Формы политического режима. Политические режимы в различных
Типах государства.
Вопрос об этом элементе формы государства относится к числу не совсем устоявшихся.
Во-первых, данный элемент формы государства стал признаваться в качестве такового не так давно — с 60-х гг. прошлого столетия.
Во-вторых, само понятие государственного режима является дискуссионным, еще не до конца не ясным.
В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т. п.
Наиболее часто государственный режим отождествляется с политическим режимом. Поэтому необходимо вначале уточнить, что представляет собою политический режим, можно ли его называть государственным и наоборот, а также что означает термин «режим» вообще.
Понятие «режим» имеет несколько значений, причем эти значения возникали постепенно, по мере развития государства и общества.
Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, он не охватывает всю систему политических отношений, т. е. он относится к государству, к его деятельности. А как известно, политическая организация общества и государство — понятия не совпадающие. Именно поэтому политический режим — понятие более широкое, чем государственный режим; оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.
Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки:
— степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования;
— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
— гарантированность прав и свобод личности;
— характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
— степень реализации политической власти непосредственно народом;
— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;
— принципы взаимоотношения общества и власти;
— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших[80].
В отличие от политического государственный режим характеризуется следующими качественными признаками:
— способы и порядок формирования органов государственной власти и управления;
— распределение компетенции между ветвями власти;
— характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т. д.);
— государственные гарантии прав и свобод граждан; реальность этих прав и свобод;
— верховенство правовых законов в механизме правового регулирования;
— роль права в решении государственных дел;
— независимость судебной власти;
— независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства;
— место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;
— степень участия населения страны в управлении государством;
— методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов[81].
Известно, что на режим властвования в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государства влияет множество различных факторов (экономических, политических, социальных, национальных, религиозных и т. д.). Отсюда и множество разновидностей государственных режимов (либеральный, либерально-демократический и напротив, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический, тоталитарный).
Демократический режим — это организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении государственных дел, провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина. Демократический режим основывается на принципах народного суверенитета, политической свободы, равноправия, разделения власти, периодичности смены органов власти, многопартийности, плюрализма мнений, независимости средств массовой информации, многообразии форм собственности и т. д.
Тоталитарный режим — это организация власти, при которой устанавливается жесткий контроль государства над обществом и личностью, он опирается на однопартийную систему, одну идеологию, которая считается единственно правильной. При тоталитарном режиме правящая партия сращивается с государственным аппаратом, не допускаются многопартийность, плюрализм общественного мнения, средства массовой информации подчинены государству. Такой режим опирается на огромный бюрократический государственный аппарат, армию, разведку.
Авторитарный режим характеризуется тем, что вся (или почти вся) полнота власти концентрируется в руках одного лица правящей элиты, оппозиция формально провозглашается, но фактически разрешается деятельность только таких организаций, которые поддерживают правящую элиту. Региональная и местная власти подчинены центральной, политические права и свободы граждан закреплены в законодательстве, но фактически не реализуются. Формально этому режиму присущи элементы демократизма и законности. Большую роль в нем играет харизматическая личность лидера государства и руководящей партии.