над охраной и использованием земель Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» в структуре местных исполнительных комитетов на базе землеустроительных и геодезических служб образованы землеустроительные службы, являющиеся территориальными органами Государственного комитета по имуществу.

Главной задачей землеустроительной службы исполкомов является осуществление государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и эффективного использования земель на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

В соответствии с возложенными задачами землеустроительные службы местных исполнительных комитетов выполняют следующие функции:

– осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, проведением и качеством землеустроительных, земельно-кадастровых работ;

– рассматривают материалы по изъятию и предоставлению земельных участков, продлению сроков пользования земельными участками, изменению границ административно-территориальных единиц, проводят при необходимости дополнительные согласования указанных материалов с заинтересованными организациями и вносят их с проектом решения на рассмотрение в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;

– рассматривают материалы по прекращению прав на земельные участки по основаниям, определённым законодательством, и вносят их с проектом решения на рассмотрение в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;

– проверяют соблюдение физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательными актами, законодательства об охране и использовании земель;

– предоставляют налоговым органам сведения о наличии у физических и юридических лиц земель (в том числе о площади, функциональном использовании и целевом назначении земельных участков) и сведения о земельных участках, находящихся во временном пользовании и своевременно невозвращённых в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, не используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в течение более шести месяцев, а гражданами – в течение более одного года;

– выявляют неиспользуемые и нерационально используемые земли, вносят в установленном порядке на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов предложения об их перераспределении;

– вносят в Госкомимущество предложения о выполнении проектно-изыскательских, научно-исследовательских и проектно-экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства, земельно-кадастровых и геодезических работ, осуществлением мониторинга земель, использованием и охраной земель на территориях административно-территориальных единиц;

– согласовывают в пределах своей компетенции проекты проведения мелиоративных, культуртехнических работ и иных проектов охраны и использования земель;

– приостанавливают проведение мелиоративных, культуртехнических, инженерно-геодезических и других работ по освоению и улучшению земель, осуществляемых без соответствующих проектов или с отступлением от них;

– составляют и представляют в Госкомимущество ежегодные отчёты о наличии и распределении земель, об осуществляемом землеустроительными службами местных исполнительных комитетов государственном контроле за использованием и охраной земель, рекультивацией нарушенных земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы;

– согласовывают программы, схемы, проекты и планы социально-экономического развития административно-территориальных единиц в области охраны и использования земель;

– изучают и анализируют рынки земли, разрабатывают предложения об их развитии;

– участвуют в приёмке работ по рекультивации нарушенных земель, мелиоративных, культуртехнических и других работ по освоению и улучшению земель;

– контролируют соблюдение условий отвода земельных участков в части возмещения убытков и др.

Землеустроительную службу местного исполнительного комитета возглавляет начальник, который является главным государственным инспектором соответственно области, района, города по использованию и охране земель, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и бланки с указанием соответствующих реквизитов. Работники землеустроительных служб местных исполнительных комитетов, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование и осуществляющих техническое обслуживание этих служб, являются государственными служащими. Руководители землеустроительных служб областных и Минского городского исполнительных комитетов назначаются на должности и освобождаются от должностей председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов с согласия председателя Госкомимущества.

Для коллективного обсуждения вопросов по регулированию земельных отношений на территории соответствующей административно-территориальной единицы и принятия решений по ним в землеустроительной службе могут образовываться коллегии в составе начальника землеустроительной службы, его заместителей, других работников землеустроительной службы. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца и являются правомочными при участии в них более половины членов коллегии. На заседания коллегии могут приглашаться заинтересованные юридические и физические лица. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании, и оформляются протоколом заседания коллегии, который подписывается её председателем. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель коллегии. В случае возникновения разногласий при принятии решения члены коллегии имеют право информировать облисполком о своём мнении в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Решения коллегии реализуются в форме постановлений, которые доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

Понятие и содержание государственного контроля в области использования и охраны земель

Задачи государственного контроля над использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Государственный контроль над использованием и охраной земель – это деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель.

