Функции государства – основные направления деятельности государства в которых проявляется его социальная сущность и назначение
Понятие государства.
Государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Государственная власть - разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками. Вместе с тем государственная власть имеет свои особенности. Эта власть:
во-первых, реализуется через государствои его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
во-вторых, публична. Под публичностью в широком смысле понимается характер государственной власти. В этом смысле всякая власть публична, поскольку функционирует в обществе. В теории государства и права в понятие публичности вкладывается еще и тот смысл, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним;
в-третьих, суверенна, обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне.
Верховенство государственной власти проявляется прежде всего в том, что выше нее в стране нет другой власти и все обязаны подчиняться власти государства. Что касается независимости
государственной власти, то она сама решает, вступать ли ей в какие-либо межгосударственные союзы, ассоциации, заключать ли какие-либо договоры, соглашения и др.;
в-четвертых, универсальна, она распространяется на всю территорию страны и все ее население;
в-пятых, обладает монопольным правомна издание законов и других общеобязательных актов юридического характера. Государственная власть подкрепляется силой закона, и это позволяет ей делать свои веления обязательными для всех.
- Вопрос. Государство и негосударственные организации в политической системе общества.
Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц.
Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть - это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.
Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным.
Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, производственные кооперативы и ассоциации, акционерные общества, частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань политической системы общества.
Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:
Во-первых, государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Во-вторых, государство определяет основные направления раз вития общества в интересах всех и каждого.
В-третьих, государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.
Негосударственным организациям такие свойства и функции не присущи. Они решают локальные по своему содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественной жизни. Что же представляет собой политическая система общества?
Политическая система - это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.
Все составные части политической системы общества находятся в тесном, органическом единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель - благо человека. В основе взаимоотношений государства, общественных организаций и трудовых коллективов лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга.
Государство и общественные организации - это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Будучи относительно автономными звеньями политической системы, государство и общественные организации тесно взаимодействуют между собой. Государство всемерно поддерживает самодеятельность общественных организаций. Общественные организации, в свою очередь, вся чески помогают государству решать задачи экономического, социального и культурного строительства, охраны правопорядка, участвуют в формировании самих государственных органов.
Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем: Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе.
Государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая регламентация деятельности общественных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами общественной организации.
Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.
Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.
Функционирование политической системы общества осуществляется па основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы - государственные, общественные организации, трудовые коллективы - действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.
- вопрос. Государство в условиях глобализации.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
1. В развитии глобализации государствам принадлежит скорее пассивная роль.
То, что она стала свершившимся фактом, возникли глобальные рынки -заслуга скорее экономических субъектов, чем государств.
2. Тенденция к увеличению числа независимых государств.
Глобализация, делая все более условными государственные границы и способствуя подъему национального самосознания во всех уголках планеты, поддерживает тенденцию к увеличению числа независимых государств. Перед второй мировой войной насчитывалось около 50 стран, сейчас их больше 250-ти. При создании ООН в нем было представлено 51 государство, на сегодняшний день – около 190. В будущем национальным меньшинствам окажется легче создавать независимые государства. По некоторым оценкам через четверть века на Земле будет существовать до 500 стран. Принцип территориальной целостности все больше отступает перед принципом права наций на самоопределение. Крупные многонациональные государства будут сталкиваться с растущей проблемой сепаратизма.
3. Растущее число негосударственных субъектов экономики и политики берет на себя ряд функций, ранее выполнявшихся государством.
Дневной оборот денег на мировом финансовом рынке (до 1,5 трлн.долл.) во много раз превышает годовой размер ВВП подавляющего большинства стран мира, в том числе и России. Экономическая мощь транснациональных корпораций превышает возможности правительств даже среднеразвитых стран. Хозяйственная политика отдельных государств перестает быть суверенной, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке.
Национальные и международные неправительственные организации – религиозные, правозащитные, экологические, благотворительные и иные – оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют функции социальной защиты и даже принимают участие в деятельности комитетов и комиссий ООН.
Глобальная система коммуникаций маргинализирует роль государства на информационном поле, делает практически невозможной правительственный контроль за потоками информации.
Государство в принятии решений все чаще полагается на экспертизу частного бизнеса и неправительственных организаций, располагающих по ряду вопросов большей информацией, чем госструктуры.
4. Утрата монополии государства на властные функции.
С возникновением других влиятельных институтов государство фактически утрачивает монополию на реализацию властных функций. Если не юридически, то де-факто происходит эрозия внутреннего суверенитета отдельных государств, их способность по собственному разумению формировать свои общества и решать внутренние проблемы ослабевает.
5. Утрата государством монополии на власть не означает умаление его роли.
Национальное государство (наднациональное появится еще не скоро) даже с учетом глобализации сохраняет свои центральные позиции, которые оно должно однако во многом формулировать заново и отстаивать в усиливающейся конкуренции с международными субъектами гражданского общества и экономической жизни, межгосударственными организациями, ведя с ними активный диалог.