В соответствии со статьёй 90 Кодекса о земле государственный контроль над использованием и охраной земель осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 82. – 5/12801; 2010. – № 118. – 5/31768] государственный контроль в области охраны окружающей среды, в том числе земель, осуществляется посредством:

– проведения государственной экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– обследования состояния земель, других природных ресурсов и объектов;

– проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

– контроля за организацией и проведением ведомственного и производственного контроля в области охраны окружающей среды;

– проведения измерений в области охраны окружающей среды;

– участия в приёмке в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, функционирование которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, а также иных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

– государственного учёта в области охраны окружающей среды;

– других действий, направленных на предупреждение вредного воздействия на окружающую среду и осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с данным постановлением государственный контроль в области охраны земель осуществляют:

• министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, который является по должности одновременно главным государственным инспектором Республики Беларусь по охране окружающей среды;

• заместители министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями главного государственного инспектора Республики Беларусь по охране окружающей среды;

• начальники специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами Республики Беларусь по охране окружающей среды;

• заместители начальников специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями старших государственных инспекторов Республики Беларусь по охране окружающей среды;

• руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами Республики Беларусь по охране окружающей среды;

• председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно главными государственными инспекторами областей и г. Минска по охране окружающей среды;

• заместители председателей областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно заместителями главных государственных инспекторов областей и г. Минска по охране окружающей среды;

• начальники специализированных инспекций областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами областей и г. Минска по охране окружающей среды;

• руководители структурных подразделений в составе специализированных инспекций областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды и их заместители, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами областей и г. Минска по охране окружающей среды;

• начальники городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно главными государственными инспекторами городов и районов по охране окружающей среды;

• заместители начальников городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, другие должностные лица указанных инспекций, исполняющие обязанности начальников в их отсутствие, которые являются по должности одновременно заместителями главных государственных инспекторов городов и районов по охране окружающей среды.

Указанные должностные лица в пределах компетенции, установленной постановлением Минприроды от 5 ноября 2004 г. № 35 «Об установлении компетенции должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды» (с измен. и дополн.) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 189. – 8/11714; Нац. реестр № 8/21064 от 15 июня 2009 г.], пользуются правами и исполняют обязанности в соответствии со статьёй 88 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» и другими актами законодательства.

При проверках соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, в том числе земель, должностные лица Минприроды и его территориальных органов имеют право:

– составлять по результатам проверок акты, выдавать в пределах предоставленных им прав обязательные для выполнения предписания по устранению выявленных недостатков;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности по поводу нарушения ими законодательства об охране земель, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства об охране земель;

– передавать в установленном порядке материалы о проведённых проверках и иные документы в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране земель.

Кроме того, государственный контроль в данной сфере осуществляется Госкомимуществом. Данный орган в пределах своей компетенции:

– контролирует целевое использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, и своевременное проведение за счёт этих средств мероприятий по освоению новых земель, повышению плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда;

– осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;

– систематически выявляет нерационально используемые или используемые не по целевому назначению земли, формирует специальный фонд земельного запаса для перераспределения земель.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы, местные администрации осуществляют на подведомственной территории в порядке, установленном законодательством, государственный контроль за охраной природных объектов, в том числе и земель.

Местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со статьями 27–30 Кодекса о земле осуществляют государственный контроль над использованием и охраной земель в границах соответствующих административно-территориальных и территориальных единиц непосредственно или через свои землеустроительные службы (кроме сельских, поселковых исполкомов, в которых такие службы не создаются).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» землеустроительные службы местных исполнительных органов осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, проведением и качеством землеустроительных, земельно-кадастровых работ, за соблюдением условий отвода земельных участков в части возмещения убытков, в том числе проверяют соблюдение физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательными актами, законодательства об использовании и охране земель.

Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль над использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу этого органа и (или) в суд.

Наши рекомендации