У национального государства всегда будет преимущество (или монополия) в решении таких задач, как обеспечение порядка и обороноспособности, предоставление социальных услуг, регулирование рынка, поддержание транспортной инфраструктуры, контроль за добычей природных ресурсов, регулирование миграции, решение внутренних этнических проблем и других.
6. Стратегия правительств различных стран в связи с глобализацией неодинакова.
Те из них, кто рассматривает глобализацию как угрозу, демонстрируют защитную реакцию: вводят меры экономического протекционазма, отгораживаются от иммиграции, пытаются ограничить глобальные трансакции национальным законодательством. Подобная политика в перспективе грозит огромными издержками, связанными с уменьшением благосостояния, растущим экономическим и технологическим отставанием.
Наиболее динамичные государства, напротив, уже выступают в качестве игроков в глобальном состязании за конкурентоспособность, экономическую и инвестиционную привлекательность. В этом соревновании правительства нередко прибегают к агрессивной внешнеэкономической политике, дерегулированию, субсидированию экспорта, что также вызывает немалые перекосы. Дерегулирование ведет к снижению дееспособности государства, подстегивает в качестве ответной реакции протекционизм или национализм, субсидии оборачиваются нерациональным распределением бюджетных ресурсов.
Ни изоляционизм, ни наступательный интервенционизм сами по себе не предполагают рассчитанного на перспективу ответа на вызовы глобализации. Многообещающим оказывается более активное участие государств в процессах региональной интеграции и в развитии глобальных политических сетей.
7. Консолидация государств в решении наднациональных проблем.
Государства, хотят они того или нет, все более активно втягиваются в решение глобальных проблем. Более того, разрешение многих из них возможно более эффективно (или только) на уровне национальных государств, а не международных организаций. Здесь в первую очередь следует назвать также проблемы всемирного масштаба как изменение климата, озоновые дыры, наступление пустынь, выбросы углекислого газа, экология, преступность, эпидемии, бедность.
Именно государства и в перспективе будут заниматься многими глобальными феноменами, например, решением задач неуправляемости мегаполисов или нарастания обособленности, отчуждения индивидуума от общества. Именно государствам предстоит решать проблемы гармонизации системной конкуренции стран, создания архитектуры глобального управления.
8. Государства сами меняются или должны изменяться, чтобы не потерять конкурентоспособность в глобализирующемся мире.
Последствия глобализации и их преодоление можно осилить только в рамках дисциплинированно проводящейся государственной политики в различных областях, повышения эффективности всего управления. Критическое значение приобретают усиление финансовой и банковской системы и установление действенного контроля за нею, эффективно функционирующая система правосудия, чистота самого правительства, отсутствие коррупции.
9. Глобализация меняет роль государства в экономике, отношение между ним и независимыми хозяйствующими субъектами.
Из самостоятельного игрока на экономическом поле государство все больше превращается в арбитра. В условиях, когда экономика становится все более мобильной, обостряется конкурентная борьба за создание наилучших условий для размещения производств и привлеченния инвестиций, у государства появляется все большие возможности оживлять национальную экономику путем создания привлекательных рамочных условий.
Для крупных предпринимательских структур глобальная конкуренция за мировой капитал становится все более жесткой, и дорогу для них на международной арене может и должно прокладывать государство.
Наблюдается феномен растущего разрыва в интересах государства и крупного транснационального бизнеса, увеличивающегося между ними отчуждения, которое носит объективный характер. Бизнес заинтересован в обходе обременительных национальных правил, тогда как политики часто разрабатывают законы, как бы забывая о существовании заграницы.
Транснациональные корпорации стремятся вести дела в рамках международной системы (или ее отсутствия), государства, хоть и участвуют в формировании этой системы, имеют приоритетом внутренние проблемы. Правительствам, которые недооценивают международной мобильности экономики, и бизнесу, часто игнорирующему рамочные политические условия страны, еще предстоит выработать такие правила игры, которые позволили бы глобализации приносить плоды ( в виде экономического роста, создания рабочих мест и т.д.)
10. Глобализация радикально повышает требования к политике государства в области образования.
Все чаще вместо разговоров о «бедных странах» можно услышать о «странах с дефицитом интеллекта». Государства стремятся повысить уровень образования и профессиональной квалификации своих граждан, поскольку конкурентоспособность в решающей степени определяется наличием высокопрофессиональных человеческих ресурсов. Бедным странам оказывается все труднее выдерживать соревнование в этой сфере, к тому же они в первую очередь испытывают проблему «утечки мозгов», что в перспективе ведет к возрастанию экономического и социального неравенства государств.
11. Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного руководства.
Особенно динамично будут развиваться те страны, которые способны систематически учиться на чужом опыте. Государства должны усиленно наверстывать свое отставание от действующих по всему миру предпринимательских структур, простирающих инновации и обучающее партнерство за национальные рамки.
Конкурентоспособность государства в растущей степени зависит от того, насколько оно способно обеспечить своих граждан – особенно интеллектуальный и политический класс – всей полнотой международной и внутренней информации. Именно в этом заключается главный смысл информационной безопасности в современном государстве.
12. Глобализация меняет систему принятия государственных решений,
выдвигая на первый план принцип субсидиарности ( вопросы решаются на том уровне, который обеспечивает наиболее квалифицированную и эффективную их реализацию). Национальный уровень по-прежнему остается самым важным, поскольку только на нем существуют достаточные правовые механизмы решения самого широкого круга проблем. Но если политические цели на уровне отдельных государств становятся недостижимыми (вследствие эрозии внутреннего суверенитета), тогда они все чаще выносятся на региональный и международный уровни. Возникла также задача международной (или хотя бы региональной) совместимости национальных правовых систем и установленных правил игры для экономических субъектов.
13. Глобализация порождает общую тенденцию к децентрализации компетенции по принятию решений внутри государства.
Усложнение общественных связей, децентрализация экономической деятельности, информационных потоков приводят к невозможности их регулирования из единого центра. Это подразумевает менее иерархическое управление и координирование, порождает тенденцию к выстраиванию общества по типу сети, а не иерархии институтов.
14. Глобализация оказывает противоречивое воздействие на развитие демократических институтов.
С одной стороны, большая информационная прозрачность мира, императивы децентрализации и рыночной конкурентоспособности ускоряют распространение демократических ценностей и институтов, число формально демократических государств на планете растет. С другой стороны, выясняется, что демократия и рыночный либерализм, взятые сами по себе, не создают надежных и устойчивых к вызовам глобализации государств. Демократические Филиппины менее приспособлены к реальностям современного мира, чем квазидемократические «азиатские тигры».
Возникает новая проблема - обеспечения демократии, организационно оформленной в рамках отдельных государств, при создании системы глобального управления.
Принимая во внимание тесную связь между внутренним суверенитетом и демократией, глобализация, сокращая этот суверенитет, может способствовать ослаблению легитимации демократических институтов в рамках отдельного государства.
Все большим влиянием в мире пользуются транснациональные корпорации и неправительственные организации, руководство которых не формируется с помощью традиционных демократических процедур.
Наконец, глобализация сопровождается накоплением информации о гражданах, их поведении, а также созданием электронных баз данных об их телеметрических параметрах, структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д. По оценкам экспертов к 2015 году такие данные о 75% жителей планеты будут находиться в закодированном виде в единой системе. Тем самым резко возрастают возможности для вмешательства в личную жизнь граждан и даже для глобального контроля за поведением общественности. Это находится в очевидном противоречии с рядом основополагающих демократических принципов и потребует дополнительных мер по защите сферы частной жизни.
15. Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой государств.
Политика, выходящая за рамки одной страны, охватывает все более широкий круг проблем. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика все сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают привычную роль единственного представителя страны на международной арене. Все острее встает проблема институционального обеспечения координации внешнеполитических линий различных ведомств, причем как внутри государств, так и между ними.
Избиратели, правительства и парламенты все еще мало задумываются над тем, насколько решение ими внутренних проблем воздействует на остальной мир и зависит от него.
16. Глобализация заметно осложняет проведение и меняет содержание внешней политики государств.
По сравнению с прежними временами, когда положение в мире определялось отношениями между двумя десятками государств, сейчас приходится иметь дело с двумя сотня
- вопрос. Понятие и классификация функций гос-ва
Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий(механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Функции государства – основные направления деятельности государства в которых проявляется его социальная сущность и назначение.
Существенными признаками функций государства являются:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни
общества;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая
реализуется в функционировании государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей,
встающих на каждом историческом этапе;
4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные
применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.
Классификация функций государства
Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями
для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности;
территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные
отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в
которые они облекаются, и др.
К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам
деятельности, основанную на принципе разделения властей.Соответственно этому функции
подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная
классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них
осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной
из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
По продолжительностидействия функции государства подразделяются на постоянные и временные.Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи
государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой
общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики
утрачивают значение.
Функции государства по значимостиможно делить на главные и производные
(вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или
ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции
сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля,
которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а
также к функции обеспечения законности и правопорядка.
Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций,в которых идут процессы
количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В
отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение
государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления
деятельности и в воздействии на общественные отношения.
Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на
внутренние и внешние.Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри
данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных
отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между
собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым
ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи
общиефункции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается
классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом
выделяются пять таких общих функций:
экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе
посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);
политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и
общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления
противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;
социальная - охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по
удовлетворению социальных потребностей людей,
поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда,
его оплаты, быта и др.;
идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация
образования, поддержание науки, культуры и др.;
экологическая - охрана окружающей среды.
Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним
функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения
и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка,
а к внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание
мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе
в решении глобальных проблем современности.
Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание деятельности
государства на современном этапе развития